Новое Сознание. Как сосуществовать вместе на Планете, если мы разные
Опубликовано: 27 Июля 2013
Эмпатия позволяет нам сочувствовать, сопереживать и объединяться в более крупные социальные группы.
Мы, человеческие существа, в количестве примерно семи миллиардов на данный момент, составляем меньше одного процента биомассы этой планеты.
********
Homo Empathicus
Как только ребенок понимает, что жизнь хрупка и заканчивается смертью, а каждый ее момент драгоценен, это позволяет понять ему ценность остальных жизней вокруг. И когда мы сочувствуем другим людям и другим существам, это происходит от того, что мы знаем по собственному опыту, как им сложно в борьбе за жизнь.
В последние десять лет произошло очень много интересного в эволюционной биологии, детской психологии и других смежных областях. Эти открытия уже сейчас позволяют переосмыслить наши давно устоявшиеся взгляды на человеческую природу и смысл нашего присутствия на Земле.
Эмпатия позволяет нам сочувствовать, сопереживать и объединяться в более крупные социальные группы.
Когда-то область коммуникации распространялась лишь на расстояние крика, а общество было племенным. Люди, жившие за соседней горой, казались инопланетянами, и эмпатия углубляла только кровные связи.
Затем мы от эмпатии кровных связей перешли к эмпатии религиозной, затем национальной.
Сегодня технология связи позволяет нам соотнести себя со всем человечеством, как с большой семьей, и далее, с биосферой.
Мы, человеческие существа, в количестве примерно семи миллиардов на данный момент, составляем меньше одного процента биомассы этой планеты.
При этом мы используем 24% фотосинтетических процессов Земли — у меня от этого перехватывает дыхание.
Суть в том, что нам необходимо осознать человеческую расу как одну большую семью, расширить свои представления об идентификации.
Мы не теряем при этом своей национальной принадлежности.
Но мы расширяем свое представление о человечестве до понимания его как целой огромной семьи соплеменников, попутчиков в огромном путешествии, а остальные виды — как часть нашей биологической семьи, а биосферу — как часть общего с нами процесса эволюции.
Мы должны переосмыслить устремления человечества.
Если мы действительно Homo Empathicus, нам нужно дать этой своей природе раскрыться, несмотря на влияние наших традиций в области воспитания, бизнеса или управления, которые способствуют пробуждению в нас нарциссизма, материализма, агрессии, тяги к насилию.
Если мы готовы к глобальному разговору, почему бы нам не начать с того, чтобы переосмыслить человеческую природу, найти путь к возможности глобальной эмпатии, чтобы реорганизовать социальные институты и подготовить достойную почву, на которой смогла бы появиться цивилизация эмпатии?
Д. Рифкин, экономист, советник политбюро КНР и правительства Бразилии
Фото Канадский художник Льюис Лаво
********
Конформность не только влияет на моду, но и приводит к геноциду
«Нормальные» люди, которые в силу своего воспитания привыкли подчиняться, способны к бесчеловечным действиям и к тягчайшим преступлениям из-за уважения к власти и под давлением авторитета «начальника» - показал эксперимент Мэриленда.
Это может объяснить зверства, совершавшиеся нацистами во время второй мировой войны, или все те физические и психологические пытки, которым подвергают людей в наши дни во многих странах.
Биограф Милгрэма, профессор психологии Университета Мэриленда Томас Блэсс считает, что он иллюстрирует один из главных принципов современной социальной психологии: поведение человека в большей степени определяется ситуацией (давлением среды), нежели особенностями личности.
Джеффри Симпсон, профессор психологии Университета Миннесоты, полагает, что, кроме прочего, опыты Милгрэма поставили важные вопросы об этике психологических исследований.
«Милгрэмовские исследования послушания показали прежде всего силу давления социума. Внезапно стало понятно, что конформность не только влияет на моду или колебания цен на акции, но и приводит к геноциду, — говорит Доминик Пэкер, профессор психологии Университета Лихай.
— Нормальные психические процессы, действующие в каждом из нас, могут привести к ужасным поступкам, если мы не будем осторожными».
Следует ли отчаиваться перед лицом фактов, говорящих о том, что подчинение авторитету изначально свойственно природе человека? Безусловно, нет.
Как показали позднейшие исследования, если испытуемые находятся в присутствии других людей, отказывающихся повиноваться, то 90% из них в свою очередь тоже не выполняют преступных распоряжений.
Таким образом, обнадеживают и будут обнадеживать люди, неустанная деятельность которых по разоблачению несправедливости служит своего рода противовесом апатии и покорности, свойственной большинству.
Это относится и к различным движениям солидарности, к гуманитарным организациям, которые олицетворяют собой совесть современного общества, напоминая каждому из нас, что своим молчанием мы причастны к страданиям и гибели тысяч своих собратьев.
********
"Если человечество немедленно не изменится и не объединится, оно погибнет".
- Это идея Сахарова, Сахаров очень на ней настаивал.
Необходимо создание иного по смыслу мирового правительства.
Существует «Международное общество «Триглав». В него входят люди из самых разных стран. Там есть профессора, есть политические деятели на уровне мэров, есть специалисты по технике.
Продолжаем надеяться, что нашей маленькой группе удастся, как и другим подобным, убедить все больше людей в том, что нужно. А что нужно? Конечно, не создавать мировое правительство в буквальном смысле.
Но нам нужно какое-то мировое объединение, чтобы решать основные вопросы.
Ведь и новый виток кризиса, который нам грозит, и то, что связано с атомной энергией, с технологическими катастрофами, с потеплением климата, — все эти проблемы нужно решать сообща.
Человечество все-таки развивается по законам исторически осмысленным в конечном счете.
Поэтому если мы не погибнем, — а погибнуть можем по собственной дурости, — то все-таки будем двигаться в сторону реального объединения, а значит, все ужасные конфликты, которые раздирают мир, ничтожно малы по сравнению с этими главными задачами.
Задачи касаются всех — погибнуть могут все.
Чтобы не погибнуть, надо, наконец, создать какое-то работающее общее устройство. Это будет, я думаю, дело ближайших десятилетий. И никуда нельзя от этого деться. Другие возможности все ужасны.
Вячеслав Иванов, ученый-лингвист, профессор Калифорнийского университета, директор Института мировой культуры МГУ, директор Русской антропологической школы РГГУ
**********
подборка мировых научных источников по теме создана
Выберите свою реакцию!