Гилелах Александр Валерьевич. Искусство Радости

Январь 29, 2012 | | интересные подборки, Новые Шаги-Практики, Психология Новой Волны от Светланы Ория, Творческая Лаборатория Мастеров | 1 Comment| 2 339 views

Искусство радости Александр Гилелах

Предисловие

Так уж вышло, что от автора современной эзотерической или психологической книги ожидается следование ряду канонов. Во-первых, автор должен продемонстрировать, что его знания были получены им от высочайших учителей и/или от основателей какой-нибудь тайной системы.

Возможен вариант, что автору было откровение, или с ним, с автором, вышла на контакт сущность какого-нибудь просветленного или древнего мага. В крайнем случае, сойдет и неземной разум.

Методика, излагаемая автором, должна опираться на мудрость древних. И чем древнее система, тем она лучше. В идеале учение должно восходить к Атлантиде или Лемурии. В самом крайнем случае сгодятся системы, созданные в секретных лабораториях современных спецслужб, или, наоборот, полученные от уцелевших шаманов какого-нибудь малоизвестного племени.

В ряде случаев хорошо также, если автор послан какой-нибудь тайной школой или хотя бы принят в клан или «семью», и теперь он (автор) щедро делится древними знаниями, адаптированными под современность.

Особо смелые авторы могут написать, что система создана ими после долгих лет бесплодных поисков и раздумий — в результате озарения. Самые смелые при этом еще и понимают, что все, созданное до них — жалко, малоэффективно и убого.

Далее должно следовать описание жизненного пути автора, включающее намеки, как ему было плохо до создания системы (приобщения к истине) и как радостна его жизнь теперь.

После обычно следуют истории из жизни его учеников или письма от благодарных участников его курсов, повествующие о том, как волшебно изменилась их жизнь уже после освоения азов учения, излагаемого автором. Обычно благодарные последователи обретают здоровье, богатство, уверенность в себе, становятся душой компании, приобретают популярность у противоположного пола, а также чувствуют свою связь со вселенской гармонией, коей благополучно и следуют.

Далее, как правило, следуют ссылки на священные книги разных времен и народов, а также изречения мудрецов, обычно подтверждающие мысли автора.

Автор, как правило, объясняет читателям, что изначально они совершенны, могущественны, сотворены по образу божьему и подобию, и немного рассуждает о детстве, когда этот потенциал был особенно проявлен. Далее читателю объясняется, что в его нынешнем состоянии он (читатель) нисколько не виноват, а виноваты либо родители, которые и закрыли в ребенке все чудесные способности, либо коварный социум, навязавший стереотипы поведения.

В ряде случае виноватым оказывается и христианство, наложившее запрет на проявление естественных эмоций и все магическое в человеке. Можно также порассуждать о вреде НТР, оторвавшей человека от природы, навязавшей неестественный образ жизни, и призвать к этой природе вернуться.

Среди виновников могут оказаться также паразиты сознания, демоны и инопланетяне. В редких сегодня случаях — мировое правительство и масоны. Патогенные факторы можно также сочетать и комбинировать.

Дальше читателю обычно объясняется, как легко можно избавиться от всех проблем и вернуться к изначальной природе. Но… в читателе сидит столько блоков и программ! А если читатель их не чувствует — то дело совсем запущено…

К счастью, на пороге — эра Водолея, (а в руках — бессмертное творение великого учителя) и то, что раньше было доступно лишь избранным, теперь доступно всем, а посему — немедленно приступаем к борьбе с блоками, мешающими счастью!

Ведь чтобы стать счастливым, надо обязательно освоить курс внутренней археологии, раскопать свою внутреннюю природу и глубоко внутренне измениться. Иначе никак. Борьба за радость и счастье будет долгой, но успешной.

В книге также многократно будут встречаться фразы типа «ученые установили» или «согласно новейшим исследованиям», причем все эти открытия, естественно, будут подтверждать сказанное автором.

Конечно, уважающий себя автор не преминет намекнуть, что древней традиции, адептом коей он является, все уже давно известно, а современная наука (конечно, пока далеко не вся, а только в лице самых прогрессивных своих представителей) только начинает подбираться к истинам, изреченным автором.

Далее излагается суть учения, принесенного автором — читатели еще раз призываются быть как дети, вернуться к природе, хорошо себя вести и обязательно любить себя, а потом и ближних, идет еще несколько рассуждений о единстве мировых религий и учений, и о том, что учат они все одному и тому же, а именно изложенному автором, и хэппи-энд.

Что ж, и автор данной книги попробует не разочаровать читателя и по возможности следовать классическим канонам.

Прежде чем начать..

Существует набор советов, как вести радостную жизнь, известных еще с древних времен. Хороших, понятных советов.

Вроде бы простых. Продиктованных здравым смыслом. Их, хотя бы частично, знают почти все. И почти никому и никогда они не помогают.

Перечислим самые распространенные.

Довольствуйся малым. —

Радуйся тому, что у тебя есть.

Не сожалей о содеянном и утраченном.

Живи сегодняшним днем.

Следуй своей природе.

Устрани ожидания.

Устрани каким-либо образом страх смерти.

Устрани страх посмертия

Поскольку все знакомы с этими советами, но почти никто не способен их осуществить, часто возникает следующая ситуация. При попытке рассказать человеку о техниках, связанных с радостью, как только человек слышит что-то, что напоминает ему что-нибудь из вышеперечисленного, он испытывает кризис доверия.

Как правило, следует тирада в стиле: «Ну, это все общеизвестно»… Или «это я и сам знаю…», и человек начинает воспринимать все излагаемое как очередную банальность, попытку продать ему обычный здравый смысл не первой свежести под этикеткой чего-то необычного.

Существует несколько причин недоверия ко всем известным советам. Во-первых, человеку все это уже как бы известно, но скорей всего никак не помогло в жизни. И неважно, что он по-настоящему и не пытался воплотить эти советы. «Раз я об этом знаю, и мне это не помогло, это знание не чудодейственно, а бесполезно, не так ли?»

Во-вторых, люди, от которых он услышал все эти простые советы, как правило, тоже не являли собой пример удачного их применения, а посему добавили естественного недоверия к полученной от них информации.

В-третьих, человек, как правило, слышит такие советы в состоянии, когда на душе у него плохо, а окружающие с оттенком превосходства изрекают подобную мудрую сентенцию, и естественно, что мудрость, подаваемая в такие моменты, вызывает реакцию отторжения, отпечаток которой и остается на ней на долгие годы.

И, наконец, даже если человек и считает все эти советы верными и правильными, он часто совершенно не представляет себе, как применить их на практике.

Как правило, доверие вызывают какие-нибудь экзотические системы, в которых те же простые советы запрятаны гораздо глубже. А ничто так не радует человека, как открыть самому после долгих усилий то, что ему уже давно было известно… Тогда давно известное приобретает дивное очарование истины, человек испытывает чувство ясности, и думает: «Как глубоко, правильно и всеобъемлюще открывшееся мне знание»…

Далеко не всегда преподнесение человеку известного ему, но под другой этикеткой является мошенничеством, во многих системах это вполне сознательно используемый прием, ведь истина просто известная, и истина осознанная, да еще к тому же самостоятельно открытая, совершенно по-разному воспринимаются и ценятся.

Так что, возможно, дорогой читатель, вам уже известно много действенных методик и стратегий для радости, просто вы не считаете их таковыми. В качестве упражнения попробуйте-ка вспомнить известные вам советы как больше радоваться. А теперь проверьте, как вы к ним относитесь, и попробуйте определить почему.

Возможно, ваше отношение предвзято…

Да и кстати, прежде чем начать читать про техники достижения радости, полезно проделать еще и следующее упражнение — спросите себя: «А есть ли у меня уже представления и ожидания, какой должна быть работающая техника достижения радости?»

Может, вы ожидаете, что она должна быть революционной, эзотерической, трудно или наоборот легко осваиваемой, совсем экзотической или известной вам? Поэтому — нет, нет, не пробегаем дальше, а честно задаем себе следующие вопросы.

— Готов ли я поверить в технику, которая будет включать в себя что-то уже мне известное? Использовать ее?

— Готов ли я поверить в технику, которая будет совсем необычной, о которой я никогда раньше не слышал? Использовать ее?

— Готов ли я поверить в технику, которая будет трудна в освоении? Использовать ее?

— Готов ли я поверить в технику, которая будет очень легка в освоении? Использовать ее?

— Готов ли я поверить в технику умеренной сложности? Использовать ее?

Нет-нет, читатель, не пробегаем дальше, мол, все эти вопросы понятны, потом сделаю, а сейчас почитаем и посмотрим, а стоит ли оно вообще того, чтобы все это начинать… а останавливаемся и задаем себе вопросы.

Да, то насколько техники работают, зависит и от вашего отношения к ним.

Нет, автор не прикрывает свое неумение выдать сразу что-то могучее банальными истинами, и, да, без должного вашего отношения многие вещи будут работать хуже. Хотя некоторые будут работать независимо от ваших ожиданий…

Так, посмотрели вопросы? Ответили? Теперь, когда вы знаете свои ожидания, не пытайтесь отложить их в сторону, это все равно не получится у большинства. Даже если вы захотите и попробуете, то, в результате, скорее всего у вас появятся новые ожидания. Например того, как вы должны будете все воспринимать, после того как уберете предыдущие.

В общем, нет, не надо ничего предпринимать. Попробуйте лишь понять и запомнить этот факт.

И тогда, если какая-то техника не вызовет у вас доверия и вы подумаете: «Ну вот, так я и знал!», — вы вспомните, что у вас уже были ожидания, и, возможно, это именно они влияют на ваше отношение… и, может быть, вам удастся отодвинуть их в сторону и все-таки попробовать.

Теория радости.

Определения радости

Радость притягивается радостью. Ну, питать радость хорошо шоколадом, финиками, солнечным светом. Для радости больше подходит свежий воздух. Как правило, радость предпочитает обитать на подвижных объектах… Ну, а отпугнуть радость нетрудно..

Из рассказов бывалого охотника за радостью.

Определения радости

На протяжении всей своей истории люди пытались дать определения счастью и радости. Проанализировав описания состояний радости в разных культурах и языках, можно сделать какие-то выводы о природе этих состояний, закономерностях, свойственных им, и способах, которыми пользуются люди для их достижения.

В идеале можно вычленить инструментальное определение и описание, то есть определение, на основании которого можно предпринять какие-то шаги для достижения желаемого состояния. К сожалению, большинство существующих определений, встречающихся в словарях, не несут практической пользы, а сводятся к набору синонимов.

Приведем несколько примеров.

Например, Степанов Ю.С. в работе «Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., Школа «Языки русской культуры» пишет:

Радость — традиционно относится к положительным эмоциям.

Радость — это «ощущение внутреннего комфорта, удовольствия бытия, возникшее в ответ на осознание (или просто ощущение) гармонии со средой, «заботы» кого-то обо мне (это причина; причина здесь может и «неведомой»), и сопровождающееся моей готовностью проявить заботу в отношении к другому (это мотив, цель; как и причина, цель и её объект — «другой, другое» могут быть также неведомыми»). [. Степанов Ю.С. Константы.

Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., Школа «Языки русской культуры ,44]

Немногим больше помогает и Даль:

Радость- веселье, услада, наслажденье, утеха, противопол. скорбь, грусть, горе, печаль и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; || самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства (Даль)

Счастье- благополучие, удачная участь, доля, судьба. Благоденствие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревоги; покой и довольство, все желанное, все то, что покоит и доволит человека, по убеждениям, вкусам и привычкам его (В.И. Даль).

Не слишком радует разнообразием и словарь Ожегова

Радость

1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения

2. Радостное, счастливое событие, обстоятельство

3. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство

Словарь Ушакова я даже не упоминаю, при случае посмотрите — повеселитесь…

Лоуэн

Радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму

«Википедия»

Сильное положительное чувство, весёлый душевный подъём

Несколько больше пользы приносит анализ пословиц и поговорок, связанных со счастьем вообще и с радостью в частности.

Так, например, в русском языке большинство пословиц, связанных с темой счастья вообще и радости, как одного из его проявлений, связанны с противопоставлениями счастья и несчастья. Как правило, при описании радости используются противопоставления верха и низа, неба и земли. Очень часто земные радости противопоставляются небесным, как менее ценные и преходящие.

Как правило, радость описывается, как состояние неустойчивое, хрупкое, преходящее, неподвластное желанию человека. Кроме того, радость описывается как что-то, что всегда является результатом каких-то событий.

В современном русском языке радость часто противопоставляется удовольствию, причем удовольствие рассматривается как что-то грубое, телесное, а радость, как явление душевное и духовное. В некоторых случаях радость описывается в категориях живого существа: она может родиться, ее можно «убить» или, скажем, «отравить». Счастье можно «загубить» и «спугнуть», «приманить» и «поймать».

Сравните это с удовольствием, которое можно «сломать» или «испортить». Кстати, эту особенность восприятия радости мы сможем использовать в дальнейшем для ее достижения. Что интересно, радость, в тех случаях, когда описывается в категориях живого существа, помещается не внутри человека, но живет где-то снаружи, иногда навещая человека.

Как правило, радость описывается как что-то летучее или крылатое. Радость обладает свойством уничтожать силу тяжести, способствует расширению объекта, а также его выходу из тела. Например, «быть вне себя от радости», «на седьмом небе от радости», «от радости не чуять под собой земли». Под действием радости человек становится менее жестким. Во многих языках радость уподобляется свету: человек может «излучать радость», «светиться от радости» и т.д.

Почему-то во многих культурах отражено представление, что радость неблаготворно влияет на ум — такие выражения, как «без ума от радости» встречаются, например, в русском, арабском и греческом. В русском языке радость зачастую связывают с теплом, а вот в ряде восточных языков понятие радости может быть связанно и с прохладой, возможно, ввиду значения, которое приобретает прохлада в жарком восточном климате.

Как правило, радость оказывает влияние на дыхание и сердцебиение, что отражено в многочисленных описаниях в мировой литературе. Влияние радости на сердцебиение и дыхание зависит от силы эмоции: при невысокой и средней интенсивности стимулируется сердцебиение, а дыхание освобождается; при высокой интенсивности чувства дыхание может замирать — от радости дыхание может перехватывать, а сердце может, как замирать, так и выпрыгивать из груди.

Например: «от радости в зобу дыханье сперло» или «позабыто все на свете, сердце замерло в груди » «сердце взыграло от радости»…

Мне неизвестны языки, где радость сравнивается с чем-то твердым, ползающим, черным, неподвижным, подземным, сдавливающим.

В ряде случаев радость может восприниматься как дрожь, «мурашки» по телу. Так у героев Махабхараты чуть что на теле вставали все волоски от восторга.

Дорогие читатели, чтобы вы не терялись среди всех описаний и определений, попробуем их как-то классифицировать. Причем желательно так, чтобы классификация легко всплывала в вашей памяти и позволяла использовать определения и описания радости, как инструмент для ее достижения.

Ну и конечно (поскольку автору полагается опираться на плечи титанов), /то/ желательно, чтобы классификация соотносилась с чем-то древним, проверенным тысячелетиями… С чем любили соотносить древние мудрецы все феномены? С числами, буквами… нет, это, пожалуй, не подойдет… С богами? Как-то неактуально… С геометрическими фигурами? Слишком мудрено… Ах да, вспомнил, еще со стихиями! Что ж, последуем их примеру и мы.

«Радость сильнее силы, но без силы нет радости» (Сутра Короны, 17-9).

Радость и стихии

«А зачем нужны все эти классификации?» — возможно, спросит читатель, — «Всего лишь еще один способ описания!» Верно, но… Очень часто бывает так, что чем больше в нашем распоряжении разных описаний одного и тоже объекта или явления, тем больше наши возможности его понять и применить.

Если какое-то описание вам неблизко или непонятно, то, возможно, вам подойдет какое-то другое. Так, радость можно описать в категориях биохимии, психологии, энергетики.

Кстати, определения радости — вещь не столь безобидная, она может стать как инструментом достижения, так и помехой на этом пути. Так, одна из вещей, которые иногда мешают радоваться людям — это имеющиеся у них представления о радости. То есть люди часто натыкаются на определения того, что есть радость, а каждый автор старается, чтобы его определение было красивым, лаконичным и запоминающимся.

Далее, из-за доверия к печатному слову или просто очаровавшись афоризмом, люди приходят к выводу, что есть «правильная» радость и радость «неправильная»… последствия очевидны.

Итак, сформулируем наши требования к определению радости.

Главное, чтобы описание было рабочим, то есть чтобы его можно было легко и быстро использовать, как для анализа, так и для действий, например, для понимания своего состояния и того, какие действия нужно совершить, чтобы его изменить в желаемом направлении.

Кроме того, оно не должно вас ограничивать, навязывать предпочтения в выборе какого-то вида радости. Одно из удобных рабочих описаний радости — это описание в категориях стихий.

Стихии — это способ описания, где свойства, присущие самым различным явлениям, соотносятся с различными природными явлениями, как, например, огонь, вода, земля, воздух (например, в индийской и западной традиции) или объектами, как дерево, металл, гром, гора и т.д. (в китайской).

На протяжении веков люди описывали в категориях стихий самые разные явления — от стилей боевых искусств до человеческих темпераментов. Воспользуемся системой пяти стихий, где четыре стихии это огонь, воздух, земля и вода, а пятая — жизнь, как некое гармоничное сочетание четырех стихий, дающее новое качество.

В принципе, радость — это не столько категория ума, сколько набор ощущений. То есть радость всегда проявляется в каких-то ощущениях в теле.

Если соотнести эти ощущения с основными свойствами стихий, то стихиями, соответствующими радости будут огонь, воздух, и жизнь.

Рассмотрим подробнее некоторые качества стихий. Свойства огня — это тепло и свет, а вот свойства воздуха — это легкость и расширение. Ведь воздух, как и любой газ, стремится занять весь отведенный ему объем. Еще один из атрибутов воздуха это свобода и подвижность.

А каковы свойства земли? Структура, твердость, тяжесть. А теперь сравним эти качества с описаниями, как радости, так и негативных переживаний.

Как люди обычно описывают негативные состояния? Правильно — тело зажато, мышцы — каменные, чувство тяжести. А еще на душе холодно, пусто, и темно…

Человек часто ощущает радость, как проявления разных форм стихии огня. Так ощущения тихой спокойной радости часто воспринимаются как тепло и свет, а ощущения бурной радости — как жар и огонь. Самые простые ощущения радости связаны с чувством тепла. Вот и говорят «на душе тепло». А про человека, с которым радостно — «теплый человек». Более сильные ощущения радости, как правило, уже описываются не просто как тепло, но как горение.

Не зря можно услышать: «пойдем туда, там зажигают». А как часто говорят про человека, с которым не просто спокойно и хорошо, но еще и весело и интересно? Правильно, человек с огоньком. А если совсем радостно, то даже просто — «огонь-мужик» или «огонь-баба».

Ощущениям жара и огня соответствует еще один важный тип ощущений, а именно ощущения разгонки.

Это ощущение, как правило, характеризуется как «огонь в крови», и именно оно относятся к типу ощущений, наиболее радующих и наиболее любимых человечеством, как прогрессивным, так и диким. Вот за этим ощущением огня в крови, столь многие и гоняются. Именно в поисках этого ощущения люди мчатся по автострадам на скоростях за 170 км, за ним прыгают с парашютом, именно его пытаются пережить при просмотре чьих-то захватывающих приключений.

Кроме тепла, стихии Огня соответствуют еще и свет. Причем, часто степень радости соответствует силе света, пример возрастания ощущения это «на душе светло», «весь светится», и, наконец, «весь сияет».

Восприятие огня во многом связанно у нас с теми же ощущениями, что и радость.

Возможно, еще и благодаря тому, что огонь испокон веков радует человека, и иногда все, что нужно для радости — это посидеть у костра или полюбоваться пламенем свечи.

Другой тип ощущений радости связан со стихией воздуха.

 


А именно чувство легкости, парения. Причем степень радости коррелирует с количеством стихии воздуха. Вот и говорят «с ним легко». Или — с «ним я парю», а то и просто — «летаю от счастья». О связи радости со стихией воздуха, говорит и тот факт, что очень часто, когда человек ощущает радость, особенно после негативных переживаний, он чувствует, что наконец-то может «свободно вздохнуть».

Очень часто уже простое повышение уровня кислорода, например, выход на свежий воздух или вдох после продолжительной задержки дыхания вызывает ощущения, способствующие радости.

Во многих случаях радость связывается с неким ощущением свободы вообще или освобождения от чего-нибудь неприятного в частности. Что ж, и здесь не обошлось без стихии воздуха. Наверное, Вам приходилось встречать сравнение свободы с ветром?

А вот слышали ли Вы выражения «свободен, как камень»? Или «радостен, как скала?»

Другой важный компонент ощущений радости, связанный со стихией воздуха — это ощущение расширения, наполнения. В радости возникает чувство заполненности подобно воздушному шарику, наполненному воздухом, но без чувства тяжести свойственного земле. Обычно при радости человек испытывает как ощущение расширения в грудной клетке, так и некоторое расширение — распрямление в теле в целом, вызывающее улучшение осанки.

Влияние радости на осанку отражено, например, в таких пословицах «Радость прямит, кручина крючит». Ведь говорят про человека «согнулся от горя». А вот фразы «согнулся или скрючился от радости» мне до сих пор слышать не доводилось.

Часто, радость связана не просто с чувством расширения в теле, а еще и с неким желанием охватить что-то. Можно сказать, что при чувстве радости часто возникает желание объединить свое внутренне пространство с пространством внешним. Причем внешним пространством, сколько его есть — в максимуме со всем миром. Это желание, как правило, принимает одну из двух форм: или раскрыться навстречу миру и раствориться в нем, или растворить мир в себе. Доводилось ли Вам слышать «меня сжимает от радости»? Вряд ли. /А вот/ радость описывают чаще всего в категориях расширения — Вы распахиваетесь до горизонта и вмещаете в себя целый мир. Другое проявление этого чувства — это желание кого-нибудь обнять, вместить в себя.

Одно из удачных описаний подобного состояния, как ни странно (поскольку автор не относился к жизнелюбам) можно найти у протопопа Аввакума:

«благоволением в нощи вторыя недели, против пятка, распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен под небесем по всей земли распространился, а потом бог вместил в меня небо, и землю, и всю тварь… так добро и любезно мне на земле лежати и светом одеянну и небом прикрыту быти; небо мое, земля моя, свет мой и вся тварь».

Стихия воздуха традиционно воспринимается как антагонистичная стихии земли. Когда человек пребывает под действием стихии воздуха, и хочет поддержать это состояние он интуитивно объектов и действий содержащих стихию земли.

Так, в радости человек воздушен, и с легкостью расстается с такими земляными объектами как деньги (покупая подарки, подавая милостыню и т.д.). Как правило, сумма, потраченная на покупки или пожертвования у человека в радостном состоянии, больше чем в состоянии печальном или нейтральном.

Кстати, в восприятии многих людей чувство долга, как и сопутствующие ему слова, в частности такие как «надо» и «должен», а также слова, означающие запрет или ограничение, такие как «нельзя», «запрещено» или «никогда» имеют «земляной» компонент антагонистичный воздуху.

Произнесите любое из этих слов, и вы почувствуете, как мир становится жестким, незыблемым. Думаю, тот факт, что гипертрофированное чувство долга часто мешает радоваться, не является новостью ни для кого из читателей. По моим наблюдениям, люди, радующиеся больше других, реже используют в своей речи слова, содержащие земляной компонент, особенно такие как «должен и надо».

Единственное известное мне исключение, когда радость имеет и компонент земли, это радость после еды. Но даже она (и это каждый может легко проверить на себе) больше связанна с ощущением заполненности, чем тяжести.

Существует еще один вид радости, так называемая «тихая радость».

В описаниях этого вида радости присутствует трудноразделимый комплекс из перечисленных ощущений, но в гораздо менее яркой форме. Его можно соотнести со стихией жизни, как неким гармоничным сочетанием всех стихий. Кстати, этот вид радости отличается большой устойчивостью, и в нем человек может находиться долгое время непрерывно. Ощущение тихой радости — это тот редкий случай, когда радость сама становится психологическим фоном, которым окрашивается вся жизнь.

Стратегии достижения радости

Разбирая стратегии поведения достижения радости, мы коснемся как действий, способствующих этому, так и различных ошибок, которые либо не позволяют правильно использовать имеющиеся у вас ресурсы и техники, либо являются причиной плохого настроения.

Иногда приходится слышать утверждения типа: «Как я могу радоваться в такой ситуации?» Теоретически, исходя из того, что любое событие может рассматриваться как радостное в определенном контексте, любой человек может радоваться любому событию. Здесь возможны два варианта: первый — человек, возможно, хочет, но не умеет, и второй — человек не позволяет себе радоваться в определенном контексте.

То есть сама идея применить какие-то методы, для исправления своего настроения кажется человеку неприемлемой.

Что интересно, сам тезис, что при некоторой подготовке можно радоваться любому событию, как правило, еще на уровне идеи встречается в штыки очень многими, от обычных людей до философов и психологов всех времен и народов.

Кстати, у последних отношение к радости особенно примечательно. Расходясь во многих своих идеях, они дружно протестуют против идеи радости, достижимой по желанию. Радость обязательно должна быть чем-то очень ценным и труднодостижимым. Этот пункт часто отстаивается с таким воодушевлением, что кажется, что идея легко достижимой радости просто раздражает многих философов, духовных лидеров и психологов.

Видимо, потому что большинству из них так и не удалось реализовать радость в своей жизни. А возможно, это некая воспитательная установка.

В смысле «человек дик и отвратителен, поэтому его нужно мотивировать».

По крайней мере, о воспитательной функции художественной литературы все твердят, но, мне кажется, от подобной дидактичности не свободны и другие ее виды.

Вот автор, как и положено, нашел врага, виноватого в плохом настроении человечества. Но, несмотря на многотысячелетний мировой заговор мыслителей против хорошего настроения, радость все же может быть легко достижима по желанию. Разумеется, при следовании высшему знанию, которое откроет вам автор. А теперь, когда очередной канон эзотерико-психологической литературы соблюден, перейдем далее.

Нетрудно показать, что оценка ситуаций субъективна. И одна и та же ситуация может вызывать совершенно разные эмоции, как у разных участников, так и одних и тех же людей в разные моменты жизни. Этому можно привести бесчисленное множество примеров. Например, результаты одних и тех же выборов или, даже просто футбольного матча будут радостными для одной группы людей и печальными для другой.

Приводя совсем крайние примеры, можно показать, что даже такое событие, как смерть родственника или знакомого нельзя рассматривать вне контекста отношения к ним. Оно может быть как поводом для горя, если Вы любили этого человека, так и для радости, если, например, Вы его ненавидели или только и ждали, когда же, наконец, вам достанется наследство.

Даже собственная болезнь может рассматриваться как повод для радости — можно вспомнить множество людей, радовавшихся ранению, если в результате их отправляли в госпиталь из смертельно опасной зоны. «Какое счастье сломать ногу при крушении самолета».

Из вышеперечисленного можно сделать несколько полезных выводов. Например, такой: от чего бы ты ни испытывал радость, видимо, всегда можно испытать и от противоположного. И не менее полезный вывод из данного вывода: радость можно испытать практически от чего угодно, а значит, повод для радости можно найти почти всегда и везде. Что, согласитесь, радует.

В замечательной системе развития мышления ТРИЗ, есть такая игра «Это хорошо — это плохо». Суть игры проста, один участник выбирает событие, например, «идет дождь», и говорит: «Идет дождь, это хорошо, например, потому, что после него вылезут дождевые черви». Другой продолжает: «То, что дождевые черви вылезут после дождя — это плохо, мальчишки будут их собирать и пугать сверстниц».

Третий подхватывает: «Напуганные сверстницы — это хорошо, поскольку даст возможность заработать детским психологам». И так далее. Если долго играть в эту игру, то приходит понимание, что любая ситуация кем-то в каком-то контексте может быть рассмотрена, как хорошая и радостная.

И все же, несмотря на понимание вышесказанного, у многих оно вызывает реакцию отторжения. Во-первых, логически соглашаясь с субъективностью оценки ситуации, люди, как правило, все же не принимают этого эмоционально. Большинство все же считают свои эмоциональные реакции единственно возможными, как некоторою данность присущую мирозданию.

И признание факта, что они могут реагировать по-другому, воспринимается как некоторое предательство собственных ценностей.

В сознании многих людей существует некоторая неявная логическая связка, что если что-то для них ценно, то они обязательно должны страдать при недостижении или утрате этого, любая же другая реакция будет отказом от своей ценности.

Кроме того, многие люди почему-то делают вывод, что если радоваться можно в каком-то контексте чему угодно, то сейчас их будут заставлять радоваться, когда они того не хотят. Ну и раз можно радоваться чему угодно, значит, они в ответственности за свою радость и настроение, и уже не могут апеллировать к каким-то событиям, как к оправданию для своего плохого настроения.

Дорогие читатели, не пугайтесь, ваша внутренняя позиция, ваши ценности и убеждения и как их результат готовность радоваться или не радоваться чему-либо, это гораздо более уважительная причина, чем какие-нибудь внешние события.

Просто помните, что, возможно, у вас чуть больше выбора в этом вопросе, чем вам кажется.

 


Прежде чем углубиться в тонкости стратегии достижения радости хочется сказать несколько слов о двух общеизвестных, но малополезных советах для обретения радости.

Совет первый: измените свое мировоззрение

Часто приходится слышать такое мнение: «Ваше мировоззрение мешает Вам радоваться, значит, Вам надо поменять мировоззрение». Совет этот замечателен тем, что его очень легко дать и почти невозможно выполнить.

Ведь желания человека — это функция его мировоззрения, и поменять мировоззрение по желанию человек не может в принципе.

Мировоззрение человека включает его ценности и убеждения, а ведь именно на основе своих ценностей и убеждений человек во многом и будет определять, что для него хорошо и желанно.

То есть так легко даваемый совет «изменить мировоззрение» опять возвращает нас к процессу «внутренних раскопок» — требует тщательного вычленения, анализа и, возможно, пересмотра этих ценностей и убеждений. Что, возможно, и неплохо, но точно не происходит быстро. То есть, попытавшись последовать этому совету, радоваться вы начнете нескоро.

Совет второй: Учитесь у детей

Как это ни странно, но читателям разных пособий постоянно рекомендуют учиться радоваться у детей. Хотя очень многие из опрошенных мной людей говорят, что сейчас (во взрослом состоянии) им живется гораздо радостнее, чем в детстве.

Но это и понятно. Радоваться надо как некие гипотетические свободные и вечно радостные дети, (больше всего напоминающие сферических коней в вакууме), а сами они были детьми обычными, то есть (если верить другим, а иногда и тем же авторам) несчастными, кондиционированными родителями, социумом, религией и далее по списку.

О выборе стратегии достижения радости.

Как правило, при выборе стратегии достижения радости выбирается один из трех путей. Можно стремиться к радости и совершать действия, которые радость вызывают, а можно устранять страдание и убирать то, что мешает радоваться. Или совмещать оба вида описанных действий, что хотя и подсказывается здравым смыслом, тем не менее, довольно редко выполняется.

В том, какому из аспектов уделяется больше внимания, и заключается одно из фундаментальных идеологических различий между разными системами.

Естественно, направление работы над собой диктуется философскими представлениями данной системы, как правило, наличием представлений об изначальной природе человека, сути жизни, и связи радости с вышеперечисленным. Возьмем, к примеру, буддизм.

Почти две тысячи шестьсот лет назад Гаутама Будда изрек четыре благородные истины. И первая из них была «жизнь есть страдание» или в других переводах на русский — «жизнь полна страданий».

В общем-то, подобное мировоззрение свойственно многим индийским системам. И это неудивительно: жизнь и в современной Индии — не сахар, а две с половиной тысячи лет назад была неприятной и подавно, как для простолюдинов, так и для индийских царевичей.

Средняя продолжительность жизни меньше сорока лет, отсутствие нормальных стоматологов и нормального спиртного, индустрия развлечений — в зачаточном состоянии.

Литература в основном религиозная и, так сказать, военные мемуары, до художественной — в лице Калидасы — еще лет семьсот, да и тот писал в основном трагедии, эстрада того времени тоже не балует разнообразием…

В защиту индусов следует сказать, что все же старались развлекаться, как могли — и в в чем-то даже преуспели — разработали «Кама сутру», правда, лет через восемьсот после Будды… (кстати, после появления данного труда, практически не возникало новых учений, где жизнь рассматривалась бы как страдание). Вот представьте себе, каково это — жить за восемьсот лет до «Кама-сутры».

В общем, неудивительно, что принц Гаутама пришел к таким неутешительным выводам. А я хотел бы обратить внимание читателя на тот факт, что по меркам древней Индии уровень жизни современного преуспевающего горожанина — это вполне уровень жизни индийского мира богов.

И на огромные расстояния на сутки можно перенестись, и со здоровьем в основном неплохо, и жизнь раза в два подлиннее. В своих волшебных приборах мы можем видеть то, что творится на других концах света и даже события дней минувших. Нам даже по силу остановить мгновение: понравилась мелодия — запиши ее на магнитофон и проигрывай сколько угодно. Понравился фильм — то же самое.

Фотоаппарат позволит остановить самые интересные и памятные моменты. В общем, те уровни рая, которые в Индии надо было заслужить, у большинства из нас есть от рождения… А некоторые все равно недовольны.

Думаю, что сегодня Будда мог бы сказать, что, в общем-то, жизнь полна радости, а страдание преходяще.

В ряде других религий (например, в джайнизме) существует постулат, что радость изначально присуща человеческой природе, и как только будут убраны негативные кармы или другие мешающие факторы, человек сразу обретет высшую радость, в частности, сможет (и будет) радоваться непрерывно, ничего для этого делая.

И вот тут многие последователи данных учений сделали вроде бы очевидный логический вывод. В стиле «лучше день потерять, а потом за пять минут долететь». А именно: «Сейчас мы немного позанимаемся неприятными практиками, зато вскоре очистимся и уж тогда будем радоваться постоянно».

Многие люди отправились в поход за высшей радостью, и вместо того чтобы учиться радоваться каждому мгновению сейчас, стали заниматься процессом освобождения себя от негативных карм.

Не переживать радость, а убирать мешающее. Не радоваться, а бороться за радость. В итоге, большинство из них обнаружило, что прошли годы, а радости все нет, а время, которое могло бы быть заполнено радостными переживаниями, оказалось потрачено на практики, которые должны были потом дать эту пресловутую высшую радость.

Конечно, хорошо было бы выдать читателям какие-нибудь методики, овладев которыми они навсегда избавились бы от влияния внешних феноменов на сознание, и все необходимое для радости у них было бы всегда при себе. К сожалению, таких техник, видимо, не существует. То есть многие системы, например, буддизм (и ряд других) обещают, что как только освободишься, то…

Общим моментом в данных учениях является то, что вначале необходимо пережить некоторую внутреннюю трансформацию… До которой, кстати, запросто можно не дожить. А ведь радоваться хочется именно сейчас…

Кстати, автор встречался с представителями самых разных систем: от буддистов и психологов до каббалистов и суфиев, причем самого разного уровня — от неофитов до глав орденов, и пока, к сожалению, не встретил никого, кто был бы свободен от внешних феноменов и всегда радостен.

В лучшем случае мне попадались те, кто умел жить в покое. Почти всегда. А вот в радости по желанию — нет.

Так что не будем ждать трансформации и примем за факт, что в каких-то обстоятельствах нам удастся управлять своим сознанием, а в каких-то — нет.

И в этих случаях нам понадобятся внешние вспомогательные средства. О наличии которых следует позаботиться заранее, чтобы в нужный момент они были под рукой (я не имею в виду химические стимуляторы, хотя именно они приходили на ум многим моим слушателям, когда я объяснял свою идею до этого момента).

Правильная стратегия достижения радости должна не только определять общий путь, но и включать подбор необходимых для этого ресурсов. Причем учитывать в подборе ресурсов, что раз мы подвержены влиянию настроения, то не всегда у нас будут силы и желание пользоваться теми ресурсами, которые будут в нашем распоряжении.

Итак, среди ресурсов у нас должны быть средства, которые влияют на наше настроение практически без каких-либо усилий с нашей стороны.

А именно: музыка, друзья, интересные книги, игры и фильмы, список ближайших интересных мероприятий в вашем городе. Какие-нибудь мелкие желания, исполнение которых Вы откладывали, и ресурсы на их исполнение… Кстати, хорошо бы заготовить список таких желаний заранее. Да-да, именно желаний. Конечно, существует мнение, что именно желания являются причиной страданий.

С другой стороны, радость часто приходит именно от исполнения желаний. Избавление от желаний часто приносит покой, но не радость. Следует заметить, что страдание часто приходит не от наличия желаний как таковых, а от неправильного «применения» желаний.

Радость как психофизическая активность

Как мы уже говорили, радость — это форма психофизической активности. Любая активность требует энергии, а любая энергия — источника. Источниками энергии для радости будут являться два вида пищи: физическая и духовная.

Духовную пищу мы рассмотрим позднее, а пока займемся физическим компонентом. Очень часто люди пытаются решить все проблемы через психическую сферу, как-то забывая про физическую сторону своего существования.

И впоследствии удивляются тому, что, несмотря на работу над собой, хорошее настроение все не приходит, и тогда они начинают искать ошибку в своих практиках, вовсе не отдавая себе отчета в том, что ошибка есть, но в совершенно другой области. Между тем радость, как и другие процессы, требует соответствующей подпитки. Итак, пару слов о биохимии радости.

Биохимия радости или «ел не досыта, спал без просыпу».

В хорошей книге в наши дни положено хоть иногда встречаться фразе «ученые установили».

Так вот, ученые установили, что основные вещества, принимающие участие в возникновении состояния радости — это вырабатываемые мозговым веществом и другими тканями (например, почками) гормоны и нейромедиаторы: серотонин, допамин и группа эндогенных опиатов, иначе называемая эндорфинами.

На синтез серотонина влияют разные факторы, один из которых — это количество часов сна. При постоянном недосыпании количество синтезируемого серотонина снижается. А если у вас будет меньше гормона радости, то, угадайте, каков будет результат?

Сэр О`Тонин или «Сладок кус не доедала»…

Ну вот, про ученых мы упомянули, а теперь обратимся к бездонным сокровищам народной мудрости. Знакома ли вам, читатель, русская народная сказка «Белая уточка»? В тяжелую минуту уточка произносит следующий текст: «Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, сладок кус недоедала»…

Из сего образца народной мудрости вырисовывается следующая картина — если недосыпать и не есть сладкого, то скорей всего будешь кого-нибудь слезами выпаивать. И вряд ли это будут слезы радости.

О недосыпании мы уже говорили раньше. Теперь поговорим о пагубном влиянии недоедания «сладкого куса» на настроение.

Одним из гормонов, отвечающих за хорошее настроение, является уже упоминавшийся выше серотонин. Действие серотонина зависит от зоны мозга, в которую он поступает, так нейроны серотонина в гиппокампе и мозжечковых миндалинах управляют настроением. Серотонин синтезируется из незаменимой аминокислоты триптофана. Триптофан содержится во множестве продуктов питания, например в растительных молоке, яйцах, рыбе, красном мясе, финиках, бананах, твороге.

Однако наличие триптофана в крови еще недостаточно для синтеза серотонина. Без должного количества углеводов в крови триптофан не проходит гематоэнцефалический барьер и не попадает в мозг, где синтезируется серотонин. И только при поедании сладкого происходит повышенный выход инсулина в кровь, который дает команду основным аминокислотам, но не триптофану уйти из кровяного русла в депо.

Таким образом, отношение триптофана к основным аминокислотам в крови увеличивается и триптофану освобождается дорога в мозг на выработку серотонина.

Кстати незнание этого факта является причиной частых депрессий, как правило, свойственных тем людям, которые сажают себя на строгую диету, лишенную сахаров. Синтез серотонина снижается, и депрессия раскрывает свои объятья.

В работе с радостью мы будем пользоваться тремя типами описаний — радость, как некая сущность, радость, как набор ощущений, которые легко описываются в категориях стихий, и, наконец, радость, как процесс, который имеет свою динамику.

Итак, радость, как процесс.

Радость — это комплекс положительных эмоций, возникающий как реакция на определенную оценку человеком воспринимаемой ситуации (внешней или внутренней).

Радость, как сигнал относительно фона

Ситуация воспринимается как радостная, когда происходит позитивное событие или не происходит негативного. Любое событие поступает в наше восприятие, как набор сигналов, которые затем распознаются, оцениваются и вызывают какую-то реакцию.

Как и любой другой сигнал, сигнал для радости существует относительно фона. Как и другие сигналы, такой сигнал существует во времени и имеет параметры амплитуды, частоты, и повторяемости.

Из этого факта можно сделать простой оперативный вывод: чтобы усилить сигнал, воспринимаемый как радость, можно изменить либо сигнал, либо фон.

Если сигнал для радости длится непрерывно или часто повторяется без изменений, то он, как правило, затухает, смазывается относительно фона, становится нормой, новым базовым фоном.

Назовем фон, в котором мы живем, постоянным базовым фоном или нормой. Причем для каждого норма своя: для кого-то — есть черную икру пять раз в день, а для кого-то и буханку хлеба раз в сутки…

Любая радость требует какой-то смены фона для того, чтобы продолжаться — или с приятного на неприятный и обратно, или с одного радостного события на другое.

Разберем возможные варианты. У вас есть какой-то психологический фон, воспринимаемый как норма, и тут происходит какое-то событие, воспринимаемое вами как позитивное, сильный сигнал, относительно фона, который и будет считываться как радость.

Именно этот вариант радости наиболее распространен в сознании большинства людей. Пример подобного события, это получение подарка, повышение, находка, и т.д. Суть этого вида радости можно сформулировать так: было нормально, а стало лучше.

Событие, при котором происходит понижение фона, а потом — возврат к базовому состоянию, оценивается как радостное. Суть этого вида радости: было хорошо — чуть не стало хуже — все вернулось на круги своя. Например, человеку показалось, что он потерял ключи. В волнении человек шарит по карманам… и ключи находятся! Волна радости и облегчения накатывает и возносит к вершинам блаженства…

По этой же причине многие люди любят смотреть, скажем, криминальную хронику или получать любую информацию как кому-то плохо. Ведь по отношению к ним мы еще хорошо живем… То-то радости!

Сюда же относятся катания на американских горках — возврат в безопасное изначальное состояние воспринимается как радость.

И, наконец, третий вариант, обычно больше свойственный тем, кто подходит к своему настроению более бережно и чутко, а именно смена фона с одного радостного на другой не менее радостный и интересный. Суть это способа радости: было радостно — а теперь радостно, но по-другому, а, значит, ничто не успевает приесться, и радость продолжается.

Например, вас радует занятия каким-то видом деятельности, но вы чувствуете, что в последнее время этот вид деятельности приносит меньше радости, и начинает превращаться в рутину. Не дожидаясь, когда это произойдет, вы переключаетесь на другой вид деятельности, который вам более по душе в данный момент.

Через какое-то время вы можете почувствовать, что опять готовы с удовольствием занимать первоначальной деятельностью. Таким образом, сохраняя чуткость к своему настроению, и вовремя меняя виды деятельности, вы сможете пребывать в радостном состоянии большую часть времени.

Радость, как некая сущность

Ненадолго вернемся к описанию радости, как некой сущности. Многие проявления жизни человека, такие как судьба, радость, удача, им, человеком, персонифицируются. То есть о них говорят, как о сущностях, обладающих каким-то характером и свободой воли.

Дорогие читатели, пользуйтесь этим замечательным языковым механизмом! С тем, что персонифицировано, можно договориться, пригласить на чай, а, может, даже и подружиться.

Пусть радость будет для вас не только словом, а спутницей и другом. Путь к этому не столь сложен, хотя и занимает некоторое время.

Самое важное — сделать правильный первый шаг, а именно попытаться понять, что радость в русском языке — явление женского рода, и целесообразно с ней обращаться как с прекрасной дамой — не давать скучать, менять обстановку, быть чутким и внимательным.

Поэтому ловите перемены в ее настроении и наслаждайтесь каждым мгновением, проведенным с ней, не будьте скучным занудой, а то ей станет с вами неинтересно и она вас покинет…

Убеждения о радости, мешающие радоваться.

У меня есть мнение, но я с ним не согласен…

Оценка ситуации, с одной стороны, формируется текущим настроением, с другой, убеждениями человека.

Убеждения могут влиять, просто формируя некий фон ожиданий, могут препятствовать попыткам изменить настроения в лучшую сторону, могут прерывать существующее хорошее настроение, и, наконец, могут заставлять человека ретроактивно давать негативную оценку своему поведению, принесшему радость, тем самым как отравляя ее, так и лишая человека возможности порадоваться, вспоминая приятное событие.

Конечно, это лишь упрощенная модель, в реальности в психике тяжело наблюдать совсем изолированные друг от друга процессы — так убеждения влияют на оценку ситуации и эмоции, в свою очередь эмоции и текущее настроение влияют на оценку самих убеждений, на то, насколько вы, так сказать, их разделяете.

Многие вредные убеждения не столько вырабатываются людьми на базе их собственного опыта, сколько принимаются на веру, как правило, в том возрасте, когда возможность критической оценки у человека еще не развита. Ну вот, автор, как и положено, написал про злобный социум, зазомбировавший читателей еще в дни их беззащитного детства.

Помимо религиозных запретов, которые вторичны по сути, меняются от социума к социуму и в наши дни мало влияют на светских людей, есть ряд социальных убеждений… Перечислим самые распространенные:

Нельзя радоваться постоянно.

Нельзя радоваться, если у вас что-то не так (события развиваются не по плану, проблемы или конфликты на работе, в семье и т.д.).

Радость должна быть естественной.

Радость бывает настоящей и искусственной, причем настоящая лучше и правильней

Радость, вызванная психотехниками, не есть настоящая радость.

Печалиться — естественно для человека.

Если иногда не страдать, то как тогда оценить радость?

Радоваться можно только если вы соответствуете каким-то стандартам.

Для радости нужны поводы.

Есть вещи, которым никто не может радоваться.

Если постоянно радоваться, то перестанешь к чему-либо стремиться и, в конце концов, погибнешь.

Мы сталкиваемся с этими убеждениями в двух случаях: когда эти убеждения уже наши, или когда они навязываются нам собеседником и/или каким-нибудь другим источником информации.

В случае с собеседником этому довольно просто противостоять. Нужно всего лишь помнить, что практически любые общие утверждения о природе человека, как правило, неверны, во-первых, некорректны по форме, во-вторых, и манипулятивны, в-третьих.

Во-первых, все они опираются в лучшем случае на чей-то опыт. А любой опыт ограничен в принципе. Ведь никто из произносящих столь мудрые сентенции не исследовал даже малую часть живущих людей.

Во-вторых, почти всегда подобные убеждения декларируются, как какое-то свойство мира, вне всякого контекста. Попробуйте позадавать вашему собеседнику вопросы, например, такие: «Кто так считает?» «Всегда ли это так?» «Почему нельзя?» Кстати, на любое слово «нельзя» есть два замечательных вопроса: «Кто запретил?» и «Что все-таки будет, если сделать что-то, несмотря на «нельзя»?»

Хорошо также выяснить, что собеседник понимает под каждым словом.

В результате этих несложных действий вы, скорее всего не только доведете собеседника до белого каления, что само по себе неизмеримо приятно, но и, возможно, сможете усомниться в каких-нибудь вредных внушениях, которые вас ограничивают.

Примечание: если собеседник ваш друг или близкий, то рекомендую подумать, насколько вы хотите его доводить, следуя описанной методике. Возможно, лучше согласиться и поступить по-своему… Хочу еще раз напомнить, что, в общем-то, цель не доведение собеседника до исступления и даже не попытка изменения его позиции, а осознание влияния на себя ограничивающих убеждений и противодействия этому.

В случае если ограничивающие убеждения уже ваши, осознать их влияние и высвободиться из-под него сложнее. Один из способов — это записать их на листке бумаги и посмотреть на этот список, когда вам радостно. Вы увидите, что убеждения, казавшиеся вам совершенно правильными в обычном состоянии, сейчас выглядят иначе.

И чем вам будет радостнее, тем меньше вы будете разделять подобные убеждения. Дело в том, что убеждение обычно сопровождается чувством правоты, своей истинности.

А комплекс телесных ощущений, связанных с радостью, как правило, совсем другой, о чем мы писали выше. В результате получается, что есть какое-то убеждение, про которое вы знаете, что оно вроде бы верно, но совершенно этого не ощущаете. Это позволяет вам вначале частично освободиться из-под власти таких ограничивающих убеждений, а затем, пользуясь полученным опытом, довести процесс до полного освобождения.

Стратегия радости.

 


Большинство практикующих психологов, по факту своей работы встречаются со случаями страдания, чаще, чем со случаями радости. Возможно, именно это формирует у них образ радости как чего-то редкого и труднодостижимого, а способ достижения радости воспринимается скорее как лечение, нежели как обучение человека каким-то правильным действиям.

К сожалению, многие пособия по радости написаны именно профессиональными психотерапевтами, которые в силу своего профессионального видения стараются вылечить бедного читателя от его болезненной личности, мешающей ему радоваться.

Авторам обязательно нужно искоренить причину состояния бедного читателя и вызвать глубокие изменения его характера и образа жизни.

В общем, чтобы начать радоваться, нужно долго лечиться и настойчиво бороться за результат. Иначе никак. Просто так радость в руки не дастся.

Однако, по моим наблюдениям, как это ни странно, люди могут радоваться, не пройдя специальной подготовки, не достигнув вершин самоосознания, и даже не читая книг по этой тематике. Еще более удивительно, что не радоваться совсем для человека весьма сложно. Даже если прилагать к этому усилия, запретить себе все радости в жизни, радость нет-нет, да и прокрадется.

Например, радость от того, как замечательно Вам удается не радоваться, какой Вы молодец, что осуществляете эту непростую задачу, и каких вершин Вам удалось достичь в искусстве страдания. Окинет такой индивидуум мысленным взором все свои достижения и незаметно для себя порадуется…

Для достижения желаемого от нас, как правило, требуются соответствующие качества. Эти качества можно классифицировать по многим параметрам, и важнейшие из них — это параметры необходимости и достаточности. Так есть качества необходимые для достижения желаемого состояния, но при этом сами по себе недостаточные для его осуществления.

То есть без них совсем никак, но и они обеспечат эффект только в правильном сочетании с другими качествами. В начале поговорим о качествах совершенно необходимых.

В общем-то, основное качество, необходимое для того чтобы жить радостно — это желание. Желание радоваться… Если оно есть, тогда можно работать над собой, применять разные техники, и, в конце-концов, найти работающие для себя методики. Если человек не хочет (не позволяет себе радоваться), то все техники и методики бесполезны.

Как мы уже писали в разделе «Теория радости» иногда люди считают, что есть ситуации, в которых человек должен испытывать негативные эмоции, а радоваться в таких ситуациях совершенно неприемлемо.

Такие убеждения могут основываться на личном опыте и ценностях человека или быть социально принятыми в обществе, в котором данный человек живет или воспитывался. В случае, когда существует социальный запрет радоваться в определенных ситуациях, возможно несколько вариантов. Если индивид разделяет существующий социальный запрет, то сама мысль о том, чтобы радоваться в определенном контексте, будет совершенно неприемлемой.

Если же такой индивид все-таки позволит себе радоваться в данной ситуации, то он скорей всего будет испытывать чувство вины от несоответствия социальным нормам. Если же индивид не разделяет существующий запрет, то он может радоваться себе на здоровье, хотя скорей всего будет скрывать свою радость от других членов данного общества.

В этом месте автору полагается порассуждать о нелепости социальных запретов, о том, что в разных обществах приняты различные социальные нормы, а значит, радоваться можно всегда. Еще стоит немного порассуждать о любви к себе, и попытаться убедить читателей изменить свое мировоззрение и радоваться всегда и везде.

Но, увы… Ничего подобного автор делать не будет. Не хочет человек радоваться в каких-нибудь ситуациях, чувствует или находит, что страдание для него более гармонично, и хорошо. Пусть остается при своем мнении, все равно менять его бесполезно. Да, в общем, и не нужно — человек имеет право быть грустным/несчастливым/нерадостным, если это его выбор. А мы будем заниматься ситуациями, когда человек хочет и может радоваться, но пока не умеет.

Вы спросите «Почему?» Почему бы не научить человека радоваться всегда и везде, освободив его от его комплексов и социальных вериг? Да просто потому, что…

Бывает, что действия, которые принесут вам радость, имеют свою цену.

В искусстве радоваться, важно не только получать радость, но и не платить за нее слишком дорого (желательно, не платить вообще). Так, если действие, которое принесет вам радость, повлечет за собой кучу негативных для Вас последствий, то, возможно, оно нецелесообразно. Решать всегда вам. К сожалению, четких критериев для таких решений не существует, так как невозможно просчитать все последствия ваших действий и найти одно решение для всех возможных ситуаций. Решения, оптимальные для одних случаев, будут совершено неправильными в других.

Я попытаюсь предложить некоторые самые общие критерии для принятия решений, которые оказываются хороши во многих ситуациях. Однако, возможно, они не подойдут конкретно к Вашей.

Перво-наперво, постарайтесь, чтобы ваши действия не натыкались на внутреннее «нет». Во-вторых, желательно, чтобы действия, доставляющие радость, не вызывали потом чувство вины. Еще хорошо бы чтобы то, что приносит радость, не вредило вашему здоровью. Постарайтесь, чтобы ваши действия не были необратимыми.

Дорогой читатель, следующие несколько абзацев, легко выводятся мыслящим человеком при помощи толики логики и здравого смысла. К сожалению, именно вещи понятные, как правило, реже всего обдумываются и используются, поэтому, надеюсь, что вы не примете простоту этих тезисов за неуважение к вашим интеллектуальным способностям.

Как я уже писал, радость во многом является результатом нашей оценки внешней или внутренней ситуации.

Оценка ситуации, будучи фактором субъективным, является вещью переменной, подверженной настроению субъекта в данный момент. Поэтому оценка одной и той же ситуации, когда человек находится в хорошем, нейтральном или плохом настроении, как правило, будет разная.

Соответственно стратегия обретения радости должна учитывать текущее настроение человека и может быть разделена на три частных случая: как добиваться большей радости, когда вам радостно и хорошо, как радоваться в нейтральном состоянии, и как радоваться, когда на душе у вас плохо.

Кстати, большинство пособий, посвященных настроению, рассматривают только последний случай, надеясь, что с остальными двумя читатель как-то разберется и сам, хотя большую часть жизни мы проводим все-таки не в непрерывном страдании, и научиться радоваться больше в обычных ситуациях гораздо важнее.

Но поскольку именно тема работы с отрицательными эмоциями часто воспринимается как наиболее актуальная, то не будем томить читателя и рассмотрим ее немедленно…

В случае, когда у вас плохое настроение, а вы все-таки хотите его исправить и радоваться, задача, как нам подсказывает базовая логика и здравый смысл, разбивается на два этапа. А именно — исправить настроение и, догадайтесь, какой этап второй? Правильно — начать радоваться…

Как ни странно, но даже этим минимумом здравого смысла многие умудряются не воспользоваться и пытаются начать радоваться, не исправив настроение, что, как правило, и приводит к неудаче.

Чтобы исправить настроение, вначале следует понять, что настроение — это не существительное, не предмет, который можно починить, а некий процесс, наличествующая в психике на данный момент времени тенденция развития и изменения ощущений. Как и всякий процесс, эта тенденция имеет начальную фазу, пик, часто какой-то участок стабильности и, наконец, спад.

Чтобы эффективно исправлять свое настроение, желательно понимать его динамику и пользоваться ей. Здесь автору полагается процитировать каких-нибудь даосских мудрецов и написать, что следовать потоку или же ходу событий и использовать его, проще, чем с ним бороться.

Пересиливать появившуюся негативную тенденцию на ее пике довольно сложно. Можно прервать негативную тенденцию пока она только начинается, а вот когда она набрала силу, да еще одной только волей… Возможно. Конечно, возможно. Но трудно и нерационально, вдобавок, не всем доступно.

Гораздо проще присоединиться к существующей тенденции, какое-то время следовать ей — и так получить возможность контроля над ней. Например, если вам плохо и хочется пожаловаться, поплакать, повыть на луну от тоски, наконец… не сопротивляйтесь, сделайте это — но осознанно.

И через несколько минут вы обнаружите, что вы делаете это по желанию, а не только потому, что вами управляет настроение, по выбору, а не по его отсутствию… А то, что вы делаете по желанию, вы можете по желанию вначале изменить, а потом и вовсе прекратить. Возможен также вариант, что тенденция, усиленная вами, быстрее исчерпает себя, и наступит период спада, во время которого вам будет легче произвести желаемые изменения в вашем настроении.

Прежде чем перейти к следующей главе, рассмотрим вкратце основные возможности осознанного взаимодействия с отрицательными эмоциями.

Существуют разные подходы к эмоциям и работе с ними. Как правило, подход определяется поставленными задачами и представлениями, а точнее, описанием эмоций в конкретной системе. Чуть позже вы познакомитесь (и, надеюсь, подружитесь) с упражнениями и техниками для устранения негативных эмоций, в которых мы будем рассматривать эмоции, как форму энергии.

Ведь любая эмоция — эта форма нервно-психической активности, и, как и любая другая активность, требует энергии для своего осуществления и поддержания. Энергия же, направленная на один процесс, может быть перенаправлена на другой.

В качестве определения энергии возьмем классическое, из учебника физики, а именно: «энергия — это способность совершать работу». Итак, если у вас есть негативная эмоция, то можно рассмотреть ее как некий заряд, пытающийся совершить какую-то работу. В связи с этим Вы можете попытаться предпринять следующие действия:

А). Подавить эмоцию. Но для подавления эмоции вам придется затратить собственную дополнительную энергию.

Б). Игнорировать эмоцию — вариант редкий, и непростой, но работающий. Например: я очень злюсь, но мне это безразлично. Правда, даже если у вас и сработала эта техника, вы вряд ли в результате испытаете радость, в лучшем случае, вам перестанет быть плохо.

В). И, наконец, вариант, когда вы трансформируете энергию негативной эмоции в приемлемую для вас форму: или во что-то позитивное, или в такую работу, в которой весь заряд негативной эмоции исчерпается, и ничто не будет мешать вам входить в радостное состояние.

Теперь сформулируем нашу изначальную задачу, а именно: радоваться — легко много и часто. Угадайте, какой вариант работы с эмоциями предпочтительнее, исходя из сформулированной задачи? Здравый смысл и логика предлагают нам ответить, что третий… Хотя самый правильный ответ — тот, что наиболее легок, удобен, и доступен лично для вас. Тот, который соответствует вашим естественным склонностям. О связи которых с радостью мы сейчас и поговорим.

Есть такое слово «Надо»



Радость приносит следование естественным склонностям и исполнение истинных желаний. В этом пункте сходятся представители почти всех школ и учений.

А вот далее у всех свои взгляды на то, что же такое эта истинная природа и желания, и как ее обрести. Да-да, как вы догадались, для большинства школ это, конечно же, процесс, который должен занимать годы, желательно под мудрым руководством. Ну, или … хотя бы трехдневный семинар.

Не вдаваясь в техники выявления истинной природы, примем как факт, что многие люди знают, хотя бы в каких-то аспектах своей жизни, что им действительно по-настоящему по душе, даже без психологов, мудрых наставников и тренингов. Занимаются ли они каким-нибудь делом по желанию или по необходимости. Доминирует ли у них в жизни «хочу» или «надо». Как вы догадываетесь, больше радости будет у тех, у кого в жизни превалирует «хочу».

Практические выводы из тезиса о том, что радость приходит от следования своей природе, могут быть, например, следующие. Чем пытаться получать радость, в ситуации, которая вам некомфортна, лучше организуйте свою жизнь так, чтобы заниматься тем, что Вам нравится. Чем пытаться получать радость на работе, которая вам ненавистна, и духовно расти, находя приятное в неприятном, лучше поменяйте работу.

Автор понимает, что, читая подобные советы, многие читатели могут воскликнуть: «Демагогия!» Хорошо быть умным, блин! А что делать в конкретном случае? За мной в очередь на работу не стоят! А люди, за которыми стоят, в подобных советах, да еще выраженных в такой форме не нуждаются!»

И, тем не менее, автору неизвестны случаи, когда человек выполнял ненавистную ему работу и научился ей радоваться.

Минимизировать негативные моменты, да, выжимать максимум удовольствия и пользы из свободного времени на работе — тоже, а вот научиться радоваться самой деятельности, которую ненавидишь… этого я не видел никогда. Так что, решать вам — выжимать ли максимум удовольствия и пользы из существующей негативной ситуации или менять ситуацию…

Еще раз хочу напомнить, что, теоретически, радость, наверное, можно получать от любой ситуации… (наверное, трудно придумать ситуацию, от которой бы никто, никогда, ни при каких условиях, не смог бы получить удовольствия), поэтому, дорогой читатель, учти, что, возможно, не все рекомендации подойдут тебе, находящемуся в твоих данных конкретных обстоятельствах, но, не исключено, что они подойдут кому-то другому или даже и тебе, если твои обстоятельства изменятся.

http://samlib.ru/g/gilelah_a_w/iskusstworadosti.shtml

Если понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Comments (1)

 

  1. Валерий:

    Уважаемый Валерий!
    Ваша работа весьма заинтересовала меня.
    Откликнитесь на мой yagup_walery@rambler.ru для контакта, пожалуйста!

Добавить комментарий