Желание контролировать других в ответ порождает тревогу и недоверие человеческим реакциям, даже недовольство изменчивостью погоды, — любые перемены вызывают стресс. В глазах тех, кто усиливает контроль над внешними обстоятельствами, мир становится ненадёжным и даже опасным из-за непостоянства движущихся событий, нововведений, смены стандартов.
Не все изменения, которые разрушают привычный уклад жизни, являются полезными или позитивными, но у нас есть выбор — не присоединяться к тому, что не отвечает нашим ценностям или несёт реальную угрозу чувству безопасности. Есть вещи, которые надо просто «пропускать сквозь себя», не застревая на негативе, не вовлекаясь в эмоциональную борьбу, не «залипать» на том, что мешает или не подходит лично для меня.
Тревожный контроль ищет «что не так» и пытается это усиленно фиксировать «выпуклым» вниманием, создавая внутренний конфликт. Что, в свою очередь, становится причиной внутреннего стресса от которого то давление скачет, то панические атаки накрывают. Сам же человек, объясняет свои нездоровые реакции с позиции влияния на него внешних факторов, делая перенос на то, что он контролировать не может.
И чем больше его внимание упирается в то, что неподвластно его контролю, тем сильнее тревожность и усиливается ощущение: «мир рушится, земля уходит из-под моих ног».
Когда начинаешь разбираться с причиной таких «падений и шатаний», оказывается, они зависят от привязанности к таким понятиям, как: усиленный контроль связан, с одной стороны, с ложной ответственностью, а с другой стороны, с дефицитом доверия. Ложная ответственность находится за пределами границы личности, то есть, человек пытается брать (умозрительно) ответственность за то, что не может реализовать сам, на что не может влиять, что не находится в его руках, но он думает иначе…
Превышение ответственности создаёт обсессивное желание контролировать «чужую территорию», что приводит к напряжённым отношениям с близкими людьми и социальным окружением, не говоря уже об ухудшении душевного состояния. Неосознанный переход психологических границ ввергает самого человека во множество проблем, но он за них не берёт ответственность (снимая её с себя), делает перенос на других: «это всё из-за них…».
И тут поднимается недоверие как к себе, так и ко всему вокруг, а дефицит доверия компенсируется «усиленным контролем», который ничего контролировать не может. Что, в свою очередь, порождает: ревность, зависть, желание наказать или мстить, злость, создаёт эффект нарушенного «чувства справедливости», вызывая неконтролируемую агрессию. Вы скажете, что это болезненный эгоизм, — конечно!
Но этот негативный комплекс реакции эго (маленького я) направлен на защиту себя против других, так как в мировоззрении таких людей присутствует убеждение: «мир опасный и злонамеренный!» И какие побудительные мотивы начинают работать? Недоверие запускает страх и тревогу, вместо того, чтобы уравновесить внутри себя «мнимую опасность» и своё отношение к происходящему.
Такой человек пытается брать «ответственность» за чужие мысли, за чужие эмоции, за чужие поступки, за чужие деньги, за чужую жизнь, контролируя всё чужое, при этом теряя контроль над собой. Это уже крайность, но на таких крайностях разыгрываются самые тяжёлые драмы, вплоть до убийства на почве «неразделённой любви». Проблема с завышенным контролем над другими связана также с желанием доминировать, превращая других людей в свою собственность, оправдывая это своим чувством ответственности.
Человеческие отношения близости строятся на заботе о ближнем, что в нормированных связях приводит к благодарности и уважению, доверию и защищённости, к любви на взаимной основе. Но если вы не чувствуете границ, не соблюдаете правила, наделяющие правом свободы личность (как свою, так и ближнего), то забота становится «удушающей», «ответственность» — угнетающей, а близость с такими людьми — эмоционально опасной.
Выводы
1. Мои границы личности определяют зону, где заканчивается моя свобода действий и моя ответственность за свои действия;
2. Моя ответственность определяет три уровня вовлечённости: где находится только моя ответственность за себя (быть самому в порядке), где моя ответственность в разделённости с кем-то (сотрудничество), где зона не моей ответственности (здесь возможна локальная помощь, но не возможен контроль);
3. Контроль за пределами моей ответственности — это моя проблема, но не проблема других людей или целого мира;
4. Восстановление нормированных психологических границ возвращает меня к психической норме, избавлению от негативных эмоциональных реакций и адекватному восприятию, где появляется доверие тому, что не представляет никакой угрозы;
5. Я принимаю новую заповедь для себя: единственный доступный тип контроля — это самоконтроль.
Будьте здоровы, возвращая себя в мирное русло бытия!
You must be logged in to post a comment.