«ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ ЭВОЛЮЦИИ» — БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

2

  «ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ ЭВОЛЮЦИИ»

  

 

 

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Предыдущие главы были посвящены обзору главных стадий и уровней в развитии сознания; в последующих будут рассмотрены некоторые следствия этой модели. В них мы взглянем на динамику эволюции, которая представляет собой не что иное, как невероятный проект Атман.

***

Авторы многих научных работ о «бессознательном» просто с самого начала допускают, что оно существует — либо как процесс, либо как содержание, а затем переходят к описанию его слоев, уровней, оснований, форм или содержаний.

Очевидно, что существующее в «бессознательном» в значительной мере зависит от вопросов развития, — все бессознательное во всех своих формах не просто дано изначально.

И все же многие современные авторы предполагают, что существует некое «трансперсональное бессознательное», присутствующее с самого начала, однако вытесненное.

Но если оно похоже на вербальные формы, структуру характера, умственные способности, абстрактное мышление и на высшие структуры вообще, то оно еще не вытеснено, ибо по логике развития у него еще не было даже шанса возникнуть.

Настроившись на такую точку зрения в отношении развития и динамики в противопоставление статике и данности, Кен Уилбер рассматривает пять основополагающих типов бессознательных процессов. Это именно ТИПЫ бессознательных процессов, а не УРОВНИ, хотя и о них будет упомянуто дальше.

 

 

ОСНОВНОЕ, ИЛИ ФОНОВОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

В слово «фон» (или основа) вкладывается, по существу, нейтральный смысл; его не следует смешивать с «Основанием Бытия», или «Первоосновой». Хотя в определенном смысле это понятие и является «всеобъемлющим», фундаментально оно относится к процессу развития.

Зародыш «обладает» фоновым бессознательным; по существу, это все глубинные структуры, существующие как потенциально готовые возникнуть в какой-то точке будущего через воспоминание.

Все глубинные структуры, данные коллективному человечеству и принадлежащие каждому уровню сознания — от тела, ума, Души и Духа до грубого, тонкого и причинного, — погружены в фоновое бессознательное.

Они бессознательны, но не вытеснены, потому что еще не входили в сознание (в этой жизни; мы можем говорить о вытеснении этих высших состояний в психологии инволюции, или предрождения).

Развитие, или эволюция, состоит из серии иерархических трансформаций — развертываний глубинных структур из фонового бессознательного, начиная с наинизших (плерома и тело) и заканчивая наивысшими (Бог и Пустота).

Когда — и если — возникло все, содержавшееся в фоновом бессознательном, тогда остается только сознание: все сознательно, будучи Всем.

Как говорил Аристотель, когда все потенциальности актуализируются, то результатом будет Бог.

Заметьте, что фоновое бессознательное по большей части лишено поверхностных структур, поскольку последние в основном выучиваются в ходе развертывания (вспоминания) глубинных структур. Это похоже — но лишь похоже — на идею Юнга об архетипах, как «формах, лишенных содержания».

Сам Юнг писал, что архетип (глубинная структура) «определяется своим содержанием (поверхностной структурой) только в том случае, когда становится осознаваемым и потому наполняется материалом сознательного опыта.

Каждый человек «наследует» одни и те же базисные глубинные структуры, но каждый «выучивает» индивидуальные поверхностные структуры, которые могут быть очень схожими или совершенно несхожими со структурами других людей (разумеется, в пределах ограничений, накладываемых самими глубинными структурами)».

Чем ближе глубинная структура к возникновению в сознании, тем более мощно она влияет на уже возникшее сознание. Этот факт оказывается наиважнейшим.

Теперь все следующие четыре типа бессознательного могут быть определены относительно фонового бессознательного. Это даст нам понятие бессознательных процессов, которое будет отражать одновременно структурность и динамику, а также многослойность и развитие.

 

 

АРХАИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Человек наследует образы архаического бессознательного из своего родового прошлого, которое включает всех его как человеческих, так и до-человеческих, или животных предков. Эти расовые образы наследуются не в том смысле, что человек сознательно вспоминает или переживает те образы, которые были у его предков. Они являются скорее предрасположенностью или потенциальной возможностью переживать мир и реагировать на него так же, как это делали его предки (то есть, они являются архаическими глубинными структурами).

Таково архаическое бессознательное: это просто самые примитивные и наименее развитые структуры фонового бессознательного — плерома, уроборос и тифон. Они изначально бессознательны, но не вытеснены, а некоторые из них имеют тенденцию оставаться бессознательными и никогда отчетливо не разворачиваются в осознании, кроме как в качестве рудиментарных глубинных структур с очень небольшим поверхностным содержанием или вообще без него.

Саморефлексирующее осознание абсолютно недоступно для этих структур, и поэтому они всегда сохраняют тяжеловесный тон бессознательного, с вытеснением или без него.

Они до-вербальны и в большинстве своем до-человечны.

Архаическое бессознательное не следует путать с архетипами. Архетипы — это структуры из высшей тонкой и низшей причинной сфер, образцовые паттерны проявления, а не старые образы (паттерны – поведенческие модели, присущие представителям всего вида).

 

 

ПОГРУЖЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Это то, что когда-то в этой жизни индивида было сознательным, но сейчас скрыто от осознания. Погруженное бессознательное, в принципе, может включать в себя любую возникшую структуру — коллективную, персональную, архаическую, тонкую и так далее.

Оно также может содержать коллективные элементы, возникшие ясно и недвусмысленно, а затем вытесненные, или личные элементы, сформировавшиеся в ходе жизни, а потом вытесненные, или же смесь из тех и других.

Содержание погруженного бессознательного (или «погружающегося», ибо оно носит динамический характер) никогда не остается постоянным, поскольку в любой момент жизни индивида какой-то материал вытесняется или просто забывается за ненадобностью, а какой-то другой материал по той или иной причине всплывает из бессознательного в сознание.

Погруженное бессознательное становится бессознательным по разным причинам, располагающимся в неком континууме невнимания, который простирается от простого забывания до выборочного и далее до насильственного (динамичного) забывания (последнее и является настоящим вытеснением).

Юнг так пишет о личном погруженном бессознательном:

«Личное бессознательное включает в себя все те психические содержания, которые были забыты в ходе индивидуальной жизни.

Их следы все еще хранятся в бессознательном, даже если вся сознательная память о них утрачена.

Кроме того, там содержатся все подсознательные впечатления и восприятия, у которых оказалось слишком мало энергии, чтобы достичь сознания.

К ним следует добавить бессознательные комбинации идей, слишком слабые и слишком невнятные, чтобы пересечь порог осознавания.

И, наконец, личное бессознательное содержит все психические содержания, которые несовместимы с сознательной установкой».

Личный аспект вытесненного погруженного бессознательного — это то, что называется Тенью. Возвращенная в бессознательное, она может подвергаться сильному воздействию архаического бессознательного.

Тень может быть слабо либо предельно сильно струтурирована и очень схожа с Эго-Персоной. Вполне можно предположить, что во внутреннем мире человека существует целый мир (континуум), в котором высокоструктурированные комплексы-Тени соседствут и взаимодействуют с представителями более древних структур фонового и архаического бессознательного.

 

ВНЕДРЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Процесс трансляции по своей природе тяготеет к экранированию всех актов восприятия и переживаний, которые не отвечают базисным ограничивающим принципам самой трансляции. Это нормально, необходимо и образует основу необходимых и нормальных механизмов защиты, препятствуя подавлению или перегрузке системы Самости ее окружением, внутренним или внешним.

Это нормальное «невнимание», и оно — вопреки изобилию теорий, утверждающих, что «фильтрование» искажает реальность — абсолютно необходимо для нормального уравновешивания.

Если же процесс трансляции на любом уровне наталкивается на какие-либо задержки, то индивид транслирует свою Самость и мир неправильно (искажает или уничтожает, замещает или сжимает аспекты глубинной структуры, которая с тем же успехом могла бы правильно существовать в качестве поверхностных структур).

Это происходит различными способами, по множеству причин и выражается в «энергетических порогах» или «информационных искажениях».

Существенно то, что индивид теперь избирательно невнимателен или принудительно сдержан в своем осознании.

Он уже не просто транслирует свою Самость и мир (через посредство «нормальной невнимательности»), а «редактирует» любые угрожающие аспекты своей Самости и мира (посредством избирательного невнимания).

Вытеснение — это просто форма неправильной трансляции, но такой, которая является не просто ошибкой, а намеренным (даже если и бессознательным) редактированием, динамическим вытеснением со своими законными интересами. Человек не просто забывает, он НЕ ХОЧЕТ помнить.

Это может происходить на любом уровне сознания, хотя, естественно, специфические детали значительно разнятся, ибо инструментами сопротивления становятся структуры данного уровня, а каждый уровень несет в себе совершенно особенные структуры.

Впрочем, наиболее насильственные, патологические и характерные формы процесс, в целом, принимает на Эго-ментальном уровне и в низших тонких областях.

Уровням ниже этих не достает силы поддерживать жестокое вытеснение, а более высокие становятся настолько трансцендентными и интегрированными, что вытеснение угасает.

Высшие области имеют свои собственные формы сопротивления, но это предмет отдельного изучения.

Этот принцип лежит в основе двух главных направлений йогической практики.

В первом отвергается активность ЛЮБОЙ психической структуры и предписывается полное ментальное молчание, полный покой витального и физического, прекращение психической трансляции как от Эго, так и от внешнего мира.

Второе направление состоит в успокоении и высокой дисциплине ума, способности к правильному различению и принятии позиции беспристрастного наблюдателя.

ВСПЛЫВАЮЩЕЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Давайте теперь рассмотрим кого-нибудь, кто проделал эволюционные шаги от плеромы до телесной Самости и далее до Эго-ума. В фоновом бессознательном еше остаются глубинные структуры тонких и причинных сфер. Они еще не поднялись в сознание и, как правило, не могут возникнуть в нем, пока не появились более низкие структуры.

Здесь Кен Уилбер использует термин «emergent», который можно перевести и как «всплывающее», и как «возникающее».

Учитывая сказанное о фоновом бессознательном, термин «всплывающее бессознательное» кажется более подходящим, если его трактовать в смысле гештальт-теории, то есть как некую новую фигуру, всплывающую из фона при более внимательном рассмотрении.

Здесь имеется явная параллель с понятием кибернетики о том, что белый шум (фон) потенциально содержит в себе всю возможную информацию — возникая, она просто «всплывает» из фона.

Эту интересную параллель подметил Ст. Лем в своей книге «Сумма технологии».

Поскольку высшие структуры заключают в себе низшие, они должны развертываться последними. В любом случае смешно было бы говорить о реализации трансперсонального, прежде чем сформировалось само персональное.

Трансперсональные (тонкие и причинные) области еще не вытеснены, не экранированы от осознания, не отфильтрованы, — у них пока не было возможности возникнуть, всплыть в сознании.

Мы же не говорим о двухлетнем ребенке, что он сознательно сопротивляется изучению геометрии, — его ум пока не развился и не развернулся до той степени, которая позволила бы ему начать занятия математикой. И как нельзя обвинить ребенка в вытеснении математики, так мы не обвиняем его и в вытеснении трансперсонального.

В любой точке цикла развития эти еще не возникшие из фонового бессознательного глубинные структуры называются ВСПЛЫВАЮЩИМИ.

Для индивида на уровне Эго или Кентавра низшая и высшая тонкая, а также низшая и высшая причинная структуры будут всплывающим бессознательным. Они бессознательны, но не вытеснены (в этой жизни; здесь Кен Уилбер снова исключает инволюционную и пренатальную психологию).

Отметим, что тонкое/причинное всплывающее бессознательное разделяет некоторые характеристики архаического бессознательного, а именно: и то, и другое никогда (или еще) не было сознательным в этой жизни индивида и потому не вытеснялось, а находится в бессознательном с самого начала.

Разница между ними (помимо того, что одно низко и примитивно, а другое высоко и трансцендентно) заключается в том, что архаическое бессознательное — это прошлое человечества, а всплывающее — его будущее.

Однако бессознательное-будущее детерминировано только в отношении глубинных структур; поверхностные же еще не зафиксированы. Бессознательное-прошлое, с другой стороны, содержит не только глубинные, но и поверхностные структуры (такие, как Тень), поскольку и те, и другие уже возникли и были определены осознанием.

Теперь предположим, что развитие не останавливается на эгоическо-кентаврической сфере, — а исторически именно здесь и происходит остановка, — и что тонкая сфера сама собой начинает возникать из фонового бессознательного.

В действительности нет возможности указать точные сроки для этих высших сфер и стадий, ибо коллективное человечество эволюционировало лишь до стадии Эго, так что пока существует определенность только в отношении возникновения уровней, ведущих к этой стадии.

Вообще говоря, тонкая область МОЖЕТ начинать появляться, когда заканчивается отрочество, но вряд ли раньше. По всевозможным причинам ее возникновение будет сопровождаться сопротивлением и даже, в некотором смысле, вытеснением. Ведь у Эго достаточно сил для вытеснения не только низших, но и высших сфер, — оно способно отгораживаться от сверхсознания так же прочно, как и от подсознания.

Ту часть фонового бессознательного, возникновение которой вызывает сопротивление или вытеснение, мы называем всплывающим-вытесненным бессознательным. Это та часть фонового бессознательного, которая — за исключением возможной остановки в развитии, — остается бессознательной, миновав точку, где могла бы стать сознательной.

Поэтому мы вправе искать причины такого невозникновения, и мы находим их в целом наборе настоящих защит против трансценденции.

Среди них рационализация («Трансценденция невозможна или патологична»), изоляция или избегание отношений («Моему сознанию надлежит оставаться в границах кожи»), ужас перед смертью («Я боюсь умереть для моего Эго, что же тогда от меня останется?»), десакрализация (термин А.Маслоу для обозначения отказа видеть в чем бы то ни было трансцендентные ценности), подмена (интуитивно постигаемая высшая структура подменяется низшей с претензией на то, что низшая и есть высшая), сведение (к формам низшего знания или опыта).

Какие-то из них или все сразу просто становятся частью процессов трансляции Эго, так что оно спокойно продолжает транслировать, тогда как на самом деле уже должна начинаться трансформация.

По мнению Уилбера, поскольку психоанализ и ортодоксальная психология никогда по-настоящему не понимали природу всплывающего бессознательного в его высших формах, то каждый раз, когда в осознании начинает всплывать тонкая или причинная область, — как пиковое переживание или как тонкий свет и блаженство, — они спешат объяснить это прорывом какого-либо архаического материала или давно вытесненных импульсов.

Не зная ничего о всплывающем бессознательном, они пытаются анализировать происходящее в терминах погруженного бессознательного. Они полагают, например, что тонкая область — это не возникающая более высокая структура, а ДЕ-дифференцирующаяся низшая; не ВНЕ-временность, опускающаяся вниз, а ДО-временность, возвращающаяся вверх.

«Поэтому они прослеживают самадхи вспять, до инфантильного единства с питающей грудью, сводят надличностное единство к доличностному слиянию в плероме, низводят Бога до соска, захваченного зубами младенца, и поздравляют друг друга с разъяснением Тайны.

Все эта затея начинает уже разваливаться под собственной тяжестью, ибо слишком смехотворно то обилие вещей, которое психоанализ вынужден приписывать первым четырем месяцам жизни младенца, чтобы объяснять все, что возникает впоследствии».

(К.Уилбер).

***

Как бы то ни было, теперь, с пониманием этих шести типов бессознательного (фоновое, архаическое, погруженное, внедренное, всплывающее и всплывающее-вытесненное), а также процесса трансляции/трансформации и стадий развития, мы можем обратиться к краткому рассмотрению процесса инволюции, но до этого хочется уточнить некоторые моменты вышесказанного.

***

Начнем со следующего определения К.Уилбера:

«Итак, перед нами человек, в фоновом бессознательном которого дремлют глубинные структуры тонких и причинных сфер».

Замена изначального термина «кармическое» на термин «причинное» искажает всю картину в целом, ибо «кармическое», Карма есть высший Закон Бытия, в котором постулированы и специально оговорены кармические права и обязанности, цепи причин и следствий, а также бесчисленное множество их вероятностных сочетаний, порождающих чрезвычайно вариабельную, динамичную и практически непредсказуемую систему Вселенной.

Здесь равноправно присутствуют и Карма нынешней Вселенной, наследующей предыдущую, и Карма всех форм жизни, способов их организации и взаимодействия, и Карма каждого реально живущего индивида, сложенная, скомпонованная, родившаяся из всех его предыдущих воплощений, и Карма «жизней» всего современного человечества в целом как разумной расы – всех его народов, народностей и наций.

***

Американский исследователь не отрицает того факта, что уже на эгоической стадии возможны прорывы чего угодно, был бы достаточно мощный пик-импульс – внутренний или внешний.

Сегодня концепция пиковых состояний разработана достаточно серьезно, и наиболее полно она представлена в работах С.Грофа и Р.Ассаджиоли.

Но здесь для Эго-Личности более важно, КАК будет выглядеть это «всплывающее бессознательное», проходящее через все типы бессознательных структур.

Будет ли оно отличаться от трансляции с более высоких и реально существующих уровней и в чем будет проявляться это отличие? Чем обусловлены инициация «сверху» и несанкционированные прорывы «снизу»? Два ли это отдельных процесса или две стороны одного и того же?

В йогической и общей эзотерической традициях признается существование обоих путей трансляции: 1) уход «внутрь» с выходом ЗА пределы личностного условного настоящего; 2) осознанное отсечение всего, что лежит «ниже» столь же условно духовного с выходом в тонкие кармические области.

Существует и третий путь, предложенный Шри Ауробиндо — двуединое движение:

1) высвобождение Духа из материи;

2) восхождение к Духу и Высшему Разуму.

Иными словами, это есть возврат Божественного к себе самому через человеческое существо и нисхождение Супраментальной Силы во все структуры человека, включая материально-физическую.

Именно это нисхождение и есть то, что «видит, будучи невидимо» и призвано «вытеснять (я бы предпочел здесь термин «трансформировать»), но само уже не может быть вытеснено.

Более того, будучи воспринятым сознанием, это «бессознательное» обретает явные архетипические черты, адаптированные не к «низшему», а к максимально высокому уровню развития человека.

Однако на этом процесс не останавливается – он идет дальше, глубже и выше, стимулируя движение снизу вверх и управляя им.

Без этого управления глубинные структуры «тонкой и причинной областей» обрастают самым невероятным материалом из архаического, погруженного и личностного бессознательного.

Если же учитывать наличие универсального физического, витального и ментального, то картина такого пикового переживания может напоминать классический шизофренический эпизод с непредсказуемыми последствиями.

Именно поэтому в йоге, особенно Супраментальной, духовное становление должно опережать все остальные проявления роста, т.е. овладение универсальными силами, прохождение супрафизических миров и появление паранормальных способностей.

Еще одно, но кардинальное отличие Супраментальной Йоги от всех остальных заключается в почти «материальном» прочтении ее нисходящей части, т.е. ПРЯМОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РАБОТЕ В МАТЕРИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОМ.

Конечно, полного совпадения психологической, эзотерической, религиозной, йогической и научной доктрин быть не может по определению, однако уж коли мы исследуем эволюционные аспекты Бытия, то ни одна из них не может быть отвергнута – все они должны быть учтены и интегрированы в единой динамичное и развивающееся целое.

Владимир Фокас (2)

ИСТОЧНИК:

http://www.stihi.ru/2011/01/30/7791

***

Иллюстрация — картина Жозефины Уолл «Лед и Огонь«.

https://5dreal.com/2011/01/30/терновый-венец…ции-бессознате/

инфу прислала Любовь Куйбышева!!!

Choose your Reaction!
  • Любаша, дорогая!
    я приятно удивлена, увидев такООООй серьёзный материал.
    Автор прекрасно подал ЭТУ деликатную тему, соединив в своём исследовании несколько направлений…, пожалуй,  в самой сложной теме по психологии — тайны Души или нашего подсознания.

    «Сегодня концепция пиковых состояний разработана достаточно серьезно, и наиболее полно она представлена в работах С.Грофа и Р.Ассаджиоли«.

    Надо будет мне сделать подборку работ Ассаджиоли (…).
    Он более всего приблизился к тому, что мы получаем от наших Вознесённых Учителей, «как новую духовную концепцию».

    Пришло время восстановить права науки психология, как науки о Душе, с благодарностью, С.О.

  • Очень рада,Светочка,что ты как профессианальный психолог, не стоишь на  костылях концепций психологии,как науки, котрая утверждает,что ВСЁ знает о человеке.  Психология конечно же наука о ДУШЕ. Браво, Свет наш. Мои апплодисменты!!!!!

Оставить комментарий