Некоторые проекты Космоса — это миссия: творческая, занимающая иногда всю жизнь, требующая напряжения всех духовных, душевных и физических сил:
» не мы выбираем Эгрегоров — Эгрегоры выбирают нас»(c) В.В. Головачев.
На примере Толкиена и Проекта «Властелин Колец»
***
«В темную пору мы родились, в неподходящее время.
Утешение одно: в противном случае мы так и не узнали бы и не полюбили бы так сильно все то, что на самом деле любим. Думается мне, только рыба, вынутая из воды, имеет хоть какое-то представление о том, что такое вода.
Кроме того, остались же у нас еще наши маленькие мечи. Так поддерживай в сердце неугасимый хоббитский дух и думай о том, что все истории таковы, если посмотреть изнутри.(Толкиен — Из письма сыну Кристоферу)
…«Мною всегда владело чувство, будто я записываю нечто, уже где-то, там, «существующее», а вовсе не «выдумываю»»;
«»В. К.» принадлежит не мне»;
«У меня самого ощущение было примерно такое, как если бы я читал чужое произведение»;
«Я давно перестал придумывать, я дожидаюсь, пока мне не покажется, будто я знаю, что произошло на самом деле. Или пока оно само не напишется», — признается он в письмах.
… «Дорога тяжела, ни сила, ни мудрость далеко по ней не уведут. На этой дороге у слабых будут равные шансы с сильными. Мудрые знают — такое случается, когда сдвигаются мировые колеса. Их приводят в движение руки малых сил, пока глаза великих устремлены вдаль»
(«Властелин Колец»).
…И вот на сцене появляется хоббит, маленький человек.
«Они сделаны маленькими, чтобы продемонстрировать ошеломляющий и неожиданный героизм человека заурядного в «трудный час»».
Простой и незаметный, он оказывается в центре повествования. А столкновение великих сил добра и зла — это только «»декорации» для героев, на фоне которых они смогут проявить себя», силу своего сердца, огромную силу любви и сострадания и одержать победу ценой высшего напряжения духовных и физических сил.
«Ибо сердце — кремень, даже если бьется в уязвимом теле».
— Я думал — герои в сказках ищут подвигов и совершают их, потому что хотят, что им это интересно, — ну для развлечения, если вы понимаете, про что я толкую. Но в настоящих сказках, в тех, которые запоминаются, дело вовсе не в этом. Там герои просто попадают куда-нибудь, потому что таков их путь.
Они ведь могут вернуться… да только не возвращаются. Про тех, кто вернулся, сказок не складывают и песен не поют. Которые до конца шли, те — другое дело. Неужели старые-то сказки не кончаются никогда?
— Кончаются не сказки, — задумчиво сказал Фродо, — это герои появляются и уходят, когда их дело сделано.
«Властелин Колец».
****
Хоббиты главными героями оказались неслучайно.
Ничто так не способно растрогать сердце писателя, как «облагораживание низкого», превращение из гадкого утенка — в лебедя.
Таков и главный герой Фродо — пример хоббита, «сломленного бременем страха и ужаса — сломавшегося и в конце концов преобразившегося в нечто совсем иное».
Имя его Толкиен не придумал, а позаимствовал из германской традиции, оно восходит к древнему слову froґd — «мудрый благодаря опыту», а мифологически связано с северными легендами о золотом веке.
«А станет он в конце пути как хрусталь, наполненный чистым светом, если только найдутся глаза, способные это увидеть».
Это все действительно придет — потом. А вначале не было у простодушного Фродо ни особой силы, ни мудрости. Зато было неравнодушие. К судьбе своего народца и крохотного клочка земли, над которым нависла тень Врага.
А тут еще и Кольцо Всевластья, дающее неограниченное могущество, возможность вершить судьбы мира, «случайно» оказавшееся в его руках. На Совете мудрых он узнает:
чтобы восстановить мир, Кольцо необходимо уничтожить, а для этого нужно отправиться в самое сердце тьмы.
А дальше что было — благородный порыв или отчаянная глупость?
Прервав спор мудрых и сильных, встать и сказать:
«Я возьму Кольцо. Только я не знаю дороги».
****
… «Господь… с такой удивительной готовностью отвечает на молитвы наименее достойных из своих просителей — если молятся они за других».
И Господь ответил — послав хоббиту отчаянное приключение. Маленькому хоббиту с сердцем героя.
«Фродо предпринял свой поход из любви — чтобы спасти знакомый ему мир от беды за свой собственный счет, если получится; а также и в глубоком смирении, понимая, что для этой задачи он совершенно непригоден.
На самом деле он принимал на себя обязательство лишь сделать все, что сможет, попытаться отыскать путь и пройти по этой дороге столько, насколько хватит сил духовных и физических. Все это он выполнил».
…Такие они, хоббиты. Слабые, смешные, бесхитростные, но очень искренние в своих отчаянных попытках спасти Средиземье.
Много раз отступают и ошибаются, много раз падают, но вновь и вновь поднимаются и продолжают идти, храня верность долгу — не на словах, а на деле.
Даже если долг зовет идти за другом на верную смерть.
«Куда Фродо — туда и я», — говорит Сэм. А как иначе?
Поэтому Кольцо и не может подчинить их: они им не владеют, а лишь хранят его.
«Кто я — владелец или хранитель?» — один из ключевых вопросов книги.
Он очень важен для Толкиена. Стремление присваивать, копить ценности материальные и духовные, превращает человека в раба того, что должно служить ему, заражает болезнью потребительства. Толкиен не устает писать об этой опасности:
«Выздоровление — это возобновление ясного взгляда на мир. Нам нужно вымыть окна. И тогда ясно увиденные вещи сбросят тусклую дымку, перестанут быть знакомыми и стертыми, освободятся от нашего чувства собственника. Эта «стертость» — наказание за присвоение.
Вещи стертые или знакомые (в дурном смысле слова) — это вещи, которые мы на законных основаниях или мысленно присвоили.
Мы говорим, что знаем их. Они когда-то привлекли нас своим блеском, цветом, формой, и мы их заграбастали, заперли под замок в сокровищницу, вступили в обладание и перестали на них смотреть» («О волшебных сказках»).»
Полностью — здесь:
http://www.manwb.ru/articles/arte/literature/tolkien_mith/
В истинном золоте блеска нет:
Не каждый странник забыт.
Не каждый слабеет под гнетом лет —
Корни земля хранит…(с) Властелин Колец
***
ВЛАСТЬ КОЛЬЦА.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.