Close

Есть ли смысл избегать одиночества?

Опубликовано: 14 Апреля 2015
0
637
 

«Оно не дает мне дышать, пугает, мучает, причиняет боль...» – в своих письмах в редакцию Psychologies самые разные люди, женщины и мужчины, часто рассказывают об этом чувстве. Мы выбрали одно такое письмо и попросили ответить на него экзистенциального психотерапевта Светлану Кривцову.

      11115671_774534755987088_1017657354207607684_n            

Natnik, 36 лет

«Со временем я начала замечать: одиночество обладает подлой натурой. Невозможно с ним договориться. Оно появляется рядом, я чувствую его затылком, боюсь его и ненавижу. Уже испробовала типичную стратегию начинающих – отдаться жизни. Убежала от него в деятельную жизнь, я потратила столько сил! Перебралась в большой город, нашла увлекательную работу, завела прикольных и интересных знакомых... Оказалось, одиночество переехало вместе со мной и поселилось здесь. Как только чуть расслаблюсь, чувствую: оно рядом, веет холодом, пугает до жути. Контактов в сетях становится все больше, времени на передышку все меньше, я с кем-то общаюсь, где-то тусуюсь, чем-то занята. Все время. Некогда даже выспаться. Интересная жизнь…

Кажется, я его обманула – но нет. Стоит на минутку остановиться, и оно тут же оказывается рядом: пугает «синдромом выходного дня», изматывает перспективой холодной пустоты, тоской по чему-то другому – здесь можно подставить что угодно: другую работу, город, страну и так далее.

Пугает. Страх заставляет начинать новый опустошающий круг суеты. Время идет. И вот ты уже попадаешь в разряд тех, кто давно борется с одиночеством. Теперь я уже не суечусь, я ищу – не надо смеяться! – большой, но чистой любви. Это кажется очень хорошим средством. Найти того человека, который и будет решением проблемы. И нахожу Другого, и бросаюсь в отношения, чтобы раствориться и полететь вместе, в полном единении. Влюбленность. Быть полностью для Другого мало – я хочу и от него такой же силы хотения меня, такой же силы нуждаемости во мне, как моя собственная. «Только влюбленный имеет право на звание человека!» – оказывается, до меня этот рецепт настоящей жизни уже был известен и даже описан так точно, так правильно… Потом все как-то меняется. Разочарование или пресыщение, не важно. Единение исчезает – не имеет значения, кто первым запросил свободы, но в этот несчастный миг одиночество снова задышало в затылок. Даже если отношения еще не завершились, оно уже стоит за спиной, холодное, приводящее в ужас. Заставляет, между прочим, цепляться за отношения, унижаться, делать вещи, о которых не хочется потом вспоминать. Не этого я хотела. Решаю, что не угадала с предметом любви. Сколько романов нужно пережить, чтобы понять, что дело не в партнере?

Есть и другие способы бегства, которые оказываются ловушками. Например, помогать другим, самозабвенно и упорно, не спрашивая их согласия. Или самоотверженно работать. Тот же самый эффект – оно поджидает. Выскакивает из-за угла, дождавшись, когда ты слаб, устал, обижен, зол, когда не нравишься себе или заболеваешь. Ты ненавидишь свое одиночество, подозревая его в намерении испортить тебе всю жизнь. (Обычно эти слова я адресую кому-то конкретному: близкому мужчине, а еще чаще маме – «Ты мне всю жизнь испортила!» или «...испортил»).

Потом появляется новое увлечение. Жизнь превращается в серию прыжков из романа в роман. Я все время в поиске – это уже зависимость? Я не свободна, мне нужен кто-то во что бы то ни стало! Я так легко очаровываюсь. Я научилась быть очень убедительной в дебюте, сама очаровываю и покоряю, хотя краем сознания знаю, чем все закончится. Я понимаю: время само по себе не вылечит. В конце концов, для эффектных дебютов нужны здоровье и молодость.

Сейчас, кажется, я становлюсь мудрее, понимая, что быть одиноким – очень по-человечески. Я уйду из этого мира одна, даже если рядом будут – дай Бог – люди, которые меня любят. Но пока я жива, остается почти детский вопрос: нельзя ли страдать не так сильно, неужели от одиночества не освободиться?»

Другие письма читайте на нашем сайте psychologies.ru

Комментарий Светланы Кривцовой

Светлана Кривцова , директор Института экзистенциально- аналитической психологии и психотерапии.

Попробуем на одно мгновение допустить, что одиночество нам не враг. Тогда изменится и отношение к нему: не бояться этого чувства, а выяснить, о чем хочет нам сказать одиночество. Поставив вопрос именно так, по-новому, вы, Natnik, сможете найти ответ. У многих людей он сводится к простой правде: «У меня нет отношений с собой». Нет ни настоящего интереса, ни близости, ни доверия, нет знания себя, наконец. «Зашел как-то к себе в гости – дома никого не застал». Многие из нас боятся встречи с собой без свидетелей, когда некуда спешить, нет необходимости отдавать себя в распоряжение делу или людям. Можно долго искать причины того, как получилось, что мы себя не считаем заслуживающими интереса. Или, наоборот, в своей самонадеянности не допускаем возможности ошибок и огрехов и поэтому не смотрим на себя или не позволяем себя жалеть. У каждого из нас своя история. Но правда и в том, что взрослый человек должен сам ухаживать за отношениями с собой. Уметь это делать, собственно, и значит быть взрослым.

http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/est-li-smyisl-izbegat-odinochestva/

 

Выберите свою реакцию!