Письмо к курящему другу… Психологический эксперимент над самим собой

0

 

 

Письмо к курящему другу…

Эпиграф :

«Нет ничего легче, чем бросить курить! Я сам раз сто бросал…»

М. Твен

Шалом, Петрович!

В рамках всенародной заботы о твоём здоровье, я решился представить твоему настороженно-прищуренному взору мой сколь же скромный, столь и результативный опыт как бросания, так и последующего неначинания курить. Вдруг — поможет? Ну или как минимум — не помешает…

Тут должно быть понятно, что это мой и только мой опыт и ни на какие обобщения или открытия я здесь не претендую, хотя для меня это реально сработало и работает до сих пор. Более того — подозреваю, что с появлением некоей известной книги все способные захотеть бросить побросали курить и так, но и до её появления эти мой нехитрые приёмы помогли ещё нескольким посвященным мной людям победить заразу.

Так что отнесись к этому как к некоему описанию опыта работы с собственным сознанием, принёсшему вполне себе хорошие и прочные результаты.

Итак.

Следует сказать что никаких поучительных книг я тогда не читал, их в том тысячелетии и не было, к докторам и психологам не ходил, никакими кодами не кодировался и вообще особых видимых причин бросать не имел, кроме солидного стажа — больше 20 лет — и смутного, но неуклонно нарастающего ощущения, что ничего нового, свежего и удивительного я от курения уже не дождусь, а скорее наоборот, и чем дальше, тем ещё скорее наоборот…

Тут ещё следует добавить, что к тому времени уже несколько лет я курил исключительно крепкие и вкусные сигареты Captain Black — очень…хм …рекомендую… 🙂 — на полпачки/пачку которых я перешёл с пачки/двух Camel в день за несколько лет до этого. Дополнительным стимулом перехода было то, что они сильно отличались от всех остальных сигарет, курение которых уже давно всё больше напоминало рутинный приём надоевшего лекарства — было в этом уже что-то от равнодушного выполнения застарелого супружеского долга.

Эти же удивляли тем, что были каждый раз заново вкусны, ярки, от них полузабыто кружилась голова и меня вдруг начал окружать в дополнение (а местами — и в противовес…) к моему собственному ещё и настоящий такой «мужской» сигарный запах — по утверждениям знакомых мне тогда альтисток.

Так что мне в тот период курить очень даже нравилось, и даже пожалуй именно тогда — особенно нравилось — а любые другие сигареты я курить уже и так в принципе не мог, они мне казались просто першистым невкусным холодным дымом без малейшей благодати, так что в некотором смысле я бросал курить не вообще, а именно этот самый Captain Black, остальные виды сигарет я уже к тому времени бросил и так, а от этих просто тащился.

И вот несмотря на всё это, а может — именно поэтому я решил это дело прекратить. И понимая, что враг матёр и опасен, я к этому делу подошёл системно.

И вот что я себе придумал.

Я ясно осознавал, что задача здесь двойная: не только и не столько бросить, сколько потом — не начать, и вторая задача становится главной и единственной немедленно сразу после выполнения первой. Смотри эпиграф…

Понимая сложность обеих задач, я сформулировал следующие принципы, которые впоследствии блестяще подтвердились в этом моём очередном психологическом эксперименте над самим собой:

1. Захоти бросить.

Это важно. Это на самом деле главное, всё остальное — технология. Умом, сердцем, по необходимости, на спор, сдуру, для себя, для других, с пониманием зачем или просто так, для попробовать перестать — но захоти! Этого нужно захотеть. Тут есть такая психологическая тонкость — у каждого курящего есть какое-то своё пусть смутное, но гордое оправдание-объяснение своего курения, так вот это захотение и нужно, чтобы это оправдание можно было нейтрализовать, чтобы оно перестало служить оправданием и следовательно — препятствием.

Сам именно стимул здесь нужен тоже только для одного: привести к решению. Себе пообещать и для себя сделать. А потом и о стимуле можно забыть, сам он не важен, его надо просто найти или придумать, и из-за него — захотеть бросить, чтобы определить это для себя как главный внутренний приказ — я хочу бросить — это обязательно надо и тогда можно уже и без объяснения причин.

И тогда оправдания курения теряют цену и смысл — которых они, впрочем, и так не имели.

Как я и говорил — у меня на тот момент никаких стимулов и не было. Ну, я их и придумал. Будешь смеяться, моим главным стимулом было — кто я? раб этой привычки или себе хозяин? типа — «тварь я дрожащая или право имею???».

И ещё одна важная вещь мне была нужна — чистота, об этом будет ниже. Как видишь, ничего серьёзного, смешно вспоминать, но — сработало. И хорошо, что ничего серьёзного…

Может, можно и без этого решения бросить, я не пробовал, но мне тогда показалось, что так вернее, и вот почему: человек, бросающий нехотя скорее всего не достигнет цели, ибо просто её не имеет, и даже если достигнет — его путь мучительнее и кайф его условен.

Знаешь, человек бросивший лет семь назад и с тех пор каждый день надсадно мечтающий о сигарете представляется мне зомби ещё более безнадёжным — тут психологический нонсенс: вместо того, чтобы перестать быть вампиром, вампир сам вырывает себе зубы, и возможная здесь склонность к мазохизму не меняет главного диагноза.

Поэтому тебе я предлагаю пойти радостным путём освобождения и достижения себе самому поставленной цели, путём безусловного кайфа, где все трудности щедро вознаграждаются и самим процессом и фактом достижением цели.

2. Итак — ты захотел. А раз захотел, появляется цель.

И тогда дальше — дело техники и технологии. Но прежде — доформулируем принципы:

— это твой путь от рабства к свободе. Посмотри, как рабов этой привычки каждые полчаса никотин дёргает изнутри словно рыболовным крючком — в дождь, на мороз, на ветер, засосать очередную порцию говна.

А ведь это — г*вно, Петрович.

У взрослых внятных людей вроде нас с тобой уже давно на этот счёт нет и не может быть никаких иллюзий. Унылое говно, без единого полезного свойства, без малейшей благости. Скажи это себе, не скрывай этого от себя.

— это твой путь к чистоте. Чистоте снаружи и внутри.

От этого жуткого запаха, от этой чёрной дряни в лёгких (я её потом год (!) выкашливал, год! думал — у меня там и лёгких-то не останется…а остаточный кашель прекратился через полтора года только…), от этой в общем-то постыдной необходимости вставлять это говно в себя любимого каждые полчаса.

В общем, ты понял по тону — курение надо возненавидеть. И всё, что с этим связано — этот мерзкий запах, этот перегар покурившего изо рта человека рядом с тобой в лифте, вонь пепельницы наутро, ну просто всё.

Это мне, кстати, было очень легко, у меня вообще к запахам очень тонкое, чувствительное и серьёзное отношение, и я всё это возненавидел, и эта ненависть помогла и в более мягкой форме меня освежает до сих пор.

Хотя — утешу — оказывается, есть и исключения: этот же запах, но от любимой женщины только усиливает желание…но там всё его усиливает…

3. Дальше. Бросив, ты можешь полюбить своё новое состояние, себя — нового, независимого, сво-бо-дно-го. Чистого, вкусно пахнущего, легко и глубоко дышащего — и свободного.

Это очень важно — полюбить себя некурящего. Вообще говоря, бросить курить — это означает заново родиться. Ты теперь другой, новый, ты — некурящий, и никогда уже не вернёшься быть прежним.

И ты такой — лучше, и ты себя таким любишь больше, и другие тебя таким любят больше, а курильщики ещё и завидуют: они-то так не могут, и вынуждены по-прежнему всем — и в первую очередь себе! — врать, что они-то курят потому что им нравится, им вкусно, им хорошо, они в любой момент бросят, и т.д и т.п.

Но — бросил ты, а они — продолжают это рабство с иллюзорными (и ты теперь это хорошо понимаешь и чувствуешь!) оправданиями.

А ты на это смотришь, их слушаешь и думаешь — неужели и я вот совсем недавно был таким и представлял из себя вот такое жалкое зрелище???

Ну — или как-то так. Полюбить себя некурящего.

То есть — итожа — бросая, ты:

идёшь из рабства к свободе, это само по себе стоит серьёзных жертв, а у тебя тут сплошные приобретения

идёшь от дерьма к чистоте

обретаешь самоуважение и уважение других

сохраняешь здоровье, это понятно, но и важно

— итд, нужное подчеркнуть, недостающее — вписать…

А теперь — чисто технические приёмы, которые я применил, разбавь их своими:

1. Выбери себе какой-нибудь яркий день для бросания.

Это ведь твой второй день рождения, он должен быть каким-то необычным, этот день, какой-то особой для тебя датой, это укрупняет масштаб события и делает его значимей, обрядовей, а следовательно — необратимее.

Я, например, выбрал ни много ни мало ночь Миллениума (с 31 декабря 1999 на 1 января 2000!) и прокурив всю эту ночь, на следующее утро проснулся в другом тысячелетии и уже некурящим. Лозунг звучал так — «в том тысячелетии я курил, в этом — не буду, а в следующем — мы посмотрим…» 🙂

Тебе я ждать следующего Миллениума всё же не советую, но вот близкое рождение (внука? внучки? чего-то я не осознал…) не менее, а вообще-то и более эпохально, и вполне подойдёт.

2. Рассказывай всем подряд, что ты бросил, как можно большему числу людей — декларируй это.

Мне, например, это было важно — увеличивало ответственность. В практическом плане — люди перестают тебе предлагать сигареты при встрече, ты же — бросил.

На самом деле этот пункт мне видится не главным, а скорее таким предохранителем от возможного трусливого бегства от самого себя к самому себе — ведь себе одному ещё можно соврать и быстренько вернуться курить, а перед другими это будет уже как-то дискомфортнее. Но тут появляется следующий пункт:

3. Очень важно! Внимание — дай себе обещание не врать самому себе.

И не нарушай его — ни-за-что и ни-ког-да. То есть — ты бросил? Да или нет? Да??? Ага. Раз — да, это значит: ты — бросил. И все. Ты — больше не куришь, вообще никогда.

Это означает — не существует никакой, совсем, вообще никакой причины, по которой у тебя во рту вдруг может оказаться сигарета. Ни-ка-кой. Ни внезапный стресс, ни успешное некурение в течение какого-то там времени, ни рюмка коньяку, ни бутылка водки. Нет такой причины.

В любом опьянении и забытье мы себя контролируем достаточно, чтобы не делать того, что делать совсем-совсем нельзя, например — не убиваем.

Так вот тебе теперь совсем-совсем нельзя закурить, ты же сам себе это решил, и сигарета, вдруг в этом опьянении или забытьи коснувшаяся твоей губы, немедленно и рефлекторно отбрасывается той же рукой, что её поднесла и — внимание! — отбрасывается неприкуренной! — и ты сам себе внутреннему немедленно даёшь в морду за измену самому себе и своему решению.

Не изменяй себе, Петрович, ты себе сам этим не понравишься потом. Кстати сказать, я этот рефлекс себе придумал — отбросить коснувшуюся губы сигарету — но применить пришлось только раз или два, в следующем пункте объясню почему.

А захотелось мне курить, я имею ввиду — серьёзно захотелось, в первые несколько месяцев может раз пять или шесть всего, поводов я уже не помню, наверное — алкоголь, но поскольку я любые поводы отмёл изначально, то и желание это я легко подавил — простым незакуриванием.

Ведь это мы водим своей рукой и берём в неё сигарету, что же я — старый-то холостяк — не хозяин своей руки? А чего же я тогда хозяин? )

4. Первые месяцы я всегда носил с собой пачку сигарет. Прямо в том же наружном кармане рубашки, что и всегда. И никакого тут мазохизма: самый простой способ избежать соблазна — это не делать из него соблазн, а несоблазнительно иметь соблазн всё время при себе.

Тогда нет этих ситуаций, когда ты случайно с кем-то стоишь, второй месяц не куря, и вот он выволакивает пачку и протягивает тебе — закурим? А ты и думаешь — а чего? уже два месяца, одну можно, раз тут такой случай, а потом я — всё, железно! и ты берёшь сигаретку… и правда всё — через две недели ты их уже сам покупаешь…

А так ты ему с таким достоинством отвечаешь — а у меня свои….

Будешь смеяться — у меня так было пару раз: ну он и говорит — а чего тогда не закуриваешь? а я ему и отвечаю — а я бросил….как в другом анекдоте…

Понимаешь? Ты не куришь не потому, что у тебя нет, у тебя — есть. Ты не куришь, потому что ты бросил.

Мне это тоже показалось тогда важным, и я этому следовал какое-то время. Забавно, что через где-то месяц мне эта пачка в кармане вдруг стала мешать запахом сухого табака под носом (карман-то нагрудный, нос — длинный, вот и доносилось), который я вдруг начал заново обонять.

Помнишь этот именно табачный запах первых-первых неприкуренных ещё сигарет, тех что мы в детстве тайком пробовали, пока ещё не втянулись, нюх наш не заварился и запах этот не исчез потом навсегда? так вот этот запах вдруг вернулся ко мне напоследок эдаким сентиментальным напоминанием-укором.

Таким вот неожиданным символическим возвращением запаха из детства замкнулся для меня двадцатидвухлетний круг курения.

В результате я эту пачку переложил в свой тогдашний портфель и продолжал всё время таскать с собой из тех же соображений, пока через несколько месяцев вдруг её там случайно не обнаружил и с удивлением понял, что начисто забыл о её существовании.

И это было первое серьёзное итоговое подтверждение, что операция — удалась.

5. Никаких таблеток, примочек, пластырей, гипнозов и прочих трат денег, времени и уверенности в себе я не применял и не собирался. То есть — может, оно и помогает, и может — с этим легче. Но мне и без этого было несказанно легко, я просто в себе это выключил, вынул и выбросил, и всё.

И никогда потом об этом не тосковал.

И ещё — если честно — мне хотелось именно самому.

Гордыня — я и не отпираюсь.

Но тут она хоть хорошему делу послужила.

Единственное, что я нашёл себе что-то, скажем так — компенсирующее отсутствие сигарет, это — да.

А именно — пиво.

Я раньше как-то пиво особо не пил — ну там полстаканчика за компанию, а тут выяснилось, что хорошее душистое плотное тёмное пиво типа бельгийских траппистов (Leffe, Westmalle, Gordon, итд), дают маленькой бутылочкой совершенно эйфорический эффект.

И я стал — иногда! — попивать пивца. Толстеть я от этого не потолстел — кстати, это тоже туфта, что ты начинаешь что-то жевать всё время вместо сигарет, полнеешь и дурнеешь.

Ни фига подобного, во всяком случае, я больше есть не стал, и пиво у меня скорее совпало по времени, чем пришло вместо.

Мне вообще кажется, что те люди, которые бросают хотя бросить, не станут эту привычку заменять чем-то (что и приводит к постоянной беготне к холодильнику за кусочками или к непрерывному жеванию жвачки), они её исключат, а это совсем другое и не предполагает замены на что-то там ещё орально-сосательное.

И пиво в этом смысле хорошо действовало всегда, просто пока были сигареты, оно как-то не востребовывалось организмом и мозгом, а тут вдруг стало — прямо на радость всем им.

Причём, нерегулярно и далеко не каждый день, но — с неизменным удовольствием.

В общем, по этому пункту — найди себе что-то взамен на всякий случай (пиво, стрельба в тире, игра в бильбоке, ну пусть — жвачка), только это должно быть что-то полезное несомненно и необязательно регулярное, для компенсации себя любимого положительными эмоциями.

Вроде награды себе за отбрасывание курения.

Кстати, жвачка как вариант мне здесь нравится меньше всего — хотя я сам тогда жевал, но я жевал и до броска, и кстати, потом перестал и уже много лет жвачку не жую вообще. И не скучаю.

6. Важно!

Не промахивай новые ощущения — каждая чашечка кофе, стакан чая, глоток свежего чистого воздуха, рюмка коньяку и поцелуй жены должны постоянно сопровождаться внятной внутренней констатацией — ух ты!

Оказывается, всё это по прежнему замечательно, и даже — вот тут давай удивимся! — даже гораздо лучше безо всякой там сигареты до, после или вовремя!

Это исключительно важно — всё время себе показывать как много ты приобрёл бросив и как много ты терял раньше, не бросая.

И последнее — по поводу утверждений о физической зависимости от никотина. Как я понимаю, под такой зависимостью утверждающие имеют ввиду некое химическое подчинение воли курильщика вплоть до полной неспособности этого курильщика себя остановить и не закурить.

Говорю о себе и от себя — врут, всё врут! Подозреваю, что это как со свино-птичьим гриппом — ребятишки унавоживают рынок для сбыта никотиновых пластырей и дорогостоящих серий уколов или чего там ещё.

И я не возражаю — все хотят жить.

Но — ни на секунду у меня не было никаких явлений в организме, которые я бы не мог контролировать, и ни на секунду я не задумался воспользоваться одним из предлагаемых костылей.

Наоборот — я очень чётко чувствовал, особенно в первые недели, насколько эта зависимость только и исключительно психологическая, и правильно настроив систему по вышеперечисленным принципам, я не испытывал ни малейших сложностей ни с бросанием, ни с неначинанием, а я себя вполне осознанно не считаю исключительно волевой личностью.  (******)

Более того, мысль о просто сигарете — с тем же самым табаком внутри — мне по-прежнему — нет, не тошнотворна, это уже давно позади, а просто совершенно непонятна…понимаешь? Как пить дешёвую сивушную водку когда есть замечательный коньяк — наверное, можно, но совершенно непонятно зачем…

Такая вот занимательная психология….

Ну вот как-то так — если в кратких, но сильных выражениях. Надеюсь, это тебе поможет помочь самому себе, и мы с тобой в твой следующий приезд будем уже вполне вместе дышать исключительно чистым воздухом Святой Земли без малейшей примеси табачного дыма….

Давай, Петрович, вперёд и Удачи тебе!

Издавна твой, некурильщик со стажем,

Лёня Б***ский

на сайте «Сознание Новой Волны»

Choose your Reaction!
Оставить комментарий