Любить себя. Дипак Чопра

0

Дипак Чопра

(отрывок)

Всем подросткам сегодняшнего и завтрашнего дня, от которых зависит судьба этого мира

 

Как покупают людей

 


Когда мы добрались до деревни, я забежал к торговцу, который продавал сок сахарного тростника. В те времена в Индии еще не продавали газированной воды. Во всяком случае, в сельской местности ее было не достать. Вместо этого в ларьке торговца стояла специальная машина, которая готовила большие порции свежеотжатого тростникового сока. Этот сладкий сок наливали в стаканы со льдом, и в результате получался прохладительный напиток.

— Хочешь стаканчик? — спросил я, пока готовили мою порцию.

Но Баба был слишком занят — он с интересом разглядывал рыночную площадь со всеми лавками и ларьками, что были на ней. Делал он это как бы ненароком, но при этом видел окружающую картину насквозь, словно у него был не взгляд, а рентгеновский луч.

— Сегодня много покупателей, — заметил он.

В этом не было ничего необычного. Домохозяйки приходили к ларькам каждый день, чтобы купить продукты, да и прочий люд захаживал сюда за разной мелочью.

— Hа некоторые из них покупают здесь людей, сказал Баба. — Видишь? — Он указал мне на группу из нескольких человек впереди нас. Она состояла из четырех или пяти девчонок-подростков, которые сидели рядом с крытым базаром. Чуть поодаль сбилось в кучку несколько мальчишек. Они держались в сторонe но пристально наблюдали за всем, что делали девочки. Никого из нашей школы среди них не было.

— Возьми, — сказал Баба. Он раскрыл свою ладонь, на которой лежала купюра в сто рупий. — Давай-ка выставим тебя на продажу.

Я не могу сказать, каким в то время был курс рупии по отношению к доллару, но прежде мне никогда не приходилось видеть купюры столь большого достоинства. Баба свернул ее и положил в нагрудный карман моей рубашки.

— На что ты хочешь, чтобы я ее потратил? – спросил я.

— А ты не трать ее. Просто пройдись с ней так, чтобы тебя заметили.

Баба положил купюру так, что один ее уголок выглядывал из кармана моей однотонной рубашки и мог быть легко замечен окружающими. .

— Нельзя ходить по рынку и держать деньги у всех

на виду, — сказал я.

— Но это просто эксперимент. Я хочу, чтобы ты играл в торговлю людьми. Это займет всего один час.

Баба продолжал настаивать. Мне было очень неловко, но в конце концов я согласился, однако не более чем на полчаса.

Это были самые долгие полчаса в моей жизни. Все с любопытством рассматривали мальчишку, у которого из кармана выглядывала столь ценная купюра. Девчонки при этом вели себя хуже всех. Увидев, что я направляюсь к ним, они разразились хохотом, но затем, проходя мимо них, я услышал, как они перешептываются я у меня за спиной. Мальчишки так резанули меня своими взглядами, словно я позарился на их вотчину, и я тоже сверкнул на них глазами в ответ. Сцена, признаться, была не для слабонервных, и я был рад, когда наконец вернулся к месту, где ждал меня Баба.

Я выхватил деньги из своего кармана и чуть было не швырнул их в него:

— Это было ужасно!

— Почему? Ведь целых полчаса ты был здесь самым

ходким товаром, — с притворной серьезностью сказал он. — Ты должен бы радоваться.

— Я тут ни при чем — они просто видели деньги.

Я начал понемногу успокаиваться.

— Теперь ты знаешь, чем становится любовь, сказал Баба, — когда люди путают ее с покупкой эти мальчишки и девчонки, разборчивые покупатели. Им нужен лишь тот, кто хорош на вид, приятен на ощупь, да чтоб еще и пах хорошо — ну прямо как новенькая машина.

— Не Слишком ли это цинично? – сказал я. Баба покачал головой:

— Спроси у тех, кого не выбрали.

Мне трудно было с этим поспорить. Ведь даже ребенку известно, что, выбирая себе друзей, мы часто пользуемся теми же критериями, по которым выбирают новую машину: потому что это круто или придает покупателю вид важного и преуспевающего человека — тогда как машины, которые не пользуются спросом, должно быть, чувствуют себя отвергнутыми до того как от них откажутся.

Я сказал:

— Но разве можно сделать так, чтобы мальчишки не выбирали девчонок, а девчонки мальчишек?

— Я и не хочу ничего подобного. Но только что же они видят? — сказал Баба. — Ведь никто из них не видел сейчас тебя. Они видели только то, что ты выставил им напоказ. А беда в том, что, выставляясь на показ, ты никогда не можешь оставаться самим собой.

— Но ведь никто же не ходит здесь, похваляясь деньгами, — заметил я.

— Деньгами не деньгами, — ответил Баба, — но они демонстрируют то, что можно купить за деньги, или то, какими крутыми И самоуверенными они себя чувствуют. Любовь не терпит ничего показного. Покажи, каков ты есть на самом деле. Если ты этого не можешь, то никогда не сможешь доверять чувствам других людей. Люди могут выказывать тебе одобрение ИЛИ ревность либо тайно тебя ненавидеть, но все их чувства направлены не на тебя, а на тот образ, который они видят перед собой покупать людей — это худший из способов найти истинную любовь. Баба вдруг что-то забормотал про себя.

— Что-что? — спросил я.

— Я просто подумал, что для того, чтобы познать

человеческую душу, нужно не доверяться своим глазам, а верить в то, что остается невидимым.

Что я узнал

Полагаю, что этот урок говорит сам за себя. Почему же тогда его так трудно усвоить? Ведь каждый знает, что по внешности не судят. Никому из нас ни мать, ни отец никогда не говорили: «Вот тебе совет, как нужно любить. Выбери того, кто круче всех, а когда он перестанет быть крутым, смени его на что-нибудь получше». Но жизнь в обществе часто вращается вокруг того, что Баба назвал покупкой людей. Мы ценим не сердце человека, а внешнее обличье.

Когда ты покупаешь вещь, что ты замечаешь прежде всего? Ярлык. Хорошая юбка кажется нам вдвое краше, когда на ней есть броский ярлык. Баскетбольный мяч, на котором написано NBA (Национальная баскетбольная ассоциация США)., — это уже не просто мяч, а нечто большее. С самых ранних своих дней мы начинаем сознавать, что носим ярлыки, и, к сожалению, нас тоже зачастую воспринимают не как людей, а как некий набор ярлыков. Кто я? Вот список всех моих ярлыков: имя, адрес, национальность цвет кожи, уровень доходов, аттестат или диплом об образовании. На то, чтобы собрать все эти ярлыки, ушла вся жизнь, но лишь некоторые из них смотрятся действительно красиво.

Все остальные вполне обычны, и лишь завидев один или два из них, люди могут сказать: «Смотрите-ка, это же тот самый индиец» или «А, это тот парень, у которого на все есть свое мнение». По правде говоря, я не признаю никаких ярлыков и не лезу из кожи вон, чтобы предъявить окружающим лучшие из них. Я хочу, чтобы люди увидели меня без каких бы то ни было ярлыков.

Как сказал мне тогда Баба, покупка человека – это наихудший из способов найти свою любовь. Чувствуя, что во мне растет искушение судить о других людях по их внешнему виду или по тому, сколько они получают денег, либо по их положению в обществе, я мгновенно останавливаюсь, говоря себе: «Ты начинаешь видеть не человека, а созданный тобою образ».

Думаю, ты и сам замечал это. Когда к тебе подходит человек, у которого из кармана выглядывает тысяча долларов, он поневоле начинает казаться тебе невероятно богатым. Если тебе доведется встретить человека, который грубо обошелся с тобой месяца два назад, ты непременно увидишь в нем своего обидчика. Известно, что внешность обманчива, но в жизни она оказывает на нас мощное воздействие, поскольку мы то и дело попадаем впросак, доверяясь своим первым впечатлениям.

Пойми, что, стремясь произвести впечатление, мы и окружающие нас люди действуем одновременно. В то время, как мы смотрим на них, они смотрят на нас. Пройдись по школьному коридору, И независимо от то го, что ты будешь при этом делать, люди составят о тебе свое мнение. Это значит, что человек, который тратит много сил, желая произвести впечатление на других, обрекает себя на неудачу. Невозможно заставить людей видеть тебя таким, как тебе бы хотелось.

Ты и сам, уже сейчас, обладаешь этой способностью — увидеть любого человека таким, как тебе хочется. Умело используй этот свой дар. Не спеши судить людях, идя на поводу у окружающих. Будь честным и открытым всякий раз, когда ты смотришь на других людей. Люди не рождаются друзьями или врагами, а становятся ими, и происходит это в твоем сердце.

Девочка, которая не нравится тебе, может нравиться кому-нибудь другому. Поэтому, если ты сможешь посмотреть на нее, открыв свое сердце, ты тоже увидишь ее привлекательные качества. Именно это называется хранить чей-то образ в своем сердце. Ты просто не мешаешь процесс с приобщения идти естественным образом, и со временем незнакомый тебе человек становится частью тебя самого.

Глядя в зеркало

— Как, по-твоему, девочки — загадочные существа? — спросил меня Баба.

— Еще какие загадочные! — не задумываясь ответил я. Мы по-прежнему прохаживались по деревне, где повсюду суетились животные и люди.

— А знаешь, почему они кажутся такими?

Я усмехнулся:

— Пожалуй, мне жизни не хватит, чтоб это понять. Но Баба уже вовсю искал что-то в своих карманах. — Вот оно. — Он извлек на свет маленькое зеркальце и вытянул его перед собой. — Что ты видишь?

— Это что, какая-то загадка? Я вижу свое лицо, ответил я.

— Верно! Ты понял, в чем тут дело?

Я покачал головой.

— Девочки кажутся непонятными потому, что мальчики стремятся обрести себя, а вместо этого находят кого-то другого.

— Ну, не знаю. И вовсе я себя не ищу, — сказал я. — Я хотел бы найти девочку, которая мне понравится.

— А вот подумай. Что ты видишь, когда смотришься в зеркало? Ты видишь то, что тебе нравится и что не нравится. Чаще всего, вероятно, последнее, так? Зеркало отражает все наши изъяны. Наверняка ты часами глядишься в зеркало, когда тебя никто не видит.

— Не пойман — не вор, — ответил я. Хотя, конечно же, Баба был прав.

— Мы смотримся в зеркало не для того, чтобы увидеть, каковы мы на самом деле, — сказал Баба. – Нам нужен воображаемый облик. То же самое происходит, когда мальчики заглядываются на девочек, а девочки на мальчиков.

— Над тобой властвует твое представление о себе самом. Оно, как увеличительное стекло, выпячивает как хорошие, так и дурные твои черты. Оно наполнено фантастическими картинами будущего и воспоминаниями о прошлом. Вот почему девочки кажутся тебе столь загадочными. Мальчики не понимают, что, глядя на девочек, они видят свои собственные мечты и опасения.

Все это казалось мне очень интересным; но в то же время несколько сбивающим с толку.

— Допустим, я вижу действительно привлекательную девочку. Мне нравится ее фигура, ее походка, ее улыбка. Как же при этом я могу видеть самого себя?

Баба покачал головой: .

— Ты видишь то, чего желаешь для себя. Если ты в плохом настроении и ищешь ссоры, то всегда сможешь найти в той же самой девушке что-то, что могло бы вызвать спор. Это зеркало волшебное. Оно всегда показывает то, что ты хочешь увидеть.

Баба вдруг сделался задумчивым и, по-моему, Немного печальным.

— Было бы хорошо, если бы влюбленные люди смогли разглядеть то, что скрывается за отражением в зеркале, — сказал он. — Только это совсем не просто.

Влюбившись в зеркальное отражение, ты на самом деле любишь тот образ, что закрепился в твоем сознании.

А вот твоя душа понимает любовь иначе.

Баба взял зеркальце и повернул его к солнцу.

— Видишь? — сказал он. ~ Я могу показать тебе изображение солнца, но солнечному зайчику не ПОД силу обогреть всю эту планету. Любовь согревает, когда смотришь на нее прямо. Но когда ты смотришь на ее отражение, это всего лишь забавная штучка. Подумай об этом.

Что я узнал

Я и впрямь задумался над тем, что сказал мне Баба. И чем больше я думал, тем лучше понимал, что каждый из нас создает себе какой-то образ. На самом деле мальчики не смотрят на девочек, как и девочки не смотрят на мальчиков. Это их отражения глядят друг на друга.

Что, если юноша будет не уверен в себе?

Он может встретить девушку, которая станет для него по-настоящему преданным другом, но ему будет казаться, что она слишком часто общается с другими парнями и даже флиртует с ними за его спиной, давая ему сотни причин для ревности. Вот какой силой может обладать мысленный образ.

Подумай о тех миллионах людей, которые поклоняются кинозвездам и уверены в том, что и в закулисной жизни их кумиры столь же изысканны, невероятно отважны и романтичны. В реальности актеры ничем не отличаются от обычных Людей, но их образ убеждает нас в том, что они всегда таковы, какими мы их себе представляем.

Реальный человек смотрит на другого реального человека только на душевном Уровне. Внешние картинки не могут обмануть твою внутреннюю сущность, твое сердце, а если и могут, то ненадолго. Сердце понимает, что любовь должна быть искренней. Когда ты Кого-то любишь, то находишь в себе мужество сказать другому человеку: Ты – мое – зеркало ты смотришь в глаза любимому человеку и принимаешь, что видишь, включая свои собственные недостатки. И тогда эти недостатки вдруг перестают казаться тебе столь ужасными. Секрет прост: ты чувствуешь, что тебя любят, и это чувство заслоняет собой твое представление о себе.

Это очень нелегко — жить в Соответствии с придуманным образом. Образы стремятся быть идеальными и боятся разрушиться; им приходится оставаться безучастными и никогда не выказывать свои слабые стороны. Когда ты смотришь на себя честно, вглядываясь, как в зеркало, в другого человека, многие из этих сложностей исчезают. Тогда ты испытываешь облегчение. А когда твой придуманный образ полностью исчезает, любовь Успокаивается и сливается с радостью в сердце другого человека.

Добро и зло

Оглядываясь назад, я удивляюсь тому, что Баба избежал многих моих вопросов. Я не расспрашивал его: «Откуда ты родом? Где ты обрел все эти знания? Ты где-то этому учился?» Его биография вообще осталась для меня тайной. Возможно, я боялся, что он вдруг лишится своей загадочности» и тогда окажется, что он живет обычной жизнью, как все. Мне нравилось жить в том мире, где были только Баба и я, — по крайней мере, в течение тех трех дней.

Но был один вопрос, который, окажись он на моем месте, задал бы любой.

— Баба, а вот, скажем, зло, — спросил я, когда мы уселись под нашим любимым деревом — под тем старым узловатым деревом, что росло у дороги. Деревня теперь оставалась от нас позади, и день клонился к концу. — Многие, наверное, сказали бы, что оно столь же сильно, как любовь.

— Да, наверно, — отозвался Баба. Прикрыв глаза, он сидел в своей излюбленной позе, поджав под себя скрещенные ноги.

— Зло заметнее, чем любовь. Оно все разрушает на своем пути. Иногда разрушение бывает необходимо. В растениях созревают тысячи семян, из которых получаются новые растения. И если бы все они жили вечно, то скоро вся планета задохнулась бы.

— Жить — это значит быть частью процесса всеобщего разрушения. Дотронься-ка ногтем до щеки и почеши ее. — Баба приоткрыл глаза, чтобы посмотреть, как я это делаю.

— Ты разрушил сотни клеток, которые были живы еще секунду назад, — сказал он. — Так что разрушение — это не всегда зло. На этой неделе тысячи клеток умрут и отслоятся от твоего тела, уступая место новым клеткам, которые сформируют свежий слой кожи.

— Но разрушать чужие жизни — это уж точно зло, — сказал я.

— Правда? Пока мы шли сюда, ты растоптал, наверное, десятки насекомых, и даже не заметил их, а белые кровяные шарики, что живут в твоей крови, ежегодно убивают миллиарды микробов. Разве все это зло?

— Это может быть и злом, — нерешительно ответил я.

— Вот именно: все дело в том, с чьей стороны посмотреть. Я уверен, что муравьи хотели бы остаться в живых, да и микробы тоже — кто знает, о чем они там думают?

— Значит, потенциально нас повсюду окружает зло, — сказал я.

— А вот это решать тебе, — сказал Баба. — Зло не бывает абсолютным. Оно живет в представлении людей, а наше мнение, как ты знаешь, очень изменчиво. То, что вчера считалось злом, завтра может обернуться добром.

Баба привел мне такой пример:

— Что, если бы мы с тобой встретились две сотни лет назад? Увидев тебя шагающим мне навстречу, я бы спросил: «Ну, как день прошел?» А ты бы ответил: «Ах, да все как всегда. Я встал в четыре утра и еще до рассвета принялся ткать ковер. Я отработал одиннадцать часов, но получил от хозяина три или четыре удара палкой».

— Люди жили так да помалкивали, а многие живут так до сих пор, -сказал Баба. — Разве это не зло бить детей, изнурять их тяжким трудом? Для нас, нынешних, это зло, но двести лет назад считалось, что ребенок занимается богоугодным делом.

— Но так или иначе люди совершают дурные поступки, — настаивал я. — Между добром и злом идет постоянная война.

— Да, но твоя душа не желает вступать в эту войну, — возразил Баба. — Ее задача — сделать так, чтобы зло исчезло безо всякой борьбы.

— В это трудно поверить, — сказал я. — Зло просто так не исчезает.

— Исчезает. Причем постоянно, — сказал Баба. Представь, что тебе всего три года и ты, придя на рынок, потерял свою мать. Ты остался один, и тебе страшно.

Тебе кажется, что ты больше никогда не увидишь маму.

Ты боишься, что теперь тебе просто не выжить. Разве все это не зло? Но вдруг мать находит тебя. И зло тут же исчезает.

— Потому что все это были детские страхи, — сказал я.

— Именно так твоя душа воспринимает любое зло, — ответил Баба. — Думаешь, тебе известно, что представляет собой настоящее, истинное зло? Ты думаешь, что можешь отличить хорошего человека от плохого? Что ж, завидую тебе, поскольку я этого делать не умею. Я скорее та мать, которая бросается на поиски своего пропавшего ребенка. Я знаю, что ты напуган и одинок, и мне не терпится показать тебе, что то, чего ты боишься, существует лишь в твоем воображении.

Что я узнал

Это был один из важнейших уроков, которые преподал мне Баба. Так же как и я, он знал, что миллионы людей полагают, будто зло — это нечто универсальное. Они верят в существование дьявола и молятся о том, чтобы не попасться ему в лапы. Легенда о райском саде убеждает нас в том, что люди уже поддались греху, и потому даже невинное дитя против воли оказывается в тенетах зла.

Почему же Баба считал, что зло живет лишь в нашем воображении? Пусть у каждого из нас есть душа, пусть после смерти мы попадем на небеса и пусть Бог любит нас всех одинаково, но разве при этом в мире не происходит так много дурного? Мне часто приходилось слышать слова: «плохой», «злой», «порочный» или «несправедливый», которыми люди характеризовали такие явления, как:

Кража из магазина

Ограбление банка

Грубое обращение с детьми

Потакание детям

Пропуски занятий

Убийство

Игра в лотерею

Игра на бирже

Готовность идти на войну

Отказ от военной службы и выступление против войны.

Обрати внимание, насколько неоднозначен этот список. Некоторые из перечисленных явлений отнюдь не кажутся мне злом, а другие дурны настолько, что их считают преступлением или грехом. Бывают и такие явления, которые считаются дурными точно так же, как и их противоположности.

В викторианскую эпоху детей избивали и держали в страхе, чтобы воспитать у них «характер», а сегодня такое «воспитание» называют издевательством над ребенком. Война во все времена считал ась злом, но к противникам войны относились как к уголовным преступникам и государственным изменникам.

И это первое, что хотел объяснить мне Баба. Зло очень трудно определить; многое здесь зависит от того, с чьей стороны на него смотреть. Что -такое страдание? Разве это не зло — заставлять людей страдать? Да, но на марафонской дистанции бегун испытывает сильнейшие страдания.

Страданием сопровождается и хирургическая операция, которая необходима для спасения человеческой жизни. Универсальной силы, которую мы называем злом, не существует. Есть лишь ситуации, при которых возникают боль и страдание. Исчезнут ли они когда-нибудь?

Я верю в это. Человеческая природа способна измениться благодаря любви. Да, это медленный процесс, но боль, которую мы испытываем, заставляет нас искать лучшие способы жизни. Это второй момент, на который обратил мое внимание Баба: если ты видишь, что человек испытывает боль, — помоги ему избавиться от нее.

На вопрос «Могу ли Я чем-нибудь помочь?» можно отвечать множеством способов:

Если человек чем-то напуган или не чувствует себя находящимся в безопасности — помоги ему обрести спокойствие.

Если человека постигла неудача — помоги ему разглядеть свои нынешние и будущие удачи.

Если кто-то потерял любимого человека — раздели с ним его боль и скорбь, но помни, что жизнь продолжается и что душа вечна.

Если человек захлебывается в водовороте событий ~ помоги ему заглянуть внутрь себя и отыскать там тихую гавань.

Если кто-то испытывает физическую боль или страдает от болезни — предложи ему свою заботу и любовь. Убеди его обратиться к лучшим врачам, памятуя о том, что физическое недомогание способно сломить дух человека, из-за чего ему бывает трудно обратиться за помощью.

В жизни всегда есть место радости и боли. Не пытайся наполнить свою жизнь одним весельем — так не бывает. Н е думай, что боль есть исключительно зло, ибо это тоже неверно. И третье, что хотел объяснить мне Баба, говоря о борьбе добра со злом: в жизни все уравновешено, и это равновесие присутствует во всем на благо жизни. Представь, что ты — Мать-Земля. Миллиарды и миллиарды твоих детей прошли свой путь от рождения до смерти.

На твоих глазах разрушительные силы уничтожали целые континенты и все живое, что на них было.

Является ли этот цикл рождения и смерти злом? Присмотревшись к любой из минут твоей жизни, ты сможешь обнаружить в ней признаки разрушения. Но также ты можешь чуть отступить назад и увидеть величественную картину торжества жизни над всеми и всяческими препятствиями. Я и сам пережил подобное.

Мой отец скоропостижно скончался несколько лет назад. Ему было уже за восемьдесят, и он прожил полнокровную и счастливую жизнь. Но меня терзала мысль о том, что мы с ним не успели проститься, и когда я летел в Индию на его похороны, я испытывал чувство глубокой скорби.

Настал день похорон. Было солнечно и жарко. Вместе с другими людьми я вынес отца из его дома для погребального обряда, который, в Индии предполагает сожжение тела умершего. Оглядевшись вокруг, я увидел, что часть людей плачет, другие сохраняют спокойствие и выдержку.

Маленькие дети бежали за похорон ной процессией и подбирали цветы. Они смеялись, видя во всем этом большое и забавное представление. Случайные прохожие бросали в нашу сторону мимолетные взгляды, но не проявляли к нам особого интереса. Женщина с ребенком на руках перешла нам дорогу. Старик дремал на солнышке, сидя на пороге своего дома.

И тут я понял: я не часть похоронной процессии. Я часть процесса жизни. Все про исходившее вокруг меня было единым жизненным циклом. И вместо скорби я внезапно испытал чувство большого душевного подъема и свободы. Это то самое чувство, которое появляется, Когда его меньше всего ожидаешь, чувство, благодаря которому исчезает зло. Ты понимаешь, что жизнь победит, несмотря ни на что, и в это время голос из глубин души говорит тебе: «Я есть жизнь». И голос этот говорит правду. Добро существует вечно, а зло живет лишь мгновенья.

Как же лучше всего можно решить проблему зла? Не кляни темноту и не борись с нею. Зажги свечу, и свет ее тут же рассеет мрак. Не благие поступки делают тебя хорошим человеком, но твое внутреннее содержание. А внутреннее содержание — это душа, которая обитает в твоем теле, но никак не тело, блуждающее в поисках своей души. И когда ты обретешь связь с этой незыблемой частью своего я, зло больше не сможет тебя испугать.

Любить себя

Приближались сумерки — то Время, когда, глядя на мир с вершины холма, можно увидеть, как весь он начинает наполняться золотым светом.

— Смотри-ка, — услышал я как-то слова одного путника. — Словно боги резвятся в небе.

И сейчас было нечто подобное. Каждый дом, каждое дерево и облако лучились трепетным светом, в то время как последние волны тепла дрожащей рябью вздымались над долиной.

— Подходит к концу наш третий день, — сказал Баба, вместе со мной наблюдавший за этим зрелищем. Теперь я должен сказать тебе одну сложную вещь насчет любви. Но только ты не смейся.

— С чего это я стану смеяться? — спросил я.

— А с того, что сейчас я напомню тебе стишок, после чего тебе может показаться, что я впадаю в детство сказал он.

— Или снова говоришь загадками. Знаю я тебя.

— ТЫ так считаешь? — Баба ухмыльнулся. — Но ты прав: загадок во мне куда больше, чем в других людях. Порой даже детский стишок таит в себе великую мудрость. А это стихотворение называется «Шалтай-Болтай,).

Это который сидел на стене и свалился во сне?

— Да, он, — сказал Баба. — НО знаешь ли ты, почему «вся королевская конница, вся королевская рать» не смогли его «снова собрать»? Вот тебе и загадка.

— Я так понимаю, ты не имеешь в виду яйцо, — сказал я. (Как известно, традиционной отгадкой этой песенки-загадки является именно яйцо. Именно в таком виде Шатая-Болтая (Humpty Dumpty) обычно изображают в английских детских книжках)

Баба покачал головой:

— Если вспомнить историю, то во все времена существовали легенды о золотом веке, когда на земле царил мир и все любили друг друга, а жизнь была прекрасна. Но золотой век рассыпался, и все призадумались над тем, как бы собрать его из осколков.

— Это у тебя такая «шалтай-болтайская» теория? — спросил я.

Баба рассмеялся:

— Она помогает полету моей фантазии.

Затем он сказал очень серьезно:

— Но что действительно рассыпалось, так это любовь. Золотого века никогда не было, во всяком случае, историкам о нем ничего не известно. Но глубоко в сердце каждого человека запечатлелась память о том, какой должна быть любовь. Она должна принадлежать всем и каждому. она не должна причинять людям страданий. Она должна быть непорочной и ежедневно приносить людям радость.

— Можно ли такую любовь снова собрать? Твоя душа полагает, что это возможно. Тут-то мы и подходим к самому трудному пункту, который гласит: Полюби себя самого.

— И что же в этом трудного? Я, к примеру, себя люблю. По крайней мере, мне так кажется.

— В самом деле? — спросил Баба. — А какого себя ты любишь? Того, который трехлетним ребенком играл в бумажные куклы? Того, который бывает зол или печален? Того, который верит в себя, или того, который не верит? Какого себя ты готов полюбить?

Очевидно, ему хотелось поставить меня в тупик, но я был уверен в себе.

— Все это уже не я. Теперь я люблю себя таким человеком, какого ты видишь сейчас перед собой.

— Но этот человек завтра исчезнет, как исчезал и прежде. И что тогда? — спросил Баба. — Как видишь, этот детский стишок говорит правду. Все мы пытаемся «снова собрать, из отдельных осколков себя такими, какими мы были прежде. Но «вся королевская конница,) и «вся королевская рать» не смогут этого сделать.

Должно быть, Баба заметил, как я загрустил, потому что его голос вдруг сделался мягче:

— Не унывай. Когда ты нашел меня сегодня в шалаше, разве я не говорил тебе, что смеюсь по поводу одной шутки космического масштаба?

— Говорил, — припомнил я. — Ты еще обещал мне ее рассказать.

— Так вот, теперь самое время это сделать. Шутка космического масштаба состоит в том, что Шалтай-Болтай ниоткуда не падал и никогда не разбивался. Истинный ты всегда будешь по-настоящему любим и всегда будешь существовать. Никакое зло и никакая беда не смогут приключиться с тобою истинным. И когда ты это поймешь, ты будешь смеяться от радости и облегчения — точно так же, как я.

Что я узнал

Любовь к себе — это хорошее чувство, которое осеняет тебя, когда кажется, что ты стоишь на вершине мира и все тебе удается. Это ощущение себя хорошим человеком, который заслуживает всего самого лучшего в жизни. Но Баба понимал любовь к себе гораздо глубже. Он сообщил мне, что в моей душе есть потайное место, в котором рождаются мифы.

Эта комната мифов есть в душе каждого человека. Она находится в глубинах нашего воображения. Это мир, в котором живут- наши кумиры и существуют их приключения. Неважно, кого ты сделаешь своим кумиром: рыцаря Круглого стола, Вандер Вумен (Вандер Вумен (Wonder Woman), или Чудо-Женщина, — знаменитая героиня мультфильмов и комиксов 50-х rодов. — Прuм. перев.), Жанну Д’Арк, Махатму Ганди или Авраама Линкольна, — твой выбор будет не случайным. Избрав себе кумира, ты сможешь про никнуть в свою комнату мифов.

— Я всегда прошу людей рассказать мне о том, кто их любимые герои, — сказал Баба. — Я могу многое узнать о человеке, когда выясню, на кого он втайне хочет быть похожим.

Кстати, ты и сам можешь это сделать. Напиши на листке имена трех человек, реальных или вымышленных, которых ты считаешь своими кумирами. Затем укажи три качества, которые тебе больше всего нравятся в каждом из них. Ну, скажем, мужество или огромная сила, глубокая мудрость или способность жертвовать собой во имя людей. Взгляни на свой список. Знаешь ли ты, что означают эти девять качеств?

Это твоя миссия, описание которой ты найдешь в своей комнате мифов. Твоя душа желает, чтобы ты исполнил эту миссию в течение своей жизни, проявив перечисленные тобою качества. Поскольку качества эти ты нашел в комнате мифов, значит, все они. уже зреют в тебе, как зерна в почве, которые когда-нибудь прорастут.

С каждым годом перед тобой будут открываться все Новые возможности, позволяющие развить в себе каждое из этих качеств. Люди, которые ценят мужество, будут притягивать к себе те ситуации, где требуется проявить отвагу. Люди, которые ценят мудрость, будут притягивать к себе совершенно иные вещи. Не беспокойся, твоя душа никогда не забудет о твоей миссии.

Ты спросишь, как быть с теми супергероями, которые обладают сверхъестественными способностями? Каждый ребенок обожает их, поскольку эти герои стремятся к чему-то большему, чем одно лишь умение летать или быть невидимыми. Они борются за свободу. Сверхъестественная сила — это знак, который подает тебе душа, предупреждал о том, что ты больше, чем человек, — ты вольный дух.

Если ты желаешь любить себя, используй всякую возможность стать своим личным кумиром. Мы рождены, чтобы сделаться героями своей собственной повести. Мне очень нравится история о двух старцах, которые встретились, чтобы вместе отужинать. Один из них слыл великим мудрецом и завоевал признание во многих странах. А другой пришел к нему выяснить, в чем именно состоит его мудрость. Но знаменитый мудрец за весь день не проронил ни одного мудрого слова, чем, конечно же, разочаровал своего гостя.

— Прошу прощения, — сказал тот, — но я не понимаю, чем мы с тобой отличаемся друг от друга. Ты оказал мне радушный прием, но давай говорить откровенно.

Разве мы не два простых старика, усевшихся за столом в ожидании ужина?

— Ты заблуждаешься, — ответил мудрец. – Ты потратил всю жизнь на то, чтобы сохранить свой внутренний мир. Он состоит из воспоминаний, а также из твоих симпатий и антипатий. В нем обитает лишь несколько любимых тобою людей, а для всех остальных твой мир закрыт. Мой внутренний мир не таков. Он открыт для каждого. Любой, кто войдет сюда, будет радушно принят. Когда я заглядываю внутрь себя, я вижу только любовь, и поэтому мне нечего скрывать и нечего хранить.

В течение многих лет я не раз мысленно возвращался к этой истории, поскольку она учит меня тому, что действительно есть такое место, где любовь никогда не увядает. Пожалуй, это единственная идея, ради которой стоит жить.

“Огонь в сердце” Дипак Чопра

сайт «Сознание Новой Волны»


Choose your Reaction!
Оставить комментарий