Close

Развитие осознанности: топливо, уровни, принятие

Опубликовано: 28 Апреля 2020
13
1175

Развитие осознанности: топливо, уровни, принятие

Все человеческие проблемы можно свести к неосознанности. Осознанность — внимательность к настоящему. Теряя ее, вылетаешь из действительности, и срываешься в механические грезы.

Мало того, что неосознанность ведет к просчетам, — оступаешься, подвергаешь тело опасности, — так еще и тонешь в дурных эмоциях. Чем меньше осознанности, тем больше резких порывистых реакций. Все самые трагичные события, все внутренние и внешние проблемы — из-за неосознанности.

Когда умом завладевают эмоции, даже толком не осознаешь из-за чего они возникли. Просто чувствуешь, что не нравится ситуация, или человек. Сердишься, повышаешь тон… собеседник не понимает, что с тобой, отвечает аналогичным недовольством, и начинается хаос…

Как обрести осознанность?

Духовные искатели часто проваливаются в фанатизм и коллекционирование. Людям кажется, что количество купленных книг прямо пропорционально будущим знаниям.

В итоге полки заставлены, семинары пройдены, а толку — ноль. Реальному практику пустые теории претят. Они отдают оттенком сухих грез. Не создавайте из осознанности очередной фетиш ума. Не надо ее желать. Предпочитайте осознанность. Ненавязчиво, нетребовательно.

Просто играйте в это. Не ждите результатов. Но если судьба подталкивает, тормошит ото сна негативными эмоциями, используйте их как топливо для внимания. Когда знаешь вкус осознанности, просто помнишь, чем она отличается от тревожного сна.

И с этим знанием уже не можешь без практики. Осознанность становится насущным инструментом. К ней прибегаешь интуитивно. Тогда эмоции становятся сигналом «будильника» и побуждают очнуться. Я не призываю тужиться сохранять осознанность все время. Она включается спонтанно, когда признаешь, что иного выхода нет.

Ситуация требует…

Представьте, что вы идете по полу, вымощенному черно-белой шахматкой. И вас бьет током. Выясняется, что к электричеству подключены черные плиты.

Вы ведь не станете скакать по этой комнате в блаженном забытье? Будете двигаться осознанно — ситуация того требует. Или пример попроще, когда несешь стакан с полным до краев вареньем, шагая по белому ковру. Пролить его — чревато кучей хлопот. На химчистку жаль и времени, и денег. Поэтому стараешься бдить.

Так вот, как только подкрадывается негативная эмоция, малейший намек на нее — и есть та самая ситуация, которая требует предельной осознанности. Слишком уж часто ее недооценивают и терпят большие потери.

Отношения, дружба, здоровье — все самое ценное подвергается угрозе из-за небрежной невнимательности к настоящему. В гневе можно механически повестись на эмоцию. А можно задаться вопросами: «что именно мне не понравилось? В чем конкретно реальность снова оказалась «неправильной»?»

Это очень тонкий момент. Из-за неосознанности покупаешься на все свои мысли. Веришь в них без оснований. Из-за неосознанности кажется, что свои убеждения о правильном и неправильном истинны по умолчанию. Словно знаешь божественные законы мира. Стоит поднять уровень осознанности, и все эти конструкции разваливаются на глазах.

Когда осознаешь настоящее, то видишь его непробиваемую неизбежность, потому что оно уже случилось. Настоящее уже разыгралось и затвердело. Убежденность, что случившееся настоящее неправильно — просто «фантастика». Как уже состоявшееся может быть другим?

И духовные, и психологические школы побуждают двигаться к подлинности, к признанию настоящего, — когда все меньше требуешь от себя, от жизни, все больше сотрудничаешь с ее естественным потоком.

Принятие настоящего

Неосознанность рождает несогласие с настоящим. Придумываешь желанные сценарии жизни, называешь эти фантазии обязательным будущим, присваиваешь несуществующее. Эти разногласия с реальностью накапливаются, и создают общий негативный фон «дурной» жизни.

Принятие реальности — не какое-то снисходительное дозволению Богу вершить его работу, творить настоящее. Принятие — это лишь признание правды: мы ничего не знаем ни о будущем, ни о своих правах на конкретный сценарий жизни. Все наши претензии к Всевышнему, или к жизни — самонадеянная блажь.

Есть то, что есть. Можно влиять на это, добиваться своего, исходя из реального положения дел. А пассивная уверенность в ошибочности настоящего — просто форма сумасшествия. Придумываешь идеальный мир, веришь в него, и пытаешься под эту галлюцинацию подогнать твердую реальность и людей вокруг.

Убеждение, будто жизнь неправильна — ничем недоказуемо и парадоксально. Случился большой взрыв. Звездная пыль разлетается, меняет формы. И вот, одна из форм, начинает оспаривать другие. Дескать, траектория у взрыва неидеальна и обязана исправиться.

Каждый кадр настоящего — тотальная неотвратимость правды жизни.

Настоящее — та святая материя, куда нас отсылают духовные учителя. Подумайте о том, что они это делают не зря. Можно эту материю замечать. Это не миф, не воспоминание, не мысль. Это происходит сейчас. Все проблемы — от избегания настоящего. Пытаемся поймать кайф в фантазиях, ищем выигрыш в сновидениях о прошлом и будущем.

Иногда выигрываем. Бывает… Разгораются особо светлые надежды. Но в этой же игре инсценируются и все драматические поражения.

Если хочется освободиться от этой пестрой драмы, единственный выход — осознанность — полное пробуждение от игр из головы. На progressman.ru в комментариях уже не раз спрашивали: «как, оставаясь принимающим и осознающим не провалиться в пассивность?»

Осознанность не мешает активной жизни.

Напротив, делает ее продуктивней. В осознанности уходит не активность, а болезненные ожидания конкретного будущего. Можно шагать к желанному — это продуктивно. А настаивать на несправедливости жизни — гарант нескончаемых обид.

Уровни осознанности

Есть разные уровни бодрствования. В ночных снах исчезаешь из пространства жизни. Своего присутствия в сновидениях так мало, что ум легко ведется на любой бред — принимает за чистую монету самые невероятные события снов, будто так и должно быть.

Проснувшись по утру, еще пребываешь в полудреме, можешь не понимать, где ты, какой день, кто ты сам сегодня… Но уровень осознанности уже заметно выше. Через пару минут тонус поднимается, и обнаруживаешь себя в привычном пространстве повседневности.

Принимаешь душ, делаешь зарядку и бодрствования еще прибавляется. Начинаешь подмечать новые нюансы настоящего. Например, говоришь с человеком и слышишь, что он хочет сказать, чувствуешь его состояние.

На следующих уровнях осознанности обнаруживаешь тело в пространстве бытия.

Есть только настоящее, все события — иллюзорные грезы ума. Мышление — больше не механическая мешанина обо всем подряд. В нем возникает направленность и отражение настоящего. Будущее преображается из тревожных надежд в намеренное планирование без жгучих ожиданий.

У всех есть опыт разных уровней пробужденности, но почти никто не обращает внимания на то, как они сменяются. Я призываю это замечать и практиковать осознанность намеренно.

Топливо для осознанности

Если пришла тревога, значит, где-то в глубинах души, ум вовлекся в неприятный сон. И неважно, что в настоящем все в порядке и ты в безопасности. В неосознанности ум не замечает настоящего.

Эмоции — это сновидения, которыми ум грезит наяву. С утра просыпаешься не до конца. Часть ума еще спит. Для выхода из эмоционального забытья необходимо проснуться окончательно.

Возвращайтесь в момент «сейчас», чувствуйте его в любых проявлениях: осязайте, смотрите, слушайте… Посмотрите на свои ладони, не отвлекаясь на мысли, хотя бы пять секунд. Почувствуйте свое присутствие в настоящем.

Если вы общаетесь, слушайте собеседника, тембр его голоса, осознавайте, как стыкуются слова, какие они порождают смыслы. Будьте внимательны, словно происходит нечто важное. И разве может быть что-то важнее этой единственной реальности?

Когда ум выныривает из тревожных грез, он понимает, что все в порядке, он в тишине настоящего. События сна больше не поглощают. Когда есть хотя бы небольшой опыт осознанности, приходит интуитивное чутье того, как пробуждаться.

Тогда осознанность перестает быть ментальной жвачкой и фетишем ума, а становится практичным инструментом налаживания жизни. Буквально от безвыходности. Терзаться можно вечно, пока не очнешься от этой игры. Ум не любит проходить через стресс пробуждения. Он хочет исключительно приятных снов.

Хочет грезить надеждами, хочет любви, безумно увлекательной работы, бесконечного успеха. Но природа снов — заканчиваться. За сказочными снами могут последовать кошмары. И верить в них — себе дороже. Чем дольше сопротивление пробуждению, тем тревожнее сны.

Нет другого выхода, кроме как очнуться ото всех снов сразу. Это «шоковая терапия». Для первого пробуждения может понадобиться сильная боль, особо жгучая драма, потери. А после выбираешь осознанность по своей воле. Уже помнишь изменчивую природу снов, и знаешь: других вариантов нет.

Если в настоящем, прямо здесь и сейчас все более-мене в порядке, но ум тревожится, — это признак неосознанности. Значит, ум не отражает настоящего, а застрял в каком-то выдуманном событии и там терзается.

Достаточно нескольких секунд осознанности, чтобы очнуться. Вокруг — твердые стены, пол, здесь и сейчас, как правило, тишина. Если показалось, что случилась какая-то несправедливость, достаточно обнаружить себя в настоящем.

Осознанность помогает в зависимости от уровня освоения. В пределе расчищает любые эмоции и настроения. Но даже хорошо освоенные азы приносят неоценимую пользу.

Игорь Саторин

Выберите свою реакцию!