Светлана Ория. Перебалансировка мужского и женского в современных отношениях

0

Перебалансировка мужского и женского в современных отношениях

Модель современных отношений близости сильно меняется, преодолевая старые формы закреплённых ролей в паре; социальные стереотипы, тестирующие поведение «любит/не любит»; предпочтение родителей в выборе «будущего родственника» отходят на задний план, поднимая авторитетное мнение друзей и социальное окружение.

И молодые люди остаются один на один с судьбоносным выбором, ориентируясь на свои эмоции: «нравится/не нравится» = «подходит не подходит»…

Из исторического опыта, образующего семейные пары, нам достался надёжный рациональный подход, когда родители принимали решение, заранее подбирая для своих детей супруга/супругу. Определяющими критериями служили: социальный статус (принадлежность к своему кругу), финансовое благополучие, национальный или религиозный приоритет: из этих составляющих складывалась политика отношений между семьями внутри родового древа.

Эта схема работала как в бедных семьях, так и в богатых (что удерживало веками капитал в одних семьях/кланах и нищету в других); по сути, это была «политика идентичности», принимавшая «своих» и отфильтровывавшая «чужих» — богатство обеспечивали статус и власть, выстраивая в обществе иерархию и правила, укрепляющие такие барьеры. Что и обеспечивало надёжность в продолжении рода, появления наследников и работало вместо гарантий, лишая молодых прав на свой выбор, предотвращая ошибки по неопытности.

Каждый занимал своё место и имел принадлежность, входя в состав большой семьи, образуя свои индивидуальные отличия или, как мы сегодня их называем,  «стиль и лицо» данной семьи, который сочетался с традициями, чертами характера супругов, их потребностями и возможностями. То есть, наследовались не только деньги или имущество, в наследство переходит стиль жизнь, закреплённые нормы и принятые моральные ценности, которые сейчас сильно изменились.

Не изменилась половая природная принадлежность, где секс становится первичным ориентиром желаний для сближения.

Если желание взаимное — это вошло в норму современных отношений, не требуя официального статуса супружества, молодые получают сексуальный опыт и умение ладить с противоположным полом на практике до вступления в брак. Но если секс становится причиной насилия — это либо привет из дремучего прошлого, где женщина и её тело было собственностью мужчины, либо это психические отклонения насильника. И то, и другое сегодня трактуется как преступление.

Есть побочный эффект в изменении статуса мужчины в семье — социальные отношения, где мужчины и женщины, имея равные права, позволяют скрыто получить компенсацию. Использование служебного положения, где мужчина занимает высокий пост (начальник), а женщина находится в соподчинении, иногда происходят сексуальные домогательства, что стало открытой проблемой.

Но эта проблема не нова. Она стала широко обсуждаться, когда женщины, преодолевая стыд и страх, могут об этом рассказать, рискуя потерять работу, но при этом — быть услышанными и защищены законом. Раньше женщина предпочитала молчать, чтобы скрыть свой позор перед семьёй, соседями, друзьями; теперь меняется её страх перед общественным мнением — потребность иметь защищённость побеждает.

Это — тёмная сторона и часть общего выравнивания старых, неприличных, диких (с современной точки зрения) норм прошлого, когда тело женщины воспринималось как собственность мужчины, что не давало ей возможность обсуждать с кем-либо интимную сторону своей жизни. Выйдя из «семейного заточения», где процветало психологическое насилие (а, зачастую, и физическое), она может его встретить на работе, на улице, в общественном транспорте. Люди не стали более защищёнными, ни женщины, ни мужчины; сегодня мужчины опасаются быть обвинёнными в сексуальных домогательствах и не случайно.

«Знаешь, в чём сила Солнца? Оно не боится заглянуть во Тьму.» — Анхель де Куатье.

Сексуальное и психологическое насилие в общественных отношениях — это перенос агрессии мужчин на «чужих женщин», когда есть страх и его подавление потерять свою женщину (мать, жену), или закреплённая привычка доминирования с вариациями грубого отношения ко всем людям, не имея нормированных границ. «Тёмные стороны» сексуального насилия или склонности к агрессии хорошо изучены и в правовых инструкциях хорошо бы иметь тесты, не пропускающие таких кандидатов на высокие посты для тех, кто скрывает свою «тёмную сторону, желая получить вторичную компенсацию от повышения карьеры.

Новое время — новые нормы и эхо прежних поколений

Общественное мнение со стереотипным набором из прошлого наследия следует за молодыми, как эхо…, но оно больше не служит надёжным ориентиром для выборов в современных отношений. Это положение создаёт сбой в отработанных веками шаблонах — прежний «баланс сил» между мужским и женским началом нарушен. Баланс изменился, а форма во многих случаях, осталась пока старой.

Это и понятно, хотя мало кто задумывается над таким положением вещей: если в прошлых поколениях у молодых отсутствовал выбор для выбора партнёра, то в наследуемых стереотипах нет для вас ответов, как его делать. Эта работа в переформатировании и поиске более подходящих критериев «успеха в личной жизни» лежит на плечах современников. Также продолжают меняться и социальные нормы между мужчинами и женщинами, этот процесс идёт медленно, но верно.

Прежде молодые следовали порядку и правилам большой семьи (куда были включены), но во внутренних межличностных отношениях у них оставался небольшой, но всё же выбор: строить свои личные отношения, основанные на чувствах или просто выполнять предписанные функции «мужчины и женщины», подражая нормам родительской семьи. И мы знаем много исторических примеров, что кому-то удавалось стать счастливыми по принципу «стерпится, слюбится», но большинство даже не учитывало фактор любви, выполняя свои обязанности в семье, молча страдая от неволи.

Этот стандарт соподчинения, когда мужчина над женщиной занимает позицию превосходства, а женщина «за мужем», как за стеной (должна быть защищена), по-прежнему связывается с ответственностью его статуса, но не с его личными особенностями. А если он — самодур, деспот или социопат внутри семейных отношений и зачастую не способен даже обеспечить свою семью (требуя своей власти без всяких обязательств перед женой), но выходя «в люди», играет роль добропорядочного семьянина, — женщина однозначно является жертвой без права на понимание её реального положения.

Поэтому насилие в семье «за закрытыми дверями» процветает и по сей день в разных вариациях, как пережиток прошлого утраченного статуса мужчины;  и если агрессией хуже управляют мужчины, то женщины научились манипулировать так, что не уступают им в издевательствах. «Физическое и психологическое» насилие идёт в совокупности, но если нет следов побоев, которые служат прямым доказательством, то психологическое насилие сокрыто в эмоционально чувственных глубинах жертвы (кто бы он ни был).

Речь идёт о тех супружеских парах, которые не наши своего «рецепта счастья», продолжая играть драматические роли «жертва и угнетатель» в долгосрочных отношениях.

Исторические изменения, принёсшие развитие производства в конце 19 и начале 20 века, резко изменили роль женщины: получив право на образование, проф.деятельность и востребованность,  женщина становится экономически независимой (если у неё есть способности, амбиции и её карьера успешна). Мужчины попали в затруднительное положение, исторически сложившаяся «роль кормильца» гарантировала ценность и превосходство мужчины, делая женщину зависимой от него. Современные мужчины остались с прежним набором данных и теперь им труднее конкурировать с женщинами.

Женщина не только научилась себя обеспечивать, но сохранила природную способность рожать, чего не может мужчина, желая получить себе наследников. И вот прежняя зависимость женщин переворачивается и теперь мужчины попадают в зависимость от женского выбора. Экономическое и социальное выравнивание повлекло огромные перемены во многих сферах жизни не только общественного сознания с прежним набором правил, ценностей и морали, но изменило критерии выбора и в личных отношениях.

Никто никого не может поставить в зависимость!

Зависимость в отношениях — это пережиток прошлого, если оба партнёры развиты и могут предложить равноценный обмен — они стремятся к любви и взаимоуважению. Образованная и работающая женщина освободилась от власти своей семьи над её правом выбора супруга, так как она стала способна обеспечить не только себя, но и своих детей… Если мужчина способен оплодотворить её, обеспечить экономически, но не смог сделать её счастливой, — это становится аргументом для выхода из отношений и расторжения брака.

Мы видим, что роль женщины эволюционировала и получив равные возможности с мужчинами (на законодательном уровне), она в личных отношениях поставила чувства на первое место, а все остальные факторы, как укрепляющие союз двух сердец и дополняющие его, идут в пакете. И поскольку мы — существа парные, счастье для обоих полов сегодня меняет свои стандарты. Мы перешли на модель «партнёрских отношений в паре», где каждая личность имеет свой значительный вклад в общую систему взаимоотношений с множеством функций.

И в такой системе соединяются как рационально практический подход, так и эмоционально чувственный для каждой пары, в зависимости от их индивидуальных особенностей. Мы сходим со старой системы,  где были закреплённые роли и обязанности, где присутствовали множественные компенсации одного супруга за счёт другого, где многие вещи, основанные на комплексах неполноценности, были спрятаны и не находили решений.

Эволюция, произошедшая в женской природе, «толкает в спину» мужскую природу, чтоб не отставали и перебалансировались для новой модели в близких отношениях. Основным критерием для выбора надёжного партнёра становится разносторонняя развитость (и мужчины, и женщины), дающая им душевные и интеллектуальные силы при слиянии ресурсов двух сторон, чтобы справиться с семейной нагрузкой.

Именно это объединение ресурсов 2-х людей, а не их родительских семей (что не исключается), повышает в цене индивидуальность равного себе партнёра, раскрывая их возможности в совместном опыте жизни.

Светлана Ория — 19.12.21

Choose your Reaction!
Оставить комментарий