Еще несколько столетий назад человечество не видело синего цвета.

0

 

11402934_705649942874832_4001146525417407918_n

 

 

 

 

 

Еще несколько столетий назад человечество не видело синего цвета.

Лингвисты попытались понять, когда же люди научились различать новый для себя цвет.

Говоря о безоблачном небе, мы, не задумываясь, представляем его голубым. Пушкинский старик жил со своею старухой «у самого синего моря»; голубой и синий входят в число цветов радуги… Эти цвета кажутся нам привычной частью окружающего мира, однако так было не всегда.

В 1858 году британский литератор Уильям Гладстон заметил, что в «Илиаде» Гомера нет ни одного упоминания о синем цвете.

Версия о том, что Гомер был слепым, давно отвергнута учеными: по страницам «Илиады» разбросаны красочные и детальные описания оружия, лиц, животных, деталей одежды и так далее.

Однако многие вещи «окрашены» в непривычные для нас цвета. Так, гомеровский мед — зеленый, а море и овцы — фиолетовые. 

Гладстон не пожалел времени и решил посчитать все упоминания цвета в великой книге. Оказалось, что черный встречается в «Илиаде» около 170 раз, а белый — 100. С большим отрывом «на третьем месте» — красный (13 раз), желтому и зеленому досталось около 10 упоминаний, а фиолетовому — 7.

Исследователь, подняв другие древнегреческие тексты, обнаружил, что ни в одном из них нет слова «синий».

Одновременно отметив и отсутствие таких известных нам цветов, как розовый или оранжевый, Гладстон предположил, что способность четко различать цвета развилась у человека относительно недавно.

Не только Гомер, но и его современники видели мир в контрастах между светом и тьмой. Эту смелую идею развил его современник, немецкий филолог Лазарь Гейгер.

Он обратился к исландским сагам, Корану, старинным индуистским и китайским текстам, к древнееврейскому варианту Библии. Всюду можно найти поэтические и сочные описания любых явлений.

«Единственное, чего там нет — это голубого цвета неба», — подытожил исследователь.

Только одна древняя культура имела для синего собственное слово: речь идет о египтянах, умевших получать синий краситель. В природе же, действительно, синий цвет распространен мало: голубые глаза встречаются не часто, редки синие животные и цветы.

Например, знаменитый «синий кит», известный человеку с XVII века, слово «синий» в своем названии получил лишь спустя два столетия. А синева неба — понятие относительное. Возвращаясь к «Илиаде»: в тексте Гомера небо — «широкое», «великое», «звездное», «железное» или «медное», но никогда — голубое или синее.

Решив узнать, когда же именно впервые синий появился в привычном нам понимании, Гейгер обнаружил, что во всех рассмотренных им языках первыми цветами были черный и белый, характеризующие все темное или все светлое.

На следующем этапе развития человечества по всему миру возникает красный: цвет вина и крови. Затем люди рассмотрели желтый и зеленый, и самым последним в этом ряду оказывается синий.

В древнерусском языке слово «синий» прослеживается по крайней мере с XI—XII вв.еков, однако тогда люди тоже видели цвета иначе. Советский литературовед Ю.М.Лотман, изучая древнерусские тексты, отмечает, что синий был синонимом черного или багрово-красного. В частности, «сини очи» в одном из текстов принадлежат пьянице с налитыми кровью глазами.

Говоря о серых животных и птицах, наши предки употребляли слово «голубой», а серыми называли глаза, которые мы сейчас охарактеризовали бы как голубые. И точно так же, как у Гомера и других древних авторов, в старинных русских текстах небо никогда не называется синим.

Отдельного упоминания заслуживают цвета радуги. Считается, что их семь, и в это число входит синий, но такую трактовку предложил Исаак Ньютон в XVII веке. Аристотель называл только три цвета: красный, зеленый, фиолетовый, а некоторые африканские племена до сих пор различают в радуге только два цвета — темный и светлый.

И даже Ньютон сначала выделил лишь пять основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, но позже он включил оранжевый и индиго, по аналогии с количеством нот в музыкальной гамме. Ранее же, по всей видимости, люди видели радугу как переход от красного к фиолетовому, без ненужной им детализации.

В XXI веке к вопросу о связи языка и цветового восприятия мира вернулся израильский лингвист Гай Дойчер в своей книге «Сквозь зеркало языка».

Отталкиваясь от исследований Гладстона и Гейгера, он собрал большую коллекцию примеров из современных языков у немногочисленных народов, обнаружив, что в большинстве случаев отдельного слова для синего у них нет.

Так, жители острова Ниас на Суматре оперируют только четырьмя цветовыми понятиями: черный, белый, красный и желтый. Зеленый, синий и фиолетовый являются у них оттенками черного. А представители племени овахереро в Намибии видят различие между синим и зеленым, но считают его слишком незначительным, чтобы придумывать для «одного и того же цвета» свое слово, и относят синее к зеленому.

Среди современных языков, на которых говорит сравнительно большое количество людей, в пример можно привести сербский: слово, применяющееся к синим предметам, также используется в значении «светлый».

Угадывать приходится по контексту фразы (море будет скорее синее, чем светлое, а волосы — скорее светлые, чем синие). В английском же языке так и не появилось отдельного прилагательного «голубое»; это лишь один из оттенков синего.

Но, по крайней мере, большинство современных людей рассмотрело этот цвет. Узнайте о «цветных» географических названиях, познакомьтесь с доступной быкам цветовой гаммой.

Анастасия Баринова

http://www.nat-geo.ru/planet/310041-ottenki-sinego-kogda-my-nauchilis-razlichat-novyy-tsvet/

Choose your Reaction!
Оставить комментарий