Духовные законы взросления

0

Духовные законы взросления

Дипак Чопра

(отрывок)

Всем подросткам сегодняшнего и завтрашнего дня, от которых зависит судьба этого мира

Каждый родившийся ребенок – это весть о том, что Бог еще не разочаровался в людях.

Рабиндранат Тагор

 

Прежде чем ты начнешь…

Пятнадцатилетний паренек стоит на высоком зеленом холме, обозревая долину. Трава в долине еще

зеленее и гуще. Волны ее откатываются от холма одна за одной, и мальчишке кажется, что нет им ни конца ни края.

— Ты видишь? — слышится голос.

Мальчик оборачивается и видит перед собой старца.

У него длинная белая борода и лучистые глаза.

— Да, я вижу, — отвечает мальчик, но его сердце бьется так часто, что ему трудно говорить.

— Скажи мне, что ты видишь. Я хочу проверить, хорошо ли ты усвоил мои уроки, — говорит старец.

Обычные слова прощания, будь они сказаны сейчас, могли бы ранить сердце мальчика: ведь он-то думал, что белобородый старец останется с ним навсегда.

— Я вижу, что все здесь мое, — отвечает паренек. — Я принадлежу Вселенной, а она принадлежит мне.

Он простирает перед собой руки, словно стремясь

объять свои владения — высокий холм, зеленую долину и то множество лет, что ожидает его впереди. И пусть это кажется невозможным, но он действительно владеет всем этим.

— Никогда не забывай того, что ты сейчас увидел, — говорит старец. Сложив ладони, он уважительно кланяется мальчику, а тот делает то же самое, сгибаясь в еще более глубоком поклоне.

Это была наша последняя встреча. Ведь это я был тем мальчиком на холме, и всего за четыре коротких дня за то малое время, пока мы были вместе, — этот старец изменил мою жизнь. Каждый день он давал ответ на один из тех вопросов, о которых ты прочтешь в этой книге:

Есть ли у меня душа?

Как сбываются мечты?

Что является величайшей силой во Вселенной?

Как я могу изменить этот мир?

Все это важные вопросы, а в то время, когда меня распирало от юношеского идеализма, они были для меня вопросами животрепещущими. Мне мало было просто узнать готовый ответ на тот или иной вопрос — мне было важно понять. В жизни всегда есть место насущным вопросам, но эти четыре — особые, поскольку они несут в себе искру, с помощью которой ты сможешь разжечь огонь в своем сердце. С этим огнем ты проживешь увлекательную и страстную жизнь.

Белобородый старец раскрыт передо мной духовную сторону жизни, где берут начало истинные страсти и волнения души. Я хочу рассказать тебе — вплоть до мельчайших подробностей — о днях, проведенных нами вместе, чтобы ты получил то, что было дано мне. И тогда, где бы ты ни был, ты тоже изменишься. Так сделай же глубокий вдох перед тем, как ты начнешь читать эту книгу. Возможно, это будет рассказ о тебе.

День первый

Есть ли у меня душа?

Бабa

Когда мне было пятнадцать, я ходил в школу, стоявшую на зеленом косогоре, с которого открывался вид на долину, где травы были еще зеленее и гуще. Каждый день я видел этот прекрасный пейзаж, за исключением тех часов, когда долина наполнялась волнами тумана. В эти утренние часы я шел в школу, окруженный вьющейся белой дымкой, и словно шагал по облакам. И вот в один из таких дней, когда я шел своей дорогой, меня окликнул незнакомый голос.

— Подойди, — сказал он. — Я ждал тебя.

Казалось, этот голос доносился из иного мира. Думаю, тебе доводилось ходить сквозь густой туман, так что ты знаком с его тишиной, которая обволакивает тебя, словно кокон. Затем я увидел нечто странное. Какой-то старец сидел под самым большим и самым узловатым деревом из тех, что росли вдоль дороги.

— Бабa, я иду в школу, — ответил я. – Должно быть, ты ожидаешь кого-нибудь другого.

Я рос в Индии, где слово «баба» служит для вежливого обращения к тому, кого почитают мудрецом или святым.

— Нам нужно поговорить, — сказал старец очень настойчивым голосом.

Я приблизился. Бабa сидел на земле, поджав под себя скрещенные ноги. Его борода была почти такой же белой, как хлопчатые штаны и рубаха, что были на нем.

— Ты уже достаточно вырос, чтобы вникнуть в суть вещей, — молвил старец, не ожидая моего ответа, — и кто же расскажет тебе о ней, как не я?

Я почувствовал, как холодок пробежал по моей спине.

— О каких вещах ты говоришь? — спросил я.

— — О невидимых вещах. О тайных вещах. – Баба вдруг захохотал. — Каким же, должно быть, непостижимым кажется тебе все, что я сейчас рассказываю!

. Я уже начал забывать о том, что направлялся в школу. Мое воображение наполнилось множеством неясных образов. Этот сидящий скрестив ноги старец казался мне Буддой, который обрел просветление под деревом. Длинная белая борода делала его похожим на чародея вроде Мерлина, а блеск в глазах выдавал в нем такого же мудреца, как Сократ.

— Я не прошу тебя о многом. Дай мне всего один день, — упрашивал меня Баба.

Я нерешительно присел рядом с ним под искривленным узловатым деревом. Солнце уже начало рассеивать туманную мглу. Сквозь дымку мы могли рассмотреть плантации зеленого чая, раскинувшиеся по всей долине и окружавшим ее холмам.

— Мои уроки не такие, как в школе, — сказал Баба. — Я хочу научить тебя видеть по-новому и по-новому жить. .

Он указал на окружавший нас пейзаж:

— Что ты видишь? В этот самый миг, сию минуту?

— Я вижу тебя и это дерево, и еще я вижу, как туман рассеивается над долиной, — ответил я.

Баба придвинулся ко мне:

— А хочешь знать, что вижу я? Я вижу твою душу. — Его слова все сильнее увлекали меня. — Я вижу мир, которым ты будешь владеть, Я вижу вечность. — Баба замолчал, и я почувствовал, как холодок опять пробежал по моей спине. — Ты веришь мне?

— Мне хочется тебе верить, но я не вижу того, о чем. ты говоришь, — сказал я.

— Конечно, не видишь. Для этого ты должен научиться видеть по-новому. Именно за этим я тебя и нашел, -сказал он- Будь ты на несколько лет старше, я бы ничего не смог поделать. От старых привычек очень

трудно избавиться.

Я пребывал в том возрасте, в котором склонность к мечтаниям чрезвычайно велика. По правде сказать, я и старца-то не приметил сразу лишь потому, что на пути в школу был погружен в свои мечты. Сейчас мне казалось, будто я сам вызвал это видение из тумана волшебной силой своего воображения.

Взгляд старца вдруг сделался колючим.

— Я не стану рассказывать тебе сказки и предлагать смотреть на мир сквозь розовые очки, — сказал он. Тебе предстоит узнать, как устроена реальность. Ведь только реальные вещи имеют силу, даже если они похожи на волшебство.

— Пожалуй, — согласился я. У меня возникла неприятная догадка, что старец прочитал мои мысли о том, будто он — плод моего воображения.

— В реальности повсюду присутствует вечность, сказал Баба. — В реальности у тебя есть душа, которая дана тебе для того, чтобы ты эту вечность познал. Сейчас я покажу тебе, что я имею ввиду.

Старец нагнулся и подобрал горсть песка с обочины дорог. .

— Пощупай его, — велел он. — Что ты о нем скажешь?

Старец отсыпал немного песка в мои ладони.

— Он грубый, колючий и зернистый, — ответил я. — И еще он теплый от солнца.

— А ты бы удивился, если бы я сказал тебе, что никакого песка не существует? — спросил он.

Я смутился:

— Конечно же, он существует.

— Но ведь песок состоит из молекул, — сказал Баба. — А молекулы не могут быть грубыми, острыми или зернистыми. Я мог бы взять молекулы песка и превратить их в стекло, которое было бы абсолютно гладким. хотя и молекулы тоже реально не существуют.

— Почему это?

— Потому что они состоят из атомов, а атомы – это всего лишь бесформенные сгустки энергии. Их нельзя увидеть или потрогать. А ведь все реально существующие вещи можно измерить на глаз и на ощупь, не так ли? Вот и выходит, что энергия тоже не является реальной.

Теперь мне уже не хотелось спорить. Это был какой-то совершенно новый взгляд на вещи — как, собственно, мне и было обещано.

— Энергия распространяется по всей Вселенной, сказал Баба. — Но ее источником является вакуум, пустой и неподвижный. Мы не узнаем, что реально, пока не доберемся до него. Ты не против?

Старец разжал ладони, позволяя песку просочиться сквозь пальцы, и на какое-то мгновение мне показалось, что он таким образом просеивает всю Вселенную, а за одно и меня.

— Это очень странно, — пробормотал я.

— Ах, так, значит, старые представления больше не кажутся столь уж несомненными, — с довольным видом заметил старец. — Что же останется, если все прочное вдруг исчезнет у тебя на глазах?

— Ничего, — сказал я.

— Ничего! — повторил он. — Именно так. Но когда мы с тобой доберемся до источника, «ничто» превратится во «все» — в твой дух, в Бога, в бесконечную Вселенную, которой ты будешь владеть. Ну что, хочешь отправиться туда?

— Конечно! — не колеблясь ответил я.

Что я узнал

Духовность является новым способом виденья и новым способом бытия. Сказав уже одно это, Баба дал мне все, что я должен бьл знать. Ему даже незачем было использовать слово «духовность». Слова никогда не будут столь же значимы, как сама реальность. Так, в реальности на атомном уровне мы с тобой — ходячие облака, ведь в атомах больше пустоты, чем твердого вещества, и, следовательно, пустоты в нас гораздо больше, чем твердой материи (каждый человек — это более чем 99,999999 процента пустого пространства; между Землей и Солнцем его куда меньше).

Если бы не наша внешняя оболочка, в пределах которой положение вещей кажется надежным и прочным, все мы должны были бы рассыпаться и разлететься в разные стороны, превратиться в туман. Однако этого с нами не происходит. А все благодаря тому, что на самом деле мы отнюдь не пусты. Внутри нас обнаруживается невидимое нечто.

— Некая таинственная сила удерживает вместе частицы материи и придает форму сгусткам энергии, -сказал мне Баба. — Тебе стоило бы выяснить, что это за сила.

— Зачем? — спросил я.

— Потому что она есть повсюду. Она тоньше мельчайшего атома. Она неуловимей самой неуловимой энергии. И она более реальна, чем те вещи, которые тебе приходилось видеть. Даже не пытайся сравнивать ее с такими физическими силами, как гравитация или электричество, — сказал он — Если бы не это невидимое нечто — не было бы нашей Вселенной. Да и тебя тоже.

Вот так все это и .началось: мальчишка и старец отправились охотиться за невидимым нечто, которое останется реальным даже после того, как все остальное исчезнет. Лишь много лет спустя, когда я вырос, я нашел стихотворные строки, в которых точно указывалось, что именно мы пытались найти. Эти строки принадлежат перу поэта Уильяма Блейка, и можно сказать, что они являются лейтмотивом этой книги.

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо — в чашечке цветка .

Не верь глазам своим

— Мы с тобой не сможем обнаружить ничего невидимого, если ты станешь доверять своим глазам, сказал Баба. — Большинство людей чаще всего так и поступает. Это дурная привычка.

Он указал на лежащий у его ног булыжник:

— Несмотря на то ‘что этот камень — всего лишь сгусток энергии, он кажется очень твердым и тяжелым, не так ли?

— Конечно, да ведь так оно и есть. Если этот сгусток уронить на ногу- небось, больно будет, -ответил я.

— Ах, ты все еще доверяешь своим пяти чувствам, — сказал Баба. — Хотя почему бы нет? В конце концов, наш мир плоский — как раз такой, каким мы его видим.

— Ну уж в это я как раз и не верю, — сказал я.

— Ну как же, ведь солнце движется по небу и к вечеру садится на западе, разве не так? — спросил Баба. — Нет, это только так кажется, — возразил я.

— Значит, ты уже научился не всегда доверять своим глазам, — заметил Баба с усмешкой. Как я впоследствии понял, эта его усмешка означала «уж я-то знаю, в чем секрет», вот только никоим образом нельзя было предвидеть, когда она вновь появится на его лице.

— Допустим, что я не могу всегда доверять своим глазам, но как я могу доверять тому, чего совсем не вижу? — спросил я.

— Что ж, я расскажу тебе историю, в которой кроется ответ на твой вопрос, — сказал Баба. – Однажды ночью, когда ты спал, органы твоего тела вдруг разговорились между собой. Первым взяло слово сердце:

— Я устало день и ночь перекачивать кровь к желудку. Зачем мне это нужно? Лучше бы я работало само на себя.

Услышав эти слова, желудок ответил:

— Кто бы говорил! Я целыми днями только и делаю,

что перевариваю пишу, отдавая все, что мне дают. Если судить по справедливости, я тоже мог бы работать на себя.

Когда мозг услышал эти слова, он сказал:

— Я только и думаю о том, что бы положить в желудок. Тут и до нервного расстройства недалеко! Уж если кто и должен работать на себя, так это я.

— Не кажется ли тебе этот спор глупым? — спросил Баба. — Ведь на самом деле каждый орган нашего тела работает ради всех остальных его органов. Как это можно увидеть? Только благодаря воображению. Знание продвигается дальше наших ощущений. Я научу тебя смотреть На мир духовным оком. И тогда ты сможешь без труда видеть невидимое.

Что я узнал

Чтобы стать человеком духовным, ты должен поверить в нечто невидимое. Баба внушал мне эту мысль с самого начала. Прежде вceгo, перестань во всем доверять своим пяти чувствам. Эту привычку трудно сломать, ведь здравый смысл постоянно твердит тебе: «Посмотри, пощупай, попробуй, а уж потом поверь».

Но ведь я могу сделать так, что ты прямо сейчас ощутишь вкус того, чего в данный момент абсолютно не видишь.

Закрой глаза и мысленным взором представь себе ярко-желтый лимон. А теперь представь нож, который режет этот лимон на тонкие дольки. Возьми-ка и надкуси одну дольку. Ты чувствуешь, как увлажнился твой рот? Это произошло точно так же, как если бы ты и впрямь ел настоящий лимон. А все дело в той картине, которая возникла ниоткуда по воле твоего воображения и вызвала внезапную реакцию твоего организма. Миллионы клеток твоего мозгa принимали участие в создании этой картины. По нервам, что находятся в твоей голове, был послан сигнал твоему рту. Твои слюнные железы приняли этот сигнал и начали процесс слюноотделения.

Вот несколько неожиданных выводов, следующих из этого простого эксперимента.

В твоей голове не было заранее заготовленной картинки с изображением лимона. Когда ты думал о лимоне, клетки твоего мозга вовсе не включали диапроектор, чтобы вывести на экран твoeгo сознания слайд №I с надписью «Лимон». Темнота, царящая в твоем мозгу, темней, чем в самой мрачной пещере, — там нет ни ярких цветов, ни света. Oткуда бы тогда взяться этой картине?

Твой рот не ощущал вкуса лимона. В него не попадал никакой лимонный сок. Твоим слюнным железам для работы которых, как тебе казалось, требуется пища, — в данном случае не потребовалось ничего. Так откуда же тогда взялся кислый вкус во рту?

Из каких-то загадочных мест. Из тех мест, куда шаг за шагом вел меня Баба.

Все взаимосвязано

— Итак, будем считать, что ты поверил в то, что во Вселенной есть нечто, чего ты не можешь видеть, сказал Баба. — Чем же оно занимается? Если ничем, то назови ты его даже Богом, наше бытие оставалось бы всегда неизменным. Во всяком случае, люди вряд ли стали бы его искать.

— Думаю, не стали бы, — согласился я.

Солнце в небе поднималось все выше, и мы удобно расположились в прохладной тени дерева. Время от времени я испытывал внезапные приступы тревоги из-за пропущенных школьных занятий, но, слушая то, о чем говорил Баба, я понемногу успокаивался.

— Знаешь, есть одна прекрасная загадка, разгадав которую ты сможешь узнать, чем занимается это невидимое нечто.

Баба сделал глубокий вдох.

— Ну, сделай то же, что и я, — сказал он. — Разгадка скрывается где-то совсем рядом и ждет, когда ты ее заметишь.

Я глубоко вздохнул.

— Ничего не чувствую, — признался я.

— Ты ничего не ощущаешь в воздухе? – спросил Баба. — Весна! Ее нельзя не заметить. Когда птицы начинают петь, а на деревьях набухают почки, когда сердца трепещут и ты видишь, как влюбленные держатся за руки, гуляя по парку, — разве не весенний воздух служит тому причиной? Ну да, но…

— Но почему именно весной? Этому нет объяснения. Земная ось отклоняется на несколько градусов — что ж тут такого? Но снега Арктики и белый медведь знают, что пора зимней спячки прошла. Цветы знают, что настало время пускать ростки, не страшась смертельных морозов. Цикады, которые так долго скрывались глубоко в земле, знают, что пора вылезать наружу. Неужто все это вызвано небольшим отклонением оси?

Я хотел было рискнуть и высказать свою догадку, но он перебил меня: .

— Сейчас ты поймешь. Представь, что ты птица. Ты не думаешь о весне… Ты вообще не умеешь думать словами. Откуда ты можешь знать, что опять пора лететь на север и искать себе пару?

— Весенняя лихорадка?

— Неплохо, — сказал Баба. — Но давай назовем это порывом — порывом; проявляющимся исключительно весной. Этому порыву оказывается подвержено всякое живое существо. Цикада, белый медведь, цветки, птица живут порознь, но все они — каждый по-своему — испытывают один и тот же порыв. Даже в самых сумрачных глубинах океана, куда никогда не смогут пробиться лучи солнца, краб-мечехвост, узнает, что наступает пора, когда он должен преодолеть сотни миль, чтобы добраться до суши. И тогда в одну из лунных ночей на берег одновременно выползают миллионы крабов. Потрясающе!

То самое нечто, о котором мы с тобой говорили, заставляет их испытывать этот порыв. В этом-то и состоит его работа. Оно сплачивает жизнь. Но теперь мы перестанем называть его словом нечmo,- сказал Баба. Поскольку теперь ты знаешь, что делает эта невидимая сила, ты можешь называть еe настоящим именем.

— И что же это за имя? — спросил я.

— Душа.

Что я узнал

Люди могут пытаться описать сущность души миллионами разных определений, но Баба сумел сказать главное: душа — это клей Вселенной. Нет, это не просто некая вязкая масса. Душа обладает интеллектом. Вселенная держится на трех незримых устоях:

Все взаимосвязано.

Все стремится ко всему остальному. Все существует в гармонии с целым.

Твое тело — живой пример того, как работают эти три вещи. Одинокая клетка, которая не связана с другими, а эгоистично заботится лишь о самой себе, отрицая гармонию с единым целым, становится раковой клеткой. Одна негодная клетка способна заразить миллиарды других и разрушить всю стройную систему жизни. В организме нарушается обмен информацией, а это намного страшней, чем физическое повреждение. K счастью, такие клетки встречаются крайне редко (реже, чем одна на миллион), и огромное большинство этих негодных клеток погибает. Внутренний разум организма прекрасно знает, как ему управлять жизненными процессами, чтобы обеспечить максимальное выживание.

Баба не говорил; что невидимый клей Вселенной следует непременно называть душой. Сквозь века до нас дошли и другие названия: дух, Бог, божественное начало, дыхание жизни. Я также часто использую слово сущность. Сводя что-либо к наиболее чистой его форме, мы получаем его сущность. Например, из охапки роз получится всего пол-унции (около 14г.) чистой розовой сущности. Миллиарды людей в этом мире живут своей отдельной жизнью. Тем не менее душа, или дух, — это наиболее чистая часть того, что каждый из них называет жизнью. Это — твоя сущность. .

Странно, что эту сущность так нелегко найти. Блуждая в ее поисках, мы уподобляемся рыбам, которые живут в воде, ее не замечая. Должно быть, первой рыбой, обнаружившей воду, была та, что выпрыгнула из океана. Возможно, за ней гналась акула, и несчастная рыбка просто обезумела от испуга. Плюхнувшись обратно в океан, она подумала:

— Ага, так вот что такое вода! Надо же: я проплавала в ней всю свою жизнь и никогда ее не замечала.

Вот какой подарок преподнес мне Баба. Как та рыбка, что бултыхнулась обратно в море, я вдруг обнаружил, что всю свою жизнь я живу вместе с духом — внутри меня и снаружи. Он присутствует повсюду, поддерживая всеобщую взаимосвязь. Свет, что исходит от звезды, находящейся в миллиардах световых лет отсюда, — это, тот же самый свет, который дает жизнь растениям на Земле. Растения дают нам пищу; благодаря этой пище ты развивался в утробе матери, и сегодня ты смотришь на звезды теми глазами, которые эти звезды подарили тебе. Это и есть космическая взаимосвязь.

Знал ли ты, что с каждым вдохом ты вбираешь в себя миллионы тех атомов, которые выдохнул вчера кто-то, живущий в Китае? Эти атомы обитали в другом теле, способствуя круговороту крови или создавая новые клетки, а возможно, даже участвуя в зарождении ребенка. Сам того не зная, ты взаимосвязан с еще не родившимся младенцем. Вода в твоем теле имеет то же содержание солей и минералов, что и океан, — а значит, ты сам являешься вместилищем окружающего тебя океана. Те клетки твоей кожи, что остались на полотенце после утреннего душа, содержат молекулы, которые когда-то были в теле Иисуса и Будды, равно как и всех прочих великих людей прошлого.

Так наслаждайся же космической взаимосвязью. Взгляни на себя так, будто на дворе яркий весенний день. Ты полон новой жизни и энергии. Этот день прекрасен. Внутри тебя мерцает искра, и ты вдруг ясно понимаешь, что весь мир — это дом, в котором ты живешь. Вот он — момент Истинной гармонии. Баба учил меня никогда не терять это чувство единения со всем сущим.

И это было только начало. .

Тренировка души

Давай-ка разомнемся! -:- сказал Баба, вскакивая.

До этого старец сидел с поджатыми под себя ногами так неподвижно, словно он врос в землю, как то дерево, под которым мы находились. А теперь я пустился бежать, чтобы угнаться за ним.

— Начинаем тренировку, — крикнул он через плечо.

— Какую тренировку? — спросил я. Баба вел меня

к окаймленному деревьями лугу.

— Самую лучшую, — ответил он. — Это будет Тренировка души. . Не каждый может научить тебя этому. Так что считай, что тебе очень и очень повезло. Думал ли ты, что тебе так повезет?

— Да нет, вообще-то.. — Мне казалось, что старец меня дразнит. Выбрав место посреди луга, Баба огляделся вокруг.

— Здесь будет в самый раз, — сказал он. – Ложись-ка сюда.

Я упал навзничь в высокие травы, с любопытством ожидая, что будет дальше.

— А теперь посмотри на небо, — сказал Баба.

Видишь солнце?’

— Конечно. — Теперь, когда утренний туман развеялся, солнце стояло прямо надо мной.

Тогда Баба прикрыл мне глаза своими ладонями:

— А теперь видишь солнце? — спросил он.

— Конечно, нет.

— Тренировка окончена, — сообщил он с таким удовлетворением в голосе, словно я совершил чтo-тo выдающееся.

— Тоже мне тренировка! Я ничего и сделать-то не успел.

Баба всегда очень радовался, когда ему удавалось немного меня раззадорить, — это я довольно быстро усвоил.

— Когда твои глаза закрыты, ты не можешь видеть солнца, но по-прежнему знаешь, что оно есть. Ведь с ним ничего не случилось, так?

— Пока ничего, — ответил я. .

— Если бы солнце на несколько недель или месяцев зашло за тучи, ты и тогда ощущал бы свою взаимосвязь с ним, — сказал он. Я согласился. — Так и душа. Если ты попытаешься спрятаться от нее, от этого она не перестанет существовать. Приготовься, — сказал он. Посмотрим, удастся ли нам разогнать несколько облаков.

Баба нагнулся и снова протянул ко мне руки, но на этот раз он приложил их к моему сердцу.

«Ну-ка, ну-ка!» — подумал я.

Затем энергичным красивым движением он убрал руки. Не успел я и слова сказать, как легкая прохлада пробежала по всему моему телу. Я огляделся по сторонам. Весь луг наполнился волнами света. Казалось, эти волны были повсюду. В то же время они были призрачны, словно мираж.

— Как ты это делаешь? — прошептал я. Мне казалось, будто кто-то пролил свет на знакомые мне предметы — на траву, на деревья, на небо — на все, что я видели раньше. Как будто кто-то сорвал с них серую пелену, которой я прежде и не замечал.

— Я ничего не делал, — сказал Баба.

Я почувствовал, как он постучал указательным пальцем около моего сердца:

— Вся красота мира — в тебе самом. Если ты укроешь тучами свою душу, красота пропадет из виду. Но, как и солнце, она никогда не исчезает насовсем.

Я попытался заглянуть внутрь того места, на которое указывал его палец. В какое-то мгновенье я действительно что-то увидел: маленький мерцающий огонек рядом с моим сердцем. В следующее мгновение он исчез. Я сел, и луг опять стал просто лугом.

— Это на самом деле было? — дрожащим голосом

спросил я.

— Ты лишь мельком взглянул на то, что существует на самом деле, — сказал Баба. — Свет души столь же вездесущ, как и свет солнца. Когда мы закончим твое обучение, ты поймешь, что я имею в виду, и даже гораздо больше. Существует единый дух, частица которого присутствует в каждом человеке. И все же этой частицы достаточно, чтобы осветить весь мир.

Что я узнал

Так впервые Баба помог мне мельком увидеть мою душу. С тех пор мне хочется видеть ее столь же ясно, как видел ее он. И хотя зеленый луг больше никогда не покрывался для меня волнами света, я сохранил в душе воспоминания о той прекрасной минуте. Душа не умеет смыкать и размыкать веки. Это наша суть, самое чистое, что в нас есть. Все прекрасное в этом мире лишь отражает эту чистоту.

Впоследствии я узнал и другие способы, позволяющие увидеть свою душу. Всякий раз, когда в окружающем мире звенит музыка жизни, я нахожу в ней часть и своей души. Когда незнакомец ловит мой взгляд, а я замечаю, как светится радостью его лицо, я снова вижу в этом частичку моей души. Когда океан играет огнями, Словно груда драгоценных камней, или когда ветер пробегает по моей коже, я опять вижу в этом часть моей души.

Статистика утверждает, что более 90 процентов людей верят, что у них есть душа. Тогда почему же столь многие люди мучаются страхами, депрессиями и часто бывают расстроены? Ты можешь услышать бессчетное множество ответов на этот вопрос, но истинно духовный ответ может быть только один: они утратили связь со своей душой. Точнее сказать, у них душа не на месте — ведь совершенно потерять ее невозможно. В этом отношении Баба учил меня, что в жизни я могу выбрать один из трех путей:

Можно прикрыть глаза руками и никогда не видеть своей души. Это все равно как в пасмурный день не видеть за тучами солнца.

Можно видеть отдельные фрагменты своей души. Это похоже на то, как, лежа под деревом, мы наблюдаем, как между листьев пробиваются солнечные лучи.

А можно видеть свою душу постоянно. Это все равно как смотреть на солнце, когда никакие преграды не закрывают его от глаз.

От того, какой путь я выберу, будет зависеть очень многое. Когда люди не видят свою душу, они вынуждены усиленно искать смысл жизни. Они становятся беспокойными и надломленными. Они сомневаются, есть ли в жизни что-нибудь, во что они могли бы поверить. Когда же нашему взору открываются хотя бы отдельные проблески души, жизнь становится лучше.

Люди выглядят не столь подавленными и унылыми, живя в большем согласии с окружающим миром. Но их положение все еще остается шатким, поскольку стоит тучам собраться над их головой, как жизнь снова кажется им опасной и несправедливой.

Когда Баба впервые встретил меня, я уже знал, что в мире могут случаться ужасные вещи. В самый радостный весенний день можно включить программу новостей и обнаружить в них сообщения и видеорепортажи с полей жестоких сражений. Словом, я считал, что неплохо разбираюсь в жизни.

И сегодня, включив телевизор, я могуувидеть на экране сцены кровавых боев. Но Баба отвел мои ладони от моей души, и теперь кроме этих сцен я вижу многое другое.

Я вижу то, чего не скроет от меня даже, самая мрачная тьма. Душа не исчезает безвозвратно. Тучи могут спрятать ее от нас, но они не способны ее уничтожить. Они не в силах даже слегка изменить ее. Вот это и есть третий, самый лучший путь — быть уверенным в своей душе. Если ты все еще сомневаешься, иди за мной к следующему этапу тренировки души по методу, которому научил меня Баба.


Путь сердца

— Лучше всего жить так, как того требует твоя душа, — сказал Баба.

Мы оставались на лугу — я лениво лежал среди высоких сочных трав, а он сидел скрестив ноги на большом камне, наблюдая за мной.

— Я не делю людей на верующих и неверующих, сказал Баба. — Я разделяю их на тех, кто знает, как следует жить, и кто не знает.

Я сел и повернулся к нему:

— Значит, если я спрошу свою душу, что мне следует делать сегодня, она мне подскажет?

— Возможно, — сказал Баба. — Но твоя душа — не справочное бюро. Она хочет, чтобы ты сам выбирал свой путь, но при этом жил как можно лучше. Для этого у тебя есть четыре способа. Первый из них известен как путь сердца. Если у тебя есть слух, то твои уши подскажут его тебе.

— Мои уши? — Но Баба не стал дожидаться новых вопросов и приложил к губам палец. Я снова улегся в траву. Я уже почти уснул посреди ароматного луга, как вдруг мне послышались два отдаленных голоса. Их обладатели о чем-то громко спорили.

— Вор! Ты украл мои деньги! — кричал первый.

— Дурак! Я назначил справедливую цену, — вопил в ответ ему другой. — Оставь меня в покое!

Я приподнял голову, чтобыI увидеть, кто это был. Двое мужчин — видимо, местные сельские жители шли по дороге и отчаянно спорили. По их раскрасневшимся лицам было видно, что они вот-вот подерутся.

— Зачем ты прислушиваешься к ним? — шепотом спросил я. Но Баба снова приложил к губам палец, и я отступил с расспросами.

Все еще продолжая ругаться, эти двое прошли, не заметив нас. И тут же я услышал новые голоса. На этот раз, как мне показалось, это кричали ученики моей школы, спешившие по домам, чтобы пообедать (в то время это было обычным явлением в Индии).

— Я все-таки не понимаю. Они идут и болтают о всякой ерунде, — сказал я, пригнув голову так, чтобы меня не было видно. Баба кивнул мне в ответ, не проронив ни слова.

Когда дети прошли мимо, я стал ждать, не появится ли кто-нибудь еще, но слушать было больше нечeго.

— Как раз наоборот, — сказал Баба, для которого стало привычным делом читать мои мысли. — Именно сейчас тебе стоит хорошенько прислушаться.

Он указал на дорогу. Я вновь поднял голову и на этот раз увидел двух юных влюбленных. Они тоже жили в ближней деревне и недавно были помолвлены. Они шли по дороге, держась. за руки и молча смотрели друг на друга.

Когда они прошли мимо нас, Баба сказал:

— Люди бранятся, когда их сердца разобщены. Они говорят обычным голосом, когда их сердца стучат в такт. Но когда два сердца сливаются в одно, никаких слов не нужно. Так уж устроены наши сердца. В молчании ты найдешь свою душу, и дорогу к ней укажет любовь, живущая в твоем сердце.

Что я узнал

Путь сердца определяют не слова, а чувства. Сердце это обитель твоей души. Спроси любого человека: «Где находится твоя душа?» — и, почти не колеблясь, каждый укажет на свое сердце. Но люди не всегда знают, на что способно их сердце. Слышал ли ты что-нибудь о заговаривателях лошадей? Когда дикая лошадь поймана, ее необходимо укротить.

Дикие лошади боятся, когда их седлают. Их охватывает панический страх, и они начинают биться под седлом, впервые чувствуя всадника на своей спине. Поэтому обычно лошадей жестоко и грубо объезжают.

Но кто-то нашел иной способ, который называют заговариванием. Вместо того чтобы подчинять лошадь своей воле, такой заговариватель нежно обращается с ней. Смотря ей прямо в глаза и поглаживая по бокам, он успокаивает ее и вскакивает на нее, лишь когда чувствует, что животное само подает ему знак: «Садись! Я доверяю тебе». Те, кто укрощает лошадей старым жестоким способом, тратят на это многие дни. А заговариватели могут приучить дикую лошадь к седлу за несколько часов.

Главную работу здесь выполняет сердце, и когда речь идет о людях, приемы остаются те же, что и с лошадьми:

Старайся уловить настроение другого человека.

Стремись завоевать его доверие.

Живи в гармонии; не отвергай человеческих чувств.

Эти три приема не требуют слов. Более того, слова здесь будут только мешать. Ты должен захотеть проникнуть во внутренний мир другого человека. Возможно, это звучит жутковато, но, когда ты привыкнешь следовать путем своего сердца, ты увидишь, насколько это легко.

1. Улови настроение

Первый прием состоит в том, чтобы научиться по-настоящему смотреть и слушать. Простой вопрос «Как Вы себя чувствуете?» — это всегда хорошее начало. Но смотреть и слушать нужно сердцем — вот что главное. Кто-то может сказать: «У меня все в порядке», но если при этом человек выглядит скованным, его руки скрещены на груди, а речь кажется натянутой, то разве эти признаки не красноречивей любых слов?

Взглянув человеку в глаза — не уставившись, а лишь войдя в соприкосновение, — ты сможешь прочесть по ним, что он чувствует. Точно так же ты должен научиться слушать сердцем, все время улавливая настроения другого человека.

Каждый раз, когда ты встречаешь нового человека, твое сердце задается вопросами: «Хорошо ему или плохо?», «Возбужден он или подавлен?», «Беспокоится он или полон надежд?». И то же происходит в сердце каждого человека. Так не мешай своему сердцу и не притворяйся, что не замечаешь его. Все мы воспринимаем чувства сердцем. Слова легко забываются, но взгляд твоего сердца будет воспринят как часть твоего истинного лица.

2. Завоюй доверие

Когда ты раскроешься перед другим человеком, между вами начнет укрепляться доверие. Приходилось ли тебе бывать в парке, где водятся белки? Если ты бросишь белке орешек, то зверек отскочит и будет держаться от тебя подальше, не зная, можно ли тебе доверять.

Но если ты положишь орешек на ладонь, белка подбежит к тебе поближе, затем отпрянет, а потом опять подбежит ближе. Через минуту даже самая пугливая белка станет есть с твоей руки.

Встречаясь с людьми, протяни на ладони свое сердце. Только держи его столь же терпеливо и спокойно.

Временами все мы опасаемся раскрывать свои чувства, боясь показаться слабыми или быть отвергнутыми. Но если ты просто позволишь себе быть вместе с кем-то другим — невозмутимо и с открытым сердцем, — доверие придет само.

Есть ли в твоей жизни кто-нибудь, кто позволяет тебе быть самим собой? Лучшего человека не сыскать. Я бы хотел, чтобы близкий человек был мне скорее другом, чем опорой в жизни. Так оглянись вокруг и найди того, кто, во-первых, умел бы тебя слушать, а во-вторых, понимал твои чувства.

3. Живи в гармонии

Третий прием основывается на умении принимать другого как есть. Когда два сердца соединяются, так происходит всегда, ведь ни одно из них не думает: «Зачем я буду тратить попусту свое драгоценное время, пытаясь к тебе приспособиться?» Приняв другого как есть, ты всегда сможешь уделить достаточно времени как ему, так и себе. Влюбленным не нужны слова, потому что их чувства едины.

Ты пока еще не влюблен? И тем не менее ты можешь сократить расстояние, отделяющее тебя от встреченного тобою человека. Постарайся ощутить то, что чувствует другой человек. И если при этом ты не станешь его осуждать, то все у тебя получится. Тогда ты скажешь себе: «Я чувствую то же самое». Вот когда ты сможешь жить в гармонии.

Людям свойственно осуждать других, но им также свойственно подниматься выше осуждения. Выбор здесь за тобой. Осуждать — значит принижать достоинства других людей.

Если тебя возмущает, что кто-то из твоего окружения постоянно жалуется на жизнь, чувствует себя подавленным или осуждает других людей, — остановись и спроси себя: «А я лучше его»? Если ты говоришь «да», значит, ты осуждаешь такого человека. И сам он знает об этом, поскольку своим сердцем он; разглядел в тебе тайное чувство превосходства.

Но, положа руку на сердце, каждому из нас приходилось сетовать на жизнь, испытывать приступы гнева и критиковать других. Всякое случается. Научившись воспринимать эти .чувства как обычные явления жизни, ты сможешь понять своим сердцем многих людей, а со временем — даже всех. Я иногда думаю, как бы разительно переменился этот мир, последуй он золотому правилу: «Воспринимай других людей так же, как ты хотел бы, чтобы они воспринимали тебя». Именно так думает мое сердце, и если я не ошибаюсь, то и твое тоже.

Путь ума

— Твоя душа все время направляет тебе послания, — заметил Баба. — Некоторые из твоих каждодневных мыслей в действительности как раз такие послания души. Ты знал это? Они являют собой второй путь, который твоя душа определяет для тебя в жизни, — путь ума.

Я проголодался, но не успел сказать об этом, как Баба извлек из своего кармана большой носовой платок. Когда он развернул его, я с удивлением обнаружил в нем небольшую плоскую лепешку, в которую были завернуты приправленный карри картофель и кусочки маринованного манго, придававшие кушанью особый привкус — не слишком кислый и не слишком горький. Старец разломил лепешку на две половины, и мы с удовольствием принялись за еду.

— И что же может быть в этих посланиях? – спросил я.

— Кто знает, — сказал Баба. ~ Душе нравится быть непредсказуемой. Ей. нравится волновать тебя предвкушением новой страницы твоей жизни. Поэтому тебе нужен восприимчивый ум. Вот что самое главное на этом пyти.

— А вот у меня ум хоть и восприимчивый, но почему-то я не получаю от него никаких посланий, — возразил я.

— Эх! — неожиданно крикнул Баба и хлопнул в ладоши. Когда он вновь раскрьл ладони, то в правой я увидел блестящую золотую монету.- Хочешь?’

— Еще бы, — выпалил я, удивляясь такой перемене темы.

— Я дам ее тебе, если ты сможешь посчитать в обратном порядке тройками, начиная от ста, — сказал он

— И все? — недоверчиво спросил я. Монета казалась огромной и очень ценной: она напомнила мне о легендах про золотые клады пиратов. .

— Что значит «все»? Да если ты сделаешь это, значит, ты и впрямь знаешь путь ума.

. Баба вонзил’ палец в небо, будто стартовый пистолет-перед забегом:

— Начинай!

Времени на сомнения не оставалось.

— Хорошо, — сказал я. — Сто, девяносто семь, девяносто четыре, девяносто один…

Какое-то время Баба просто молча слушал. Но когда я дошел до семидесяти шести, он придвинулся ко мне и стал шептать прямо мне в ухо.

Он шепотом называл наобум какие-то числа:

— Двадцать семь, пять, сорок восемь…

Я старался сконцентрировать все внимание на своей задаче, но тщетно, и вскоре сбился со счета.

— Плохи дела, — сказал старец. — Ты просто растерялся.

Он опустил золотую монету в карман.

— Позволь, я еще раз попробую, — взмолился я.

На этот раз я хорошенько сосредоточусь.

Баба кивнул, и я повел обратный отсчет. Но на этот раз я закрыл свои уши руками и прикрыл глаза, чтобы ничто не могло меня отвлечь. ,

— Сто, девяносто семь, девяносто четыре… Ой! Что ты делаешь?

Не успел я назвать первые три числа, как Баба коснулся рукой моей головы и дернул за волосок так, словно хотел его вырвать. Я запнулся и потерял счет.

— Извини, — сказал старец. – Я кажется, потревожил тебя.

— А ты думаешь, легко мне считать, когда ты дергаешь меня за волосы? — сказал я.

Баба поднялся на ноги:

— Я встану здесь, чтобы не мешать и не беспокоить тебя. Согласен?

— Ладно, — опасливо сказал я, подозревая, что на этом его каверзы не закончатся.

— Больше никаких фокусов, — сказал Баба, снова читая мои мысли. Он отступил от меня на три шага:

— Начни с того места, где ты остановился.

— А я не помню, где остановился, — сказал я.

Он явно был удовлетворен моим ответом.

— Теперь ты знаешь; почему люди не получают тех посланий, которые направляет им душа. Они слишком отвлечены, либо встревожены, либо забывчивы. Только избавившись от этих помех, ты сделаешь свой ум восприимчивым. И тогда ты осилишь второй путь.

Он извлек из своего кармана монету и щелчком подбросил ее в мою сторону так, что она медленно описала дугу. Могу похваcтать, что я поймал ее с первой попытки, несмотря на все испытания, которым Баба подверг меня.

Что я узнал

Этот урок удивил меня, поскольку я полагал, что путь ума касается способности мыслить. Но Баба сказал мне, что он не позволяет забивать себе голову мыслями, какими бы мудрыми они ни были. Его ум был открыт, то есть сосредоточен, внимателен и готов к действию «Только так, — сказал мне Баба, — можно подготовить себя к тому, чтобы принимать послания души».

Путь ума указал мне на три задачи, а точнее – на три ошибки, которые нельзя допускать.

Нельзя отвлекаться. Нельзя тревожиться. Нельзя забывать.

Эти три недостатка мешают уму, обволакивая человека, словно тyман. Позднее я смог увидеть этот туман воочию. Ведь у каждого из нас найдутся знакомые, которые бредут по жизни, то и дело отвлекаясь, постоянно нервничая и ничего не помня, особенно когда это необходимо. «Если ты упустил из виду свою душу, — говорил Баба, — то как ты можешь надеяться на ее помощь?»

1. Отвлекающие моменты

В жизни есть много вещей, которые нас отвлекают и которым так легко можно поддаться. Ты знаешь, что дети сегодня увлекаются компьютерными играми, точно так же как старшее поколение увлекалось в детстве телефонными разговорами. Но причина, по которой мы отвлекаемся, всегда одна: наш ум не может сосредоточиться.

Болтать с товарищем гораздо приятней, чем подстригать траву у дома. Почти все связанное с компьютером куда интересней работы по дому. Как правило, дети (да и взрослые!) отвлекаются из-за того, что ищут для себя легкие обходные пути. Многие миллиарды долларов тратятся ежегодно на то, чтобы мы не остались без новых фильмов, телевизионных передач, игр и развлечений. И мы готовы платить за то, чтобы нас отвлекали.

Видя такое обилие соблазнов, тебе следовало бы спросить себя: «А хочу ли я, чтобы меня уводили от меня самого?» Душа — это часть каждого из нас. Она готова дать тебе все. Должен ли ты платить за то, чтобы потерять с нею связь?

Каждому парню и каждой девчонке стоило бы задуматься над этим и сделать свой выбор. Бывает ли так, что, когда ты занят компьютерной игрой, к тебе подходит отец, которому нужно поговорить с тобой? В такие моменты тебе, должно быть, не очень-то хочется отрываться от игры. Тебе кажется, что отец посягает на твою независимость, и это тебя раздражает.

А теперь подумай вот о чем: твоя душа говорит с тобой намного мягче, чем твои родители, и при этом она не колотит в двери твоей комнаты, как это делают разгневанные родители, когда не могут добиться от тебя внимания. Стоит лишь немного отвлечься, и ты можешь потерять свою душу из виду. Баба учил меня, что один миг, наполненный истинным вниманием, миг, когда мы прислушиваемся к тому, что происходит у нас внутри стоит целого часа блужданий по окольным тропам.

2. Тревога

Каждому подростку приходилось слышать пугающие слова: «Ну погоди — вот вернется отец!» В пору моей юности эти слова нечасто звучали в нашем доме, но и нескольких подобных случаев хватило, чтобы узнать что такое тревога. Ты сидишь как на иголках. Еще ничего плохого не случилось, но ты точно знаешь, что оно случится.

Твоя душа не хочет, чтобы ты тревожился. Тревоги существует лишь в нашем воображении. Она заставляет нас страдать заранее, но душа не может быть заодно с тем, что вызывает страдание. Те люди, которые чудом! остались в живых после наводнения или урагана, могут подтвердить, что ждать прихода беды в десять раз тяжелей, чем бороться с нею,

Поэтому, чтобы избавиться от тревоги, нужно встретить свой страх лицом к лицу.

Тревога проходит, когда ты отдаешь себе отчет в своем страхе. Как только ты поймешь, как можно справиться с трудной ситуацией, душа подарит тебе ощущение безопасности. Тогда ты. будешь чувствовать себя неуязвимым. Представь себя в сложной ситуации. Отрепетируй свои действия и слова. Будь до конца честен перед собой. Всякий раз, когда твой ум спросит: «А что, если случится то-то?», отвечай: «Тогда я поступлю так-то».

Чем яснее ты представляешь причину своих опасений, тем лучше. Некоторые спортсмены заранее представляют себе будущее выступление; прежде чем выйдут на спортивную площадку. Певцы репетируют свои песни, а актеры заучивают реплики.

Конечно, некая часть тебя станет нашептывать: «Не думай об этом». Но удавалось ли тебе когда-нибудь не думать о том, что внушает страх? Как бы ты ни старался, твои мысли возвращаются к нему снова и снова.

Главное — знать, что ты выдержишь несмотря ни на то. А если ты сомневаешься, то найди кого-нибудь, кому ты доверяешь, чтобы он смог это тебе подтвердить. Поддержка такого человека будет отголоском тoгo, что говорит тебе душа.

3. Забывчивость

Трудно описать словами, что происходит с человеком, забывшим о своей душе. Это все равно что быть миллионером, который думает, что он беден, так как не помнит. сколько денег у него в банке. Эго все равно как если бы ты искал очки, забыв, что они у тебя на носу.

Иными словами, это — особая форма рассеянности, Если ты забудешь в магазине кошелек, то, вернувшись, ты, может быть, найдешь его там, а может, и нет. И ты беспокоишься, не зная, удастся ли тебе его отыскать. Но ведь твоя душа всегда с тобой. Она ждет, когда ты вспомнишь о ней.

Путь ума можно также назвать путем напоминания, поскольку ты напоминаешь себе, что душа находится с тобой неотлучно; она внутри, вокруг тебя и повсюду. Cоглacнo законам физики, каждая мысль .заставляет вибрировать всю Вселенную.

Послания, направляемые твоей душой, иногда могут быть как внезапные вспышки, а иногда — устойчивым и глубоким внутренним ощущением ,которое подсказывает тебе, что заодно с миром, находишься под его защитой и являешься его частью. И единственное, что требуется для того, чтобы получать такие послания, — это никогда не забывать, что твоя душа посылает их тебе.

Путь тишины

Настали самые жаркие часы дня, и мы возвратились под тень деревьев. Баба замолчал. Теперь он сидел очень, очень тихо. Я заметил, как с дерева упал одинокий лист. Падая, он трепетал и кружился в воздухе. Баба тоже увидел его.

— Ты смог бы поймать его? — спросил он меня.

Я знал, как непросто поймать падающий лист, потому что когда-то уже пробовал делать это. Я попытался схватить его обеими руками, но поток воздуха, словно играя со мной, увлек его за собой. Он былнеуловим — этот непослушный лист. .

— А ты смог бы? — спросил я, когда моя попытка закончилась неудачей.

Второй лист, падая, подлетал к нам. Баба не стал протягивать к нему руки и даже не смотрел в его сторону. Когда лист оказался перед его лицом, рука старца стремительно скользнула вперед и легко поймала его.

— Видишь? — сказал он. — Я словно змея, что греется на солнце. Какое-то мгновение я пребываю в таком глубоком покое, что мог бы заснуть, но, нанося удар, я двигаюсь стремительно и абсолютно уверенно. Теперь ты знаешь, что будет главным на третьем пути, которым твоя душа хотела бы вести тебя по жизни, — пути молчания.

Не думаю, что молчание придает нам уверенности, — усомнился я.

— Просто ты еще не встречал настоящей тишины, — сказал он. — Это много больше, чем просто быть спокойным. Тишина заостряет наш ум, делая его похожим на готовую взмыть в небо стрелу. Но тишина также успокаивает ум, делая его мягким, как лапа у кошки, когда она прячет когти. Кошачья лапа нежна и остра одновременно.,

— Но человек не может быть абсолютно уверенным чем-то, ведь так? — спросил я.

— Неужели? — сказал Баба. — Но разве тебе приходилось, впервые увидев кого-то, сказать себе: «Он станет моим лучшим другом»? Не приходилось ли тебе проснуться утром, будучи уверенным в том, что сегодня с тобой произойдет нечто особенное? Душа обладает одним свойством: она умеет знать наверняка.

— Путь молчания развивает в нас способность знать наверняка, — продолжал Баба. — Ты научишься расслабляться и пребывать в спокойствии, но когда потребуется принять решение, ты будешь готов действовать. Ну, примерно как я.

Что я узнал

На пути молчания спокойствие не является самоцелью

Безмолвие — это твое естественное состояние, когда в чем-то уверен, поскольку твой ум говорит, лишь когда сомневается. По существу, Баба учил меня быть воином духа. Возможно, тебе уже приходилось слышать это понятие или встречать его в книгах. Воины духа не сражаются с другими людьми: они воюют с сомнениями и с тем туманом, который обволакивает наш разум. Так что это не боевое искусство.

Вместо того чтобы заниматься единоборством, воины духа стремятся понять, кто они есть. Разобравшись с этим, все остальное ты усвоишь легко. В Индии существует древнее изречение: «Я есть То». Это значит, что, сорвав с себя все навешенные на нас ярлыки, мы будем представлять собой чистое воплощение Души, или нашу сущность. Обычные люди говорят: «У меня есть душа», а воин духа скажет: «Я есть душа». Постижение этой муд¬рой истины является одной из тех целей, ради которых стоит жить. Подтверждая приведенное выше изречение, в Древней Индии было принято говорить: «Воистину, Я есть То» .

Тебе наверняка приходилось видеть изображения медитирующих буддийских монахов, облаченных в одежды шафранового цвета, либо безмолвно молящихся монахов-христиан. И те и другие стремятся приблизиться к «Тому». Они постоянно учатся пробуждать все качества своего духа. Что же касается «Того», то оно обладает мудростью, непостижимой для нашего воображения. Оно вдыхает жизнь вмертвую материю.

Сахар, xpaнящиеся в сахарнице, имеет в основном те же свойства что и тот сахар, которым питается твой мозг (находящийся в нашем теле сахар называют глюкозой), но все же в нем произошли волшебные изменения. Тот сахар, что в сахарнице, просто хранится там. А сахар в, что человеческом мозгу превращается в музыку, живопись, науку, архитектуру — во все величайшие достижения людей. И еще он превращается в любовь, которая волшебней любых чудес.

Уверенность не то чувство, которое можно вызвать силой внушения. Ты можешь приказать себе всегда действовать решительно, но это уже будет нечто иное в своих руках ,ты держишь энергию, позволяющую превратить «То» во все, что пожелаешь.

Необходимые для этого средства просты: ты мыслишь, ты чувствуешь! ты действуешь. Каждый из нас ежеминутно использует эти средства. Но владеть ими в совершенстве — вот что значит быть воином духа. Этому мастерству — как и любому другому — нужно учиться как в теории, так и на практике. Путь тишины требует, чтобы ты посвятил ceбя изучению возможностей, которыми обладает «То».

Должно быть, ты думал, что молитвы нужны лишь для того, чтобы мы могли сообщать Богу свои просьбы или что медитация — это лишь способ обрести внутрен¬ний покой. Но их возможности гораздо шире. Молясь и медитируя, мы как бы говорим: «Преврати меня в нечто особенное. Я хочу измениться».

Ты говоришь это Богу, своей душе и своей собственной личности одновремен¬но. Поскольку «То» является материалом, из которого создана каждая из этих трех субстанций, то все они слы¬шат твою просьбу, и с этого момента ты начинаешь меняться.

При этом не обязательно все время молчать, но если ты хочешь увидеть свое превращение в нечто особенное, то было бы хорошо, если бы ты мог по нескольку минут в день пребывать в молчании. Лично я предпочитаю спокойно сидеть в одиночестве и следить за своим дыха¬нием — за каждым вдохом и выдохом. Обычно я зани¬маюсь этим по десять минут в день, сидя с закрытыми глазами и тихонько прислушиваясь к потоку своего ды¬хания.

Я не пытаюсь подавить приходящие в мою голову мысли. Точно так же, уловив ощущения и чувства, воз¬никшие в какой-либо части моего тела, я позволяю сво¬ему вниманию беспрепятственно перенестись туда. Это совсем не сложно, но день ото дня тишина проникает в меня все глубже. Столь же глубокой она станет и для тебя, и тогда ты начнешь обретать чрезвычайно необхо¬димую уверенность в том, что все особенности твоей личности — это и есть «То», душа всего сущего.

Слова из т. наз. аджапа-мантры, которая представляет собой непро¬извольное или подсознательное повторение: «Хамса. хамса…», про¬изводимое всяким живым существом при дыхании. Аджапа-мантра часто мылится неосознанной формой молитвы и преданности, в которой «Хамса» («хам сах») означает «Я есть То», а сохам («сах ахам») означает «То есть я». См., например: Э. Вуд. Словарь йоги. К: София, 1996. — Прим. перев.

Путь действия

Четвертый путь, которым твоя душа хочет вести тебя по жизни, — это путь, действия, — сказал Баба. — Действовать необходимо, но не все действия бывают духовными.

— А в чем разница? — спросил я.

Оставив мой вопрос без ответа, Баба указал пальцем вверх. Подняв голову, я увидел маленькую коричневую птичку, которая наблюдала за нами со своей ветки. Ба6а перестал говорить: его внимание было целиком приковано к этой птичке. Поэтому я решил посмотреть, что будет дальше.

Мне думается, это был воробей. Через какое-то время ему надоело наблюдать за нами, и он принялся прыгать по ветке из стороны в сторону. Вскоре я понял, почему он так делал. В своем клюве он переносил травинки и маленькие веточки, которые были нужны ему строительства гнезда. Однако в его действиях не было ни ума, ни толку. Этот птах просто метался туда-сюда бессмысленными зигзагами.

Иногда он останавливался, чтобы съесть найденное где-то зернышко. В следующую минуту, завидев другого воробья, он стремился прогнать его и предавался этому увлекательному занятию ceкyнд пятнадцать. Потом, вспомнив, что собирался строить гнездо, он бросался на поиски очередной сухой травинки.

— Ну, что ты скажешь? — спросил меня Баба после

некоторой паузы.

— Неугомонная птаха, — сказал я. .

— Да, и живет без всякого плана, ты заметил? ¬сказал Баба. — Она летит туда, куда ей вздумается. По ¬моему, это чудо.

— Что ж тут чудесного? На мой взгляд, это просто

взбалмошная птица, — сказал я.

Баба покачал головой:

— Тот, кто может делать все, что захочет, и при этом

не гневит небо, являет собой величайшее из чудес. Это лучший образец того, как следует действовать. У этой птицы нет определенного плана и нет забот. Она следует своим инстинктам, и при этом все успевает.

Эта мысль меня озадачила.

— Так почему же людям приходится строить планы

и переживать? — спросил я.

— Дело не в наших планах, — сказал Баба. — Беда в том, что мы забыли, что жизнь должна быть беспечной. То, чего тебе хочется в данный момент, пожалуй, и есть наилучшее, что может с тобой случиться. Вот когда твоя жизнь стала бы столь же чудесной, как жизнь птиц и других творений природы. И даже намного лучше, пос¬кольку у этих созданий нет выбора, а у тебя он есть.

— Но как мне сделать этот выбор, Баба? – спросил я.

¬ Но он все еще смотрел на воробья, который внезапно прекратил бегать зигзагами по своей ветке и на секунду замер.

— Мы с тобой давно здесь сидим, — сказал Баба.

День подошел к концу, а ведь я обещал, что отниму тебя всего один день. Теперь тебе известны четыре пути твоей души. Ступай домой и хорошенько подумай о них

— Постой, — сказал я. — Что, если бы мы могли второй день провести вместе? Чему бы ты научил меня

— Тому, как получить то, чего ты хочешь,- сказал Баба. — Четыре направления души имеют свое практическое применение. Думаю, тебе это. было бы интересно

Еще бы нет! 1

— Как я смогу тебя найти? Ты будешь. здесь завтра? — спросил я.

Но Баба уже вскочил на ноги. Воробей вдруг решил слетать куда-то в чащу леса, а старец не придумал ничего лучше, как последовать его примеру. Оглянувшись, он

бросил на меня прощальный взгляд, и через минуту, вслед за воробьем скрылся из виду в поднимавшейся над лесом туманной дымке.

Что я узнал

идя по пути действия, меньше всего надейся на чудо. Конечно, верить в чудеса — это здорово. Но в какой-то момент ты должен будешь решить, найдется ли место чудесам в твоей жизни. Баба считал, что они обязательно случатся. Ведь, по его мнению, каждый день — это чудо, если душа будет с тобой заодно. Тогда характер твоих поступков изменится, поскольку их источником будет твоя душа.

Вот что происходит, когда все твои действия идут от души:

1. Ты действуешь безупречно. Это значит, что ты дела¬ешь все от тебя зависящее, без обмана, без мошенни¬чества, не перекладывая свою ответственность на других.

2. Ты отдаешь свои силы другим, вместо того чтобы пре¬следовать свои корыстные интересы, ты служишь людям. Ты выказываешь свою преданность тем, кого любишь. Ты действуешь сообразно своему видению.

3. Ты раскрываешь в сере уникальные способности и остаешься верен им.

4. Ты не печешься о благодарности или награде. Кто-то

однажды очень верно сказал: если желаешь преуспеть — помоги добиться успеха кому-то другому.

5 Ты сосредоточиваешь свои силы на самом путешествии, а не на том, чтобы любой ценой достичь его конечного пункта. Иными словами, ты думаешь о том, чем ты занят в данный момент, отринув от себя все раздумья о том, чего пока еще не случилось.

6. В тебе живет внутреннее ощущение, что твои действия берут начало во Вселенной, куда они потом! возвращаются.

7. Ты не пытаешься сдерживать себя, нигде не ищешь себе дополнительной защиты или опоры. Ты сам отныне будешь защитой и опорой для всего, что есть ценного в твоей жизни. Но проявляя заботу, ты будешь сознавать, что не можешь владеть этим всем до конца. Единственное, чем ты действительно обладаешь, — это ты сам.

Воробей, как и все прочие твари, не трудится ради того чтобы обеспечить себе достойное существование. Под¬чиняясь очередному порыву свое, и души, он действует именно так, как ему должно. Если ты поступаешь так же как он, значит, ты усвоил, что такое путь действия. Твоя жизнь намного сложнее, чем жизнь воробья, но так же бесконечная мудрость способна сделать даже самую сложную жизнь прекрасной, размеренной, организованной и наполненной смыслом.

Не нужно прилагать усилия и драться ради чего бы то ни было. Ты должен лишь верить, что всегда сможешь найти средство достижения своей цели. Будь спокоен, уверившись в том, что любое твое решение является правильным. Ты увидишь, что все твои сокровенные желания со временем исполнятся.

Вот какое понимание мира раскрыл передо мной Баба на примере одного. Лишь крошечного воробья. Если бы я мог научиться жить беззаботно и при этом дости¬гать исполнения своих желаний, моя жизнь была бы по¬добна чуду. После первого дня, проведенного вместе со старцем, я мог только догадываться о том, что приготовил он для нашей второй встречи.

сайт «Сознание Новой Волны»

Choose your Reaction!
Оставить комментарий