ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ПРАЗДНИКА ПУРИМ! ПОЗДРАВЛЯЕМ!

0

Моше Фейглин

О «власти закона»в свете праздника Пурим

 

 

 

1965649_1577254575846865_6742903588698238520_o

 

 

 

 

Когда Шарон предложил свою программу «итнаткут» — выселения евреев из сектора Газы — никто не понимал, что он хочет этим сказать и зачем он это делает.

Как написано в книге Эстер: «город Сузы был в смятении»

Никто не понимал, что именно принесет Израилю это ужасное издевательство над еврейским населением сектора Газа. Никто не питал иллюзий, что это безумное предательство может принести мир. В этом сомневалось даже само арабское население сектора.

Как же властям удалось объяснить обществу это безумное и нелогичное решение?

В книге Эстер говорится:

«В седьмой день, когда развеселилось сердце царя, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу – семи евнухам, служившим пред лицем царя Ахашвероша, чтоб они привели царицу Вашти пред лицо царя в венце царском, для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива».

После полугода непрерывных пиршеств глупому царю осталось хвалиться лишь красотой своей жены.

Он приказывает ее привести и показать людям, в то время как на ней надета лишь корона и больше ничего. Был ли быть приказ глупее этого? Хотя никого не выгонят из дома, ничья жизнь не будет разрушена, и, кроме ощущения самоуважения царицы, ничто не будет утрачено, – все же ясно, что речь идет о полном беззаконии.

«Но царица Вашти не захотела придти по приказанию царя, объявленному через евнухов. И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем».

Итак, Вашти не подчиняется аморальному приказу, и мы ожидаем, что царь прикажет немедленно отрубить ей голову. Того же боялась и Эстер, отважившись прийти к царю без приглашения.

Ахашверош понял, что отдал неприемлемый приказ и подверг риску легитимность своей власти и своих указов. Кто знает, может, меч по ошибке может оказаться занесенным над самим Ахашверошем, а не над Вашти…

Как оправдать преступную и глупую власть? Как возвратить ей легитимность?

«И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена, — ибо дела царя делались пред всеми, знающими закон и права… Как поступить по закону с царицею Вашти …».

Ахашверош вдруг вспоминает о власти закона.

Он просит консультации юридического советника, он обращается в БАГАЦ. Мидраш гласит, что вначале Ахашверош обратился к еврейским мудрецам, но те быстро поняли, что Ахашверошу нужна не справедливость, а оправдание аморального приказа, угрожающего его власти.

Еврейские мудрецы уклонились от предоставления совета. В отличие от них персидский БАГАЦ с радостью принял вызов и нашел для кризиса творческое юридическое решение. Он просто не стал обсуждать, кто прав – Ахашверош или Вашти.

Судебные органы интересовал лишь один вопрос – устойчивость существующей власти, современного им истеблишмента. Вот какое юридическое мнение они высказали:

«Не пред царем одним виновна царица Вашти, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Ахашвероша… Потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: “Царь Ахашверош велел привести царицу Астинь пред лицо свое, а она не пошла”».

Понимаете? Приказ вовсе не обязан быть логичным, нравственным, он может даже быть заведомо незаконным.

В истории Вашти (как и в истории выселения Гуш-Катифа) «мудрецов» волнует не законность или нравственность, а выживание царства. Их логика: если царица не появится обнаженной перед народом, женщины перестанут подчиняться мужьям во всех 127 странах империи, и все пойдет прахом.

Для этих «мудрецов» на кону здесь стоит не сомнительная честь глупого царя, не его желание покрасоваться перед всеми. Они связывают выполнение этого бессмысленного приказа с ответственностью за само существование государства.

По их логике, если мы не выполним приказа и не выгоним из домов женщин и детей, завтра никто в армии не будет выполнять приказов и государство развалится.

Империя Ахашвероша пала спустя многие годы. Но не из-за неподчинения Вашти, как раз наоборот. Это случилось из-за того, что государство приняло неправедную сторону своего руководителя.

А Израиль? Куда он движется с тех пор, как мы спрятали головы в песок и подчинились преступным приказам власти?

С праздником Пурим!

See Translation

********

10363650_10206631235966750_4162311351008840265_n

Пурим

Вообще месяц адар считается месяцем радости — к нему приурочивают разные торжества.

В синагогах и в домах на стены вешают особые картинки (в прошлом на ткани), с написанными на них приветствиями месяцу адар. В этом месяце и отмечается Пурим — радостный праздник карнавалов, в честь чудесного спасения евреев от гибели, случившемся во время царствования персидского царя Ахашвероша.

 

 

 

 

 

В основе праздника события, о которых повествуется в книге Эстер (Есфирь). Царь, согласно изложению, разгневавшись на свою жену, царицу Вашти, отослал ее и взял новую жену, еврейку Эстер. Советник царя, сановник Аман, ненавидевший евреев, замыслил погубить их всех.

Поскольку Аман пользовался большим влиянием на царя, то он получил от него разрешение привести в исполнение свой замысел, Аман метал жребий («pur») о том, когда должно произойти избиение, и жребий выпал на 14-й день месяца адар.

Узнав о готовящейся резне, придворный Мордехай, двоюродный дядя царицы Эстер, сообщил ей о надвигающейся беде и наказал пойти к царю и молить его о помиловании для своего народа. После трехдневного поста Эстер отправилась к царю и пригласила его с Аманом к себе на пир.

Во время этого пира царь пообещал исполнить любое ее желание. Тогда царица открыла ему умысел Амана и просила даровать жизнь себе и своему народу. Царь разгневался на Амана — жребий обратился против него, и в 14-й день месяца адар он и десять его сыновей были повешены.

В книге Эстер нет специальных предписаний относительно того, как следует праздновать Пурим. Имеется только указание на необходимость отмечать его в указанные дни «в веселье», а также делать подарки.

Распространен обычай устраивать специальную праздничную трапезу в 14-й день месяца адар. Пир, согласно талмудическим предписаниям, должен продолжаться от полудня до ночи. По обычаю, следует также посылать подарки и делать пожертвования в пользу бедных.

Устраивались и представления, во время которых сжигали чучело Амана. В средние века существовал обычай «побиения Амана». Вместо чучела на двух камнях рисовали его изображение или писали имя, а затем камни били друг о друга до тех пор, пока изображенное (написанное) не стиралось.

Средневековое еврейство создало также особую пуримскую литературу — разного рода шуточные стихотворения и песни, которые распевала во время праздника молодежь. Постепенно развился особый литературный жанр — пуримшпиль — комедии и фарсы (иногда довольно фривольного содержания), особенно популярные в Германии.

 

 

 

 

 

 

Во время праздника устраивали выборы короля Пурима, аналогичные выборы шутейшего Папы европейского карнавала; этот Пурим-рабби тоже мог публично высказывать достаточно резкие суждения и позволять себе вольные шутки.

В самой Палестине евреи во время праздника Пурим совершали паломничество в селение Мейрон, которое расположено недалеко от Сафеда (Цфата) и где находятся могилы высокочтимых законоучителей и раввинов.

Там устраивалось шумное, веселое празднество с обильным застольем; однако в середине 19 в. этот обычай уже не соблюдался.

Сама обрядность Пурима роднит его с распространенными у многих народов праздниками карнавально-масленичного типа, сопровождавшимися буйным весельем, ряжением и уничтожением (сожжением, утоплением и т.п.) чучела Карнавала, Зимы, Костромы и др. Сходные черты имеются во многих праздниках такого типа (в том числе греческих Анфестериях, римских Сатурналиях, славянской Масленице и др,).

Поскольку Пурим, подобно им, был праздником «перелома» сезона, проводов зимы и встречи весны, а считалось, в это время, как и в любой момент перехода, злые духи проявляли наибольшую активность и были наиболее опасны, — то отсюда проистекала необходимость отогнать их с помощью шума или обмануть, изменив внешность.

Во время Пурима принято посылать подарки друзьям или родственникам. Обычно это сладости — не менее двух видов.

В качестве посыльных нередко отправляют детей, которые идут по улицам с тарелками или подносами, наполненными сладостями, пирогами и т.д. Эти посыльные обычно получают от адресата сходный подарок.

В этот день нужно отправить подарки хотя бы в две нуждающиеся семьи. По традиции, следует давать этих подарков вдвое больше, чем при исполнении заповеди мишлоах манот; разносить подарки тоже часто поручают детям, и на улицах можно видеть детей и взрослых со сладостями и бутылками вина.

 

 

 

 

 

После утреннего богослужения и отправки подарков обязательно устраивается трапеза, считающаяся богоугодной.

Она происходит обычно во второй половине дня. Друзья и соседи приносят угощение в какой-либо один дом, где и устраивается общее пиршество. Характерная черта пуримского застолья — обильное употребление вина или других крепких алкогольных напитков.

Согласно предписаниям, следует выпить столько, чтобы не быть в состоянии различить фразы: «проклят Аман» и «благословен Мордехай». Из блюд принято подавать печенье — гоменташ, или озней гаман — «уши Амана», треугольной формы, с маково-медовой начинкой.

 

 

 

 

Для Пурима пекут особую халу — большую и щедро сдобренную изюмом.

Сефарды угощали разнообразными сладкими блюдами — пирогами из теста, замешанного на большом количестве яиц, а также на меду, с корицей, кунжутом и др. В ашкеназских общинах в этот день принято есть креплах (мясные пельмени, сваренные в бульоне), а также индейку.

Среди специальных праздничных блюд следует назвать также вареные бобы и горох, которые подаются как напоминание о том, что пророк Даниил ел хлебные зерна, чтобы избежать нарушения пищевых запретов.

Но возможно, что это было блюдо, родственно греческому — ритуальной каше из различных видов зерен, употребляемой во время различных празднеств, в частности Анфестерий и Малых Дионисий.

 

 

 

 

 

 

 

В 1912 году карнавальное шествие впервые прошло по улицам незадолго перед этим основанного Тель-Авива.

Это шествие стало с тех пор традиционным.

Тель-авивский карнавал носил название Адлояда («чтобы не смог отличить», т.е. чтобы не смог отличить слов «проклят Аман» от «благословен Мордехай»).

Улицы израильских городов заполняются детьми, наряженными во всевозможные костюмы — не только пуримских персонажей, но и ковбоев, разбойников, принцесс и т.д.

Admovsky Haim 

 

 

 

 

 

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ ЕВРЕЕВ С ВЕСЁЛЫМ ПРАЗДНИКОМ ПУРИМ!

ВЕСЕЛИТСЯ И ЛИКУЕТ ВЕСЬ НАРОД….

 

 

 

 

**********

праздничная тема освещена на сайте

«Сознание Новой Волны»

 

 

 

 

Choose your Reaction!
Оставить комментарий