Джеймс Холлис: Средний возраст или Вторая взрослость

0

Я ждал годы, что моя жизнь изменится, но сейчас я знаю, что это она ждала, когда изменюсь я.

— Фабио Воло

Вторая взрослость

Мы появляемся на свет и начинаем свой путь непорочными и полными надежд, мечтаний и представлений о том, как должна сложиться наша жизнь, и какими станем мы, когда вырастем. Однако результат чаще всего существенно отличается от картинок нашего юного воображения.

В процессе приобретения опыта конечный идеал претерпевает изменения, появляются новые данные, мечтания трансформируются, ожидания натыкаются на препятствия.

Средний возраст, который Джеймс Холлис определяет как «перевал в середине пути», — это тот момент, когда мы можем стать по-настоящему взрослыми и перешагнуть черту инфантильного восприятия мира.

Находиться в плену мечтаний и неадекватных представлений может быть очень приятно, но такое «порхание» затрудняет нам путь по лестнице личностного роста.

Взрослея, мы начинаем понимать, что те люди, которых в детстве и молодости мы наделяли сверхсилой, — это обычные смертные, которые находятся в плену собственных душевных омутов, могут ошибаться и, как и мы, действовать иррационально.

И когда внезапно сжимается сердце и человек ощущает себя смертным, он вдруг сталкивается с непреложным фактом конечности жизни. Магическое мышление детства и героическое мышление растянувшегося подросткового возраста, называемого первой взрослостью, только доказывают неадекватность представления человека о реальной жизни.

Экспансивное, властное Эго трансформирует детскую беззащитность в ощущение величия.

Помните известную фразу: «Я собираюсь жить вечно; я буду учиться летать». Надежды новорожденного Эго стать бессмертным и знаменитым прямо пропорциональны детскому страху и всемирному невежеству. Точно так же горечь и депрессия, которые ощущаются в среднем возрасте, прямо зависят от того, сколько энергии было потрачено на несбыточные детские фантазии.

Эго должно найти точку опоры в огромной и непостижимой вселенной. В чем-то его можно сравнить с коралловым атоллом, образованным сросшимися между собой окаменелыми моллюсками. Точно так же Эго накапливает частицы опыта и создает из них структуру, способную сдерживать мощный напор приливов.

Естественно, эго-сознание приходит к выводу, что оно должно защититься от подавляющих его жизненных переживаний и компенсировать отсутствие безопасности чувством величия. Иллюзия величия позволяет нам преодолеть ощущение страха и не бояться наступающей темноты, когда мы отходим ко сну.

Но прозябание среди посредственности — это лишь кислая закваска среднего возраста. И даже те люди, которые становятся известными, дают свои имена шикарным отелям и ведут своих детей к сумасшествию, все равно не становятся более свободными по сравнению с остальными, так как сталкиваются с ограничениями, утратой интереса к жизни и неизбежностью наступления смерти.

Если обладание властью и привилегиями позволяет человеку жить в мире с самим собой, или увидеть в жизни смысл, или хотя бы как можно дольше получать от жизни удовольствие, это значит, что в инфантильных желаниях, которые мы проецируем, присутствует некое содержание.

Другая надежда, связанная с Эго молодого человека,— это надежда достичь совершенства в своих отношениях с окружающими. Несмотря на то, что до сих пор мы сталкивались с отношениями, которые никак нельзя назвать совершенными, мы все же склонны считать себя достаточно мудрыми, способными сделать правильный выбор и подготовленными к тому, чтобы избежать ловушек.

В Коране есть такое предупреждение: «Вы думаете, что можно войти в Сад Блаженства, не ступив на тропинки, по которым прошли те, кто шел перед вами?»

Нам кажется, что это предупреждение нас не касается, что оно относится к кому-то другому, но хочу отметить, что второе величайшее крушение ожиданий в среднем возрасте — это столкновение с ограничениями в отношениях с окружающими.

Самый Близкий Другой — человек, который отвечает нашим потребностям, заботится о нас, живет ради нас,— оказывается вполне обыкновенным, таким же, как мы, с такими же, как у нас, желаниями, и он проецирует на нас множество похожих ожиданий. Браки часто распадаются в среднем возрасте, и главная тому причина — неадекватность детских желаний и надежд, которые накладываются на хрупкую структуру межличностных отношений.

Другой человек не хочет и не будет удовлетворять грандиозные потребности нашего внутреннего ребенка, поэтому появляется чувство, что нас предали и оставили в одиночестве.

Проекции воплощают в себе то, что осталось неопределенным или неизвестным у нас внутри. Жизнь предоставляет нам возможность избавиться от проекций, и, оказавшись в одиночестве и испытывая разочарование, нам следует взять на себя ответственность за то, чтобы получать удовлетворение от жизни.

Нас не спасет ни один человек в мире, никто о нас не позаботится, никто не исцелит нашу боль. Но у нас внутри живет очень сложная личность, которую мы почти не знаем; она хочет быть нашим постоянным спутником, и она к этому готова. Только когда человек признает крушение своих детских надежд и ожиданий и возьмет на себя полную ответственность за поиск смысла своей жизни — только тогда начнется вторая взрослость.

Я знал мужчину, который признавал, что его главной проблемой является зависть. По определению, зависть — это ощущение, что кто-то обладает тем, что ты страстно желаешь иметь. Хотя тот мужчина действительно испытывал страдания из-за лишений в детстве, он по-прежнему относился к себе крайне негативно: «Я — такая пустота, которая видит свое наполнение в ком-то другом».

Признание, что детство никак нельзя вернуть назад, обратив историю вспять, и что никакой волшебник не сможет заполнить внутреннюю пустоту, действительно становится болезненным, но именно оно открывает путь к возможному исцелению.

Самое трудное — поверить, что твоей психике хватит ресурсов для собственного исцеления. Рано или поздно в сознании человека должен совершиться перелом, и ему надо будет положиться на собственные силы, иначе продолжится тщетная погоня за исполнением детских фантазий.

Давать волю этим охам и вздохам о бессмертии, совершенстве и величии — значит сознательно подавлять человеческий дух и отравлять человеческие отношения. В переживании разобщенности со своим Я и отчуждения от окружающих заложена возможность продуктивного одиночества, позволяющего человеку определить масштаб личности, находящейся у него внутри.

©Джеймс Холлис

hollis24.ru

Choose your Reaction!
Оставить комментарий