Секреты имени
Опубликовано: 28 Марта 2015
Что скрывает наше имя — набор звуков, древний символизм или особенные психологические характеристики, присущие тем или иным буквенным сочетаниям?
Почему в у древних была традиция скрывать настоящее имя младенца и ему давались два имени — социальное или общеизвестное и тайное, сакральное?
Отчего в современном мире «звёзды» шоу-бизнеса, а также духовные искатели дают себе другие имена?
Возможно потому, что личное ИМЯ это ничто иное, как информация моего Я – звуковой и нумерологический код к душе человека и её личностному проявлению.
Об этих и других секретах имени подробнее в продолжении статьи.
ЭТИМОЛОГИЯ ИМЕНИ
«Имена являются активными “очагами творческого образования личности”- П. Флоренский.
Слово «имя» – довольно древнее, и несёт в себе множество значений. Одни ученые сближают слово «имя» с древнерусским имhти – «иметь», «считать», «принимать за кого-либо или за что-либо».
Другие — возводят слово «имя»к общеславянскому и сравнивают его с санскритом yuyoti – «отделяет», для того, чтобы иметь отличие людей или животных друг от друга.
Павел Флоренский в труде «Имена. Социологические исследования» пишет: «любое имя есть целый спектр нравственных самоопределений и пучок различных жизненных путей. Верхний полюс имени — чистый оазис Божественного света, первообраз совершенства.
Нижний полюс того же имени “уходит в геену” как полное извращение Божественного предначертания. Сюда устремляются преступники и злодеи.
“По библейским понятиям, — замечает П.А. Флоренский, — имя само благословляет или проклинает, а мы являемся лишь орудием для его действия и той благоприятной средой, в которой оно действует».
А к примеру, Андрей Вознесенский в именах известных поэтов находит ноты звуков в именах, которые нарочито указывают на трагичность их судеб.
Так в имени Марины Цветаевой «как бы серебряной подковой цокает царственное “ц”. А еще слышится — “Ева цвета”. В словах “Анна Ахматова”(поэтесса необычайно чутко относилась к своему имени) скрыт “акмеизм”.
А вот в слове “береза” проступает стон “Сережа” — плач, трагическое предчувствие своей смерти. Сквозь “Есенин” просвечивается весенняя, вешняя, повешенная судьба.
А в “Заболоцком”, певце “Столбцов”, испытавшем все тяготы Гулага, цепями заточения позвякивает “ЦК” (по материалам ресурса http://sobor.by/).
Последние научные данные свидетельствуют о том, что историческая живучесть имен во многом определяется символикой их звучания. Так, “тяжелая”, “грубая” фонетическая оболочка таких имен как Фекла, Марфа, Матрена, Глафира и др. привела к тому, что ими сегодня практически не называют детей. А вот мягко, нежно звучащее слово “Инна”, которое в свое время являлось мужским именем, полностью взято на вооружение женщинами. Имеются также убедительные психолого-физические подтверждения негативной и позитивной реакции человека не только на фонетическое, но и смысловое значение имени.
ВЫБОР ИМЕНИ
Кто из молодых родителей не пребывал в мучительных раздумьях и длительных поисках, штудируя словари и
бороздя глубины памяти в поисках соответствующего имени, достойного и отвечающего их представлению о благозвучности, мелодичности, значимости и многих других необходимых, на их взгляд, критериев.
Непростое это дело – выбор, особенно когда он навсегда.
Здесь нужно собрать массу информации, сопоставить предполагаемое имя с отчеством, вообразить, как оно будет звучать в уменьшительном и полном варианте и не станет ли раздражать спустя непродолжительное время.
Как я уже писал выше, личное ИМЯ с точки зрения Дуэтики – информация моего Я – звуковой и нумерологический код к душе человека.
Поэтому нетрудно представить какой будет связь, если имя не отражает внутренней сути человека и создаёт конфликт между личностным выражением и душевным предпочтением.
Отсюда и вытекает желание многих духовно пробужденных людей изменять существующее имя или добавлять приставки, создавая, таким образом, новый именной автопортрет.
Многие родители выбирают имя своим чадам бессознательно, под влиянием социокультурных стереотипов, веяний моды, семейных традиций и другой информационной мешанины с ёмким глаголом: «нравится!»
В 1999 году, когда мой ещё не рожденный ребёнок только планировался, я, как будто бы случайно, излагая очередные мысли на бумаге, написал имя девочки, полностью соответствующей нынешнему имени моей десятилетней дочери. И что самое любопытное, я совсем забыл об этом.
И лишь несколько лет спустя я нашёл эти записи и попытался воссоздать воедино всю картину моих поисков воедино.
Мало кто задумывается об истоках даваемого имени, его связи с нынешними родовыми корнями и истинном значении, сокрытом в буквенном символизме и звуковом наборе.
В моём же случае, всё было как раз наоборот. После того, как пол ещё не родившегося ребёнка обозначился окончательно, я со всей серьёзностью принялся изучать литературу по именному символизму.
И тут уже окончательно определилось имя Анастасия, удовлетворявшее не только слух, а и раскрывающее моё представление о её характере, наклонностях, темпераменте и многом другом, что ещё не проявлено, но весьма и весьма интригующе.
Лучшая возможность ещё не воплотившихся душ «просигнализировать» родителям о предпочтительном имени будущего ребёнка происходит во сне, а также во время их любовных игр, когда энергия блаженства открывает ворота между порталами измерений, соединяя миры и состояния в единстве чувств, образов и переживаний.
Возможен и вариант, когда вы сознательно соединяетесь с душой будущего ребёнка и «договариваетесь» о его имени через ченнелинговый канал.
Ангельская сущность грядущих детей порхает, словно мотылёк над плечами избранных родителей, посылая мысленный образ имени, содержащий намного больше, чем мы можем себе представить, для выполнения запланированных ими жизненных уроков и программ.
Поэтому, когда мы говорим об осознанном зачатии, то мы не только вкладываем энергию любви во взаимоотношения мужчины и женщины, а и в осознание ими собственной роли строителей- демиургов, творящих новую реальность детей, задолго до их прихода, и во многом благодаря выбору правильного имени.
СИМВОЛИЗМ ИМЕНИ
Древнерусский и древнеславянский языки богаты на образы, которые словно матрёшки содержат более объёмную информацию, чем отдельно взятые характеристики конкретного имени в их современной трактовке.
Аналогию этого можно проследить в индусской традиции, записавшей и сохранившей в Ведах Законы Мироздания, с их многогранным символизмом, отражающимся также и в именах, содержащих приставки: Шри (величие, великолепие, удача, счастье, процветание), Ананда (блаженство, духовная благодать), Свами (обуздавший ум и чувства), Рама (высшее наслаждение) и другие.
Да и древнеславянские имена Светозар, Доброслав, Храбр, Любомила, Голуба, Златоцвета и другие несут в себе отпечаток глубокой мудрости, родовой традиции и гармонии с царствами природы Яви и Духовным Миром Прави.
Сегодня имена в славянской традиции рассматриваются в социокультурной среде вместе с отчествами и
фамилиями, связывающими их представителей с генеалогическим древом с одной стороны и никак не взаимодействующие с миром духа с другой.
Этот вакуум может оставаться незаполненным до той поры, пока вся духовная и просветляющая жизнь не наложит свой именной отпечаток на все внутренние и внешние действия человека.
Тогда желание называть себя иным, более соответствующим образом, не будет лишь следованием определённой религиозной традиции или моде, а станет зеркально отражать внутреннюю суть человека, преображённую согласно намерениям души и духа.
Таким образом, имя появившегося на свет человечка, словно карта памяти в его операционной системе под названием развивающаяся личность. И какой она будет, зависит во многом от выбора родителей.
Чтобы не пускаться в тайные лабиринты именных значений, в которых нетрудно и заблудиться, я представлю некоторые собственные наблюдения и выводы, которые могут помочь родителям в их непростом выборе.
Символизм, как нечто неуловимое, скрывающее за символом, являет собой связь с миром души и духа, переданную через художественный образ, аллегорию или сравнение.
МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛА ИМЁН
Русский язык, изначально, как древнерусинский, язык образа, в котором всегда больший смысл и содержание, нежели в нынешнем, современном употреблении. Но и сегодня, если провести исследование значений имён, можно найти ряд любопытнейших особенностей:
В символизме имени прослеживается одна интересная аксиома, сочетающая в себе понятие о двух энергиях ИНЬ – женском (пассивном) и ЯН – мужском (деятельном) началах. С этой перспективы, согласные буквы алфавита представляют собой янские качества, а гласные – иньские.
Если женское имя – производное от мужского, значит, у девочки будут преобладать мужские качества – напористость, активность, лидерство и т.п.
Первая буква имени также указывает на преобладание мужских (согласная) или женских (гласная) качеств и свидетельствует о самых выраженных личностных характеристиках, характерных для данной буквы.
Количество гласных и согласных букв в имени также указывают на соотношение «мужских» и «женских» личностных характеристик.
Использование нескольких имён – уменьшительных, ласкательных и полных сказывается на балансировке янской и иньской составляющих имени в сторону увеличения, уменьшения или гармонизации двух начал.
А теперь рассмотрим это на конкретных примерах.
Предположим, вы назвали свою девочку Евгения. Начальная буква этого имени свидетельствует о сильном женском начале, также и количество гласных букв – 4 против трёх согласных, свидетельствует о преобладании женских или пассивных качеств: неторопливости, уравновешенности, сдержанности.
Но, во-первых, имя Евгения – производное от мужского – Евгений, а во-вторых, редко кто в детстве называет девочку полным именем, а скорее всего Женя, где ясно очерчивается первая согласная буква, претендующая на упорство, упрямство, вспыльчивость и даже (ж) – жёсткость, наряду с жеманством, женственностью и жертвенностью. Одним словом, живчик в лице Жени вам обеспечен.
Практически те же взаимосвязи можно проследить на примере имени Елизавета, правда, с единственным отличием – отсутствием производного от мужского имени.
Вспомнилось ироничное высказывание А. Челентано в фильме «Укрощение строптивой»: Меня зовут Лиза. — Вы в этом не виноваты…
В детстве Лиза – это уравновешенность мужского и женского начал, правда, с доминированием мужского из-за начальной буквы Л – любознательность, логика, лёгкость, лавирование, лабильность или подвижность с острой потребностью в любви и ласке. Смягчённое имя Лизонька, тем не менее, сохраняет ту же янскую доминанту, как и приуменьшенное Лизка.
Полное имя Елизавета – это пример большей гармонии инь и ян, с небольшим преобладанием женской (гласной) характеристики, а также естественности в любых проявлениях (первая буква Е), даже самозаблуждении.
А вот короткие имена, такие как Зоя и Ева указывают на большую женственность, ибо состоят из двух гласных.
Но, в отличие от Евы, где женственность превалирует, Зое необходимо контролировать своё мужское начало первой буквы, ибо «з» — это закон, завет, задор, которые могут отягощаться негативные качествами злостью, завистью, занудством, принимаемым часто за ответственность и опеку.
Аналогичную взаимосвязь мужского и женского начал можно проследить и на примере мужских имён, правда, с точностью до наоборот.
Так, имя Алексей, которое и в уменьшительном варианте сохраняет первую гласную букву (Алёша), в отличие скажем от Александра, становящегося Сашей, наделяет мальчика женскими пассивными качествами – аморфность или неопределённость, преданность.
К данным иньским характеристикам могут, безусловно, во взрослой жизни, добавиться более мужские, янские – динамичные и экспрессивные, культивируемые благодаря спортивным увлечениям, оправдывая тем самым этимологию имени «защитник».
Напротив, есть мужские имена, как, например, Марк, где мы наблюдаем, акцентировано выраженную, доминирующую мужскую линию согласных к гласным (3:1), с первой буквой М – мужественностью, могуществом, волевой решимостью и даже воинственностью, порой нуждающейся в смягчении материнской любовью и нежностью (Маркуша).
В любом случае, не стоит слишком увлекаться всевозможными уменьшительными значениями имени, не делая слишком матриархально однобоким воспитание ваших детей.
Выбирая имя для своего малыша, прислушайтесь к своему сердцу и обязательно согласуйте его со своей второй половиной.
Не стоит называть ребёнка именем трагически умершего родственника, бессознательно отождествляя его с ним.
Не всегда также уместно дублировать собственное имя, каким бы привлекательным оно бы вам не казалось, позволяя своим детям создавать собственное свободное пространство для самовыражения.
Будьте благоразумны и отнеситесь к выбору имени как к творческому акту.
И даже если ваше «именное произведение» не пришлось по вкусу вашему подрастающему дитяти, не усугубляйте ситуацию, травмируя хрупкую детскую психику, а позвольте ему самому выбрать наиболее соответствующее имя, при этом позволив взять всю ответственность за это решение.
Изучайте секреты имени до рождения ребёнка, а уж затем открывайте все его лучшие качества и характеристики, заложенные в звуковом и буквенном символизме, расширяя границы самопознания через своих детей.
ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕНИ. КЛИЧКИ, ПСЕВДОНИМЫ И ДУХОВНЫЕ ИМЕНА
В начале статьи я упоминал, что в древности человеку давалось тайное, непроизносимое имя, дабы защитить его владельца от сглаза, порчи и «случайной» смерти.
Моя личная история подарила мне такую возможность, которую вряд ли можно было ожидать в советские времена. Ибо в год моего рождения родители, по настоянию очень религиозной бабушки (по отцу) крестили меня в костёле.
Но так как ветвь мамы была православной,то она наотрез меня отказалась называть католическим (польским) именем. Данное противоречие разрешилось довольно необычно. Ксёндз в журнале регистрации крещения записал одно имя, а в миру было дано другое.
Так волею судеб у меня стало 2 имени. Причём, попытка узнать духовное имя не увенчалась успехом, ибо в хранилище был пожар и документы за тот далёкий 69 год были утрачены.
Это меня нисколько не опечалило, ибо,так или иначе духовное имя продолжает меня защищать, что в моём случае не лишнее, ибо работая в духовном целительстве вот уже четверть века, психических атак не уменьшилось. Скорее наоборот, с ростом собственных возможностей существенно возросло.
Противоположностью духовных имён являются прозвища или клички, словно неявственный или подчёркнутый намёк на животное, стихийное и неконтролируемое начало.
Наличие кличек или прозвищ характерно не только для криминального мира. Им часто изобилует наша жизнь на ранних стадиях социализации — в школах и даже вузах.
Тут прослеживается тенденция, которая идёт с тех времён, когда к примеру кочевники или индейцы давали прозвище человеку по его связи с природой.
Как, к примеру, герою Кевина Костнера в фильме «Танцующий с волками», Джону Данбару индейцы дали прозвище »танцующий с волками» в силу необычной «дружбы» героя фильма с волком, таким же гордым и одиноким как сам Джон.
Однако в нынешних кличках, которые дают дети и подростки больше желания уязвить и указать на несовершенства, порою даже очень обидные, чем дать адекватную характеристику характера. Часто это исковерканные имена или фамилии.
Что же касается псевдонимов и духовных имён,то здесь с одной стороны проявляется неудовлетворённость собственным именем/фамилией, доставшихся от родителей не по свободной воле; а с другой — желание сделать своё имя необычным, запоминаемым, более соответствующим нынешнему внутреннему ощущению.
Так или иначе, как гласит известная поговорка, «не имя красит человека, а человек имя». И пусть ваше личное или духовное имя и фамилия подчёркивали вашу собственную значимость для вас самих.
В этом смысле вспоминается диалог Саши Савченко (Николая Рыбникова) и Петьки в любимом многими кинофильме «Весна на заречной улице»:
«Тебе нравится наша фамилия? — Савченко. Звучит? — Вроде звучит. Это для тебя она звучит, а вот для некоторых не звучит. — Для кого? — Это неважно. Рахманинов. Звучит. Или вот этот вот… Блок.
Я шел во тьме дождливой ночи,
И в старом доме у окна
Узнал задумчивые очи.
Звучит? Звучит. Вот я и хочу, чтобы наша фамилия зазвучала…»
Использование данной статьи разрешается с обязательной индексируемой гиперссылкой на автора и сайт:www.kolesha.ru
Выберите свою реакцию!