Кто открыл ДНК? И какие гены влияют на личность

0

 

5c5de815a2257b82a8a8a0f18ab8211b

 

 

 

Некоторые люди чувствительнее реагируют на стресс, чем другие: даже незначительное событие может вызвать у них сильный эмоциональный отклик, затягивающийся на продолжительное время.

Такая реакция характерна для людей с высоким уровнем нейротизма — личностной чертой, которая может существенно сказываться на психическом и физическом здоровье человека.

Команде учёных из Института проблем здоровья и благополучия Университета Глазго удалось определить обусловленность этого явления на генетическом уровне. Статью опубликовали в журнале Molecular Psychiatry.

Нейротизм может передаваться по наследству, но прошлые попытки выявить генетический механизм этого процесса осложнялись относительно небольшими размерами изучаемой выборки.

Учёные из Эдинбургского, Кардиффского и Квинслендского университетов совместно провели крупнейшее генетическое исследование определённой личностной характеристики.

Они проанализировали данные более ста тысяч человек, полученные из Британского биобанка (UK Biobank), Поколения Шотландии (Generation Scotland  источник образцов и данных для генетических и медицинских исследований) и Квинслендского медицинского научно-исследовательского института в Австралии.

Показатель нейротизма у всех участников оценивался одинаково  по шкале пересмотренного личностного опросника Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire-Revised), который используется для диагностики выраженности нейротизма.

В результате обнаружили не менее девяти связанных с нейротической чертой локусов  местонахождений определённого гена в хромосоме.

Один из выявленных участков ДНК, известный как ген рецептора кортикотропин-рилизинг гормона 1 (corticotropin-releasing hormone receptor 1, CRHR1), наравне с другими управляет реакцией организма на стресс по сигнальным путям гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, которую, в свою очередь, связывают с развитием депрессивного состоянияния.

Рецептор CRHR1 участвует в высвобождении кортизола  «гормона стресса»  и влияет на проявление тревожности у мышей. Причём, этот же ген CRHR1 кодирует белок, отвечающий за размножение, иммунный ответ и ожирение.

Два из девяти обнаруженных локусов оказывают влияние на проводящие пути, в которых действует возбуждающий нейромедиатор глутамат.

Связывание этого производного аминокислоты со специфическими рецепторами нейронов приводит к возбуждению последних. Глутамат известен своей ролью в различных психических расстройствах, включая депрессию и шизофрению.

«Я занимался исследованием личностных характеристик человека почти 30 лет. Наконец, полученные нами результаты позволяют обозначить отправную точку для понимания того, какие биологические механизмы предопределяют то, что один человек в целом ощущает большие беспокойство и подавленность, чем другой», 

 отметил профессор Иэн Диэри (Ian Deary) из Университета Эдинбурга.

Открытие участков ДНК, отвечающих за нейротизм, важно для понимания генетических механизмов, обуславливающих ту или иную индивидуальную особенность. Дальнейшие исследования позволят расширить и углубить имеющиеся представления о том, что лежит в основе наших личностных черт. 

I J Deary, M C O’Donovan and all

Genome-wide analysis of over 106000 individuals identifies 9 neuroticism-associated loci

Molecular Psychiatry. Published online April 2016. doi:10.1038/mp.2016.49

http://www.neurotechnologies.ru/article_news?id=393

*********

Кто открыл ДНК?

Как правило, с молекулой ДНК связывают имена английских биологов Дж. Уотсона и Ф. Крика, открывших в 1953 году структуру этой молекулы. Однако само соединение было открыто не ими. Но первооткрыватель упоминается далеко не в каждом справочнике или учебнике.

Открыл дезоксирибонуклеиновую кислоту в 1869 году молодой швейцарский врач Фридрих Мишер, работавший тогда в Германии. Он решил изучить химический состав клеток животных, а в качестве материала выбрал лейкоциты.

Этих защитных клеток, поедающих микробы, много в гное, и Мишер заручился сотрудничеством коллег из местной хирургической больницы. Ему стали привозить корзины с гнойными повязками, снятыми с ран. Мишер испытал разные способы отмывания лейкоцитов с марли бинтов и стал выделять из отмытых клеток белки.

В процессе работы он понял, что кроме белков в лейкоцитах присутствует какое-то загадочное соединение. Оно выпадало в осадок в виде белых хлопьев или нитей при подкислении раствора и снова растворялось при его подщелачивании.

Рассматривая свой препарат лейкоцитов под микроскопом, учёный обнаружил, что после отмывания лейкоцитов с бинтов разбавленной соляной кислотой от них остались одни ядра. И сделал вывод: неизвестное соединение содержится в ядрах клеток. Мишер назвал его нуклеином, от латинского nucleus — ядро.

О ядре клетки тогда почти ничего не знали, хотя за три года до открытия Мишера, в 1866 году, известный немецкий биолог Эрнст Геккель предположил, что ядро отвечает за передачу наследственных признаков.

Желая подробнее изучить нуклеин, Мишер разработал процедуру его выделения и очистки. Обработав осадок ферментами, переваривающими белок, он убедился, что это не белковое соединение — ферменты оказались неспособны разложить нуклеин.

Он не растворялся в эфире и других органических растворителях, то есть не был жировым веществом. Химический анализ был тогда крайне трудоёмким, медленным и не очень точным, но Мишер провёл его и убедился, что нуклеин состоит из углерода, кислорода, водорода, азота и больших количеств фосфора.

В то время практически не были известны органические молекулы с фосфором в их составе. Всё это убедило Мишера, что он открыл какой-то новый класс внутриклеточных соединений.

Написав статью о новом открытии, он послал её своему учителю, одному из основателей биохимии, Феликсу Хоппе-Зейлеру, издававшему журнал «Медико-химические исследования».

Тот решил проверить столь необычное сообщение в своей лаборатории. Проверка заняла целый год, и Мишер уже опасался, что кто-нибудь самостоятельно откроет тот же нуклеин и опубликует результаты первым.

Зато в очередном номере журнала за 1871 год статья Мишера сопровождалась двумя статьями самого Хоппе-Зейлера и его сотрудника, подтверждавшими свойства нуклеина.

Вернувшись в Швейцарию, Мишер занял пост заведующего кафедрой физиологии Базельского университета и продолжил исследования нуклеина. Здесь он нашёл другой богатый и более приятный в работе источник нового соединения — молóки лососёвых рыб (они и сейчас используются для массового получения ДНК).

Рейн, протекающий через Базель, был тогда полон лососей, и Мишер сам ловил их сотнями для своих исследований.

В статье об обнаружении нуклеина в молоках, опубликованной в 1874 году, Мишер писал, что это вещество явно связано с процессом оплодотворения.

Но он отверг мысль о том, что в нуклеине может быть закодирована наследственная информация: соединение казалось ему слишком простым и единообразным для хранения всего разнообразия наследственных признаков.

Тогдашние методы анализа не позволяли найти существенных различий между нуклеином человека и лосося.

Позже Мишер занимался исследованием физиологии лососёвых, по заказу швейцарского правительства разрабатывал дешёвый и здоровый рацион для тюрем, написал поваренную книгу для рабочих, основал в Базеле Институт анатомии и физиологии, изучал роль крови в процессе дыхания…

Ещё при его жизни нуклеин переименовали в «нуклеиновую кислоту», что очень раздражало первооткрывателя. Мишер скончался от туберкулёза в 1895 году.

Почти полвека после его смерти считалось, что молекула ДНК, состоящая всего из четырёх типов блоков, слишком проста для хранения наследственной информации, и на эту роль выдвигали гораздо более разнообразные белки.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/15137/

(Наука и жизнь)

******

подборка по теме создана на сайте

«Сознание Новой Волны»

Choose your Reaction!
Оставить комментарий