Шапиро Дебби. РАЗУМ ЛЕЧИТ ТЕЛО
Опубликовано: 1 Ноября 2016
ИЗ КНИГИ "РАЗУМ ЛЕЧИТ ТЕЛО"
Здоровье человека — это результат сложного комплексного взаимовлияния духовной и телесной «частей» организма. Книга подробно и доходчиво рассказывает, как происходит их взаимодействие на разных уровнях, что можно и что нужно делать с целью поддержать или откорректировать его, а следовательно, обеспечить себе счастливое долголетие без болезней и одряхления.
***
Глава 1
ВМЕСТИЛИЩЕ ВЕЛИКОЙ МУДРОСТИ
Любая упорная мысль отзывается в теле человека.
Уолт Уитмен
Практически во всех прекрасных работах по вопросам медицины и врачевания часто опущена одна базовая концепция, по-видимому как неуместная. Это — взаимоотношения между разумом и телом, которые возможно прямо влияют на состояние здоровья и на нашу способность к выздоровлению.
Тот факт, что эти взаимоотношения действительно существуют и очень важны, только сейчас начинает признаваться; глубже их истинное значение для человека нам еще предстоит узнать и принять.
Только когда мы изучим необычные взаимосвязи между всеми аспектами нашей личности (нашими потребностями, бессознательными реакциями, подавленными эмоциями, желаниями и страхами) и функционированием физиологических систем организма, их способностью к саморегуляции, только тогда мы начнем ясно понимать, насколько велика мудрость нашего тела.
Имея чрезвычайно сложно устроенные системы и функции, человеческий организм проявляет безграничный ум и сочувствие, постоянно давая нам средства для дальнейшего самопознания, противостояния непредвиденным ситуациям и выхода за пределы нашей субъективности.
Бессознательные энергии, лежащие в основе каждого нашего действия, проявляются так же, как и сознательные мысли и чувства.
Чтобы понять эту связь тела и разума, мы должны, в первую очередь, уяснить, что тело и разум — это единое целое. Обычно мы рассматриваем собственное тело как что-то, что мы носим с собой (часто не совсем то, что хотелось бы). Это «что-то» легко повреждается, нуждается в тренировках, в регулярном приеме пищи и воды, в определенном количестве сна и периодических проверках.
Когда происходят неполадки, это доставляет нам неприятности, и мы ведем свое тело к врачу, веря, что он или она способны «починить» его быстрее и лучше. Что-то сломалось — и мы это «что-то» неподвижно фиксируем, будто это неодушевленный предмет, лишенный разума.
Если тело функционирует хорошо, мы чувствуем себя счастливыми, бодрыми и энергичными. Если нет, становимся раздражительными, расстроенными, подавленными, переполняясь жалостью к самим себе.
Такой взгляд на тело представляется досадно ограниченным. Он отрицает сложность энергий, определяющих целостность нашего организма, — энергий, которые непрерывно сообщаются и перетекают друг в друга, зависят от наших мыслей, чувств и физиологических функций различных частей нашего существа.
Нет разницы между тем, что происходит в наших умах и тем, что происходит в наших телах. Поэтому мы не можем существовать отдельно от тела, в котором заключена наша жизнь.
Обратите внимание: в английском языке для указания на кого-нибудь значительного используется слово «somebody», что означает одновременно и «некто», и «важная персона», тогда как незначительную личность определяют словом «nobody», то есть, «никто», или «ничтожество».
Наши тела — это мы. Состояние нашего бытия есть непосредственный результат взаимодействия многочисленных аспектов существования. Выражение «У меня болит рука» равнозначно выражению «Боль внутри меня проявляется в моей руке».
То, что выражает боль в руке, не отличается от словесного выражения дисфории или смущения. Говорить, что различие имеется, — это значит игнорировать неотъемлемую часть целостного человеческого существа.
Лечить только руку — значит игнорировать источник той боли, которая проявилась в руке. Отрицать связь тело-разум — это значит отказываться от возможности, которую дает нам тело: увидеть, признать и устранить внутреннюю боль.
Эффект взаимодействия тела и разума легко продемонстрировать. Известно, что чувство тревоги или беспокойства по любому поводу может привести к расстройству желудка, запору или головной боли, к несчастным случаям.
Доказано, что стресс может привести к язве желудка или к инфаркту; что депрессия и тоска делают наши тела тяжелыми и вялыми — у нас мало энергии, мы теряем аппетит или едим слишком много, чувствуем боль в спине или напряжение в плечах.
И наоборот, ощущение радости и счастья увеличивает наши жизненные силы и энергию: мы меньше нуждаемся во сне и чувствуем себя бодрыми, меньше подвержены простудам и другим инфекционным болезням, поскольку наши тела становятся здоровыми и, следовательно, лучше сопротивляются им.
Можно глубже понять «разум тела», если постараться увидеть все аспекты физической и психологической жизни.
Нужно учиться понимать, что все, что случается с нашим физическим телом, должно нами контролироваться, что мы не просто жертвы и вовсе не должны страдать до тех пор, пока боль не пройдет. Все, что мы познаем внутри тела, является интегральной частью нашего целостного существования.
Концепция «разума тела» основана на вере в единство и целостность каждого человеческого существа. Хотя целостность личности обусловлена множеством различных аспектов, они не могут быть изолированы друг от друга.
Они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, все зная друг о друге в любой момент. Формула «разума тела» отражает психологическую и соматическую гармонию: тело — это просто грубое проявление тонкости ума.
«Кожа неотделима от эмоций, эмоции неотделимы от спины, спина неотделима от почек, почки неотделимы от воли и желаний, воля и желания неотделимы от селезенки, а селезенка неотделима от половой близости», — писала Диана Конелли в книге «Традиционная акупунктура: закон пяти элементов»
(Dianne Connelly «Traditional Acupuncture: The Law of the Five Elements»).
Полное единство тела и разума отражается в состояниях здоровья и болезни. Каждое из них является средством, с помощью которого «разум тела» сообщает нам о том, что происходит под телесной оболочкой.
Например, болезнь или несчастный случай часто совпадают по времени со значительными переменами в жизни: переездом на новую квартиру, новым браком или сменой места работы. Внутренние конфликты в этот период легко выводят нас из равновесия, в результате чего возникает ощущение неопределенности и страха.
Мы становимся открытыми и беззащитными перед любыми бактериями или вирусами.
В то же время болезнь дает нам передышку, время, необходимое для перестройки и приспособления к изменившимся обстоятельствам. Болезнь говорит нам, что мы должны прекратить что-либо делать: она дает нам пространство, в котором мы можем восстановить связь с теми частями себя, с которыми мы перестали соприкасаться.
Кроме того, она позволяет увидеть в перспективе значение наших отношений и общения. Так проявляется мудрость разума тела в действии, разум и тело постоянно воздействуют друг на друга и работают сообща.
Передача сигналов от разума к телу осуществляется посредством сложной системы, включающей кровообращение, нервы и множество гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции.
Этот чрезвычайно сложный процесс регулируется гипофизом и гипоталамусом. Гипоталамус — это небольшой участок головного мозга, который контролирует многие функции организма, включая терморегуляцию и частоту сердечных сокращений, а также деятельность симпатической и парасимпатической нервных систем.
Многочисленные нервные волокна со всего головного мозга сходятся в гипоталамусе, благодаря чему психологическая и эмоциональная активность связываются с телесными функциями.
Например, вагусный нерв из гипоталамуса идет прямо к желудку — отсюда и желудочные проблемы, вызванные стрессом или тревогой. Другие нервы тянутся к тимусу и селезенке, то есть органам, продуцирующим иммунные клетки и регулирующим их функцию.
Иммунная система обладает огромным потенциалом защиты, отторгая все, что может быть для нас вредным, но и она тоже подчинена головному мозгу через нервную систему. Поэтому она напрямую страдает от психического стресса.
Когда мы подвергаемся тяжелому стрессу любого происхождения, кора надпочечников выбрасывает гормоны, которые разрушают систему связи головной мозг-иммунитет, подавляя иммунную систему и оставляя нас беззащитными перед болезнями.
Стресс — это не единственный фактор, который может запустить такую реакцию. Отрицательные эмоции — подавляемый или длительный гнев, ненависть, ожесточение или депрессия, а также одиночество или тяжелая утрата — могут также угнетать систему иммунитета, стимулируя гиперсекрецию этих гормонов.
В головном мозге находится лимбическая система, представленная совокупностью структур, в число которых входит и гипоталамус.
Она выполняет две главные функции: регулирует автономную деятельность, например, поддерживает водный баланс организма, активность желудочно-кишечного тракта и секрецию гормонов, а кроме того, объединяет эмоции человека: иногда ее даже называют «гнездом эмоций».
Лимбическая активность связывает наше эмоциональное состояние с эндокринной системой, играя таким образом ведущую роль во взаимоотношениях тела и разума. Лимбическая активность и функционирование гипоталамуса непосредственно регулируются корой головного мозга, которая отвечает за все формы интеллектуальной деятельности, включая мышление, память, восприятие и понимание.
Именно кора головного мозга начинает «бить тревогу» в случае восприятия любой угрожающей жизни активности. (Восприятие не всегда соответствует истинной угрозе для жизни. Например, стресс воспринимается телом как смертельная опасность, даже если мы думаем, что это не так). Сигнал тревоги воздействует на структуры лимбической системы и гипоталамуса, которые, в свою очередь, влияют на секрецию гормонов, на функционирование иммунной и нервной систем.
Поскольку все это предупреждает об опасности и готовит к встрече с ней, то неудивительно, что телу не до отдыха. Все это приводит к напряжению мышц, нервозному замешательству, спазмам кровеносных сосудов, нарушению функционирования органов и клеток.
Чтобы не впасть в состояние тревоги при чтении этих строк, следует помнить, что такую реакцию вызывает не событие само по себе, а наше отношение к нему.
Как сказал Шекспир: «Сами по себе вещи ни плохие, ни хорошие, они такие лишь в нашем представлении». Стресс — это наша психологическая реакция на событие, но не само событие. Систему тревоги запускает не быстрая и легко исчезающая из памяти волна гнева или отчаяния, а накапливающееся действие постоянных или длительно подавляемых отрицательных эмоций.
Чем дольше сохраняется неотреагированное психическое состояние, тем больший вред оно может причинить, истощая сопротивляемость «разума тела» и непрерывно распространяя потоки отрицательной информации.
Однако всегда есть возможность это состояние изменить, потому что мы всегда можем поработать над собой и перейти от простой реактивности к осознанной ответственности, от субъективности к объективности.
Например, если дома или на работе мы постоянно подвергаемся воздействию шума, то мы можем реагировать на это нарастающей раздражительностью, головной болью и повышением артериального давления; в то же время мы можем, объективно оценив ситуацию, попытаться найти позитивное решение.
Послание, которое мы передаем нашему телу, — раздражение или принятие, — это тот сигнал, на который оно будет отвечать. Повторение отрицательных мысленных шаблонов и установок, таких как беспокойство, вина, ревность, гнев, постоянная критичность, страх и др., способно причинить нам гораздо больше вреда, чем любая внешняя ситуация.
Наша нервная система целиком находится под контролем «центрального регулирующего фактора», контрольного центра, который у человека называется личностью.
Другими словами, все ситуации в нашей жизни не являются ни отрицательными, ни положительными — они существуют сами по себе. И только наше личностное отношение определяет их принадлежность к той или иной категории.
Наши тела отражают все случившееся и пережитое нами, все движения, удовлетворение потребностей и действия; мы вмещаем в себе все, что случалось с нами. Тело и в самом деле запечатлевает все пережитое ранее: события, эмоции, стрессы и боли заперты внутри телесной оболочки.
Хороший терапевт, понимающий разум тела, может прочесть всю историю жизни человека, глядя на его телосложение и позу, наблюдая его свободные или закрепощенные движения, отмечая области напряжения, а заодно и особенности перенесенных травм и болезней.
Наши тела становятся «ходячей автобиографией», особенности телосложения отражают наш опыт, травмы, беспокойства, тревоги и отношения. Характерная поза — когда один стоит, приниженно согнувшись, другой стоит прямо, готовый к защите — формируется в ранней молодости и «встраивается» в нашу исконную структуру.
Считать, что тело представляет собой изолированно действующую механическую систему, значит упустить главное. Это значит — отказать себе в источнике великой мудрости, который доступен в любое время.
Точно так, как тело отражает все, что происходит в сознании человека, так и сознание испытывает боль и дискомфорт, когда страдает тело. Универсального закона кармы о причине и следствии избежать невозможно.
Каждое явление жизни человека должно иметь свою причину. Каждому проявлению человеческой телесности должен предшествовать определенный образ мыслей или эмоциональный статус. Парамаханса Йогананда (Paramahansa Yogananda) говорит:
Существует природная связь между разумом и телом. Что бы вы ни держали в своем уме, все отразится в вашем физическом теле. Любые враждебные чувства или жестокость по отношению к другому, сильная страсть, неотступная зависть, мучительная тревога, вспышки горячности — все это действительно разрушает клетки организма и вызывает развитие болезней сердца, печени, почек, селезенки, желудка и т.д.
Беспокойство и стрессы привели к новым смертельным заболеваниям, высокому кровяному давлению, поражениям сердца и нервной системы, к раку. Боли, которые терзают физическое тело, — это вторичные болезни.
****
Шея
На уровне шеи мы из абстрактного вступаем в физическое зачатие; поэтому сюда мы впускаем дыхание и пищу, которые поддерживают нас и обеспечивают физическое существование.
Шея — это мост «с двусторонним движением» между телом и разумом, который дает возможность абстрактному воплотиться в форму, а форме — выражать себя.
Через шею мысли, идеи и концепции могут переходить в действие; в то же время здесь же могут высвобождаться внутренние чувства, особенно исходящие из сердца. Пересечение этого «моста» на уровне шеи требует вовлеченности и полного участия в жизни; недостаточная вовлеченность может привести к тяжелому разделению тела и души.
Через горло мы «проглатываем» действительность. Следовательно, затруднения в этой области могут быть связаны с сопротивлением или нежеланием принять эту действительность и включить себя в нее.
Пища — это то, что поддерживает нас и сохраняет нашу жизнь; это символ питания в нашем мире, который часто используется для замещения соответствующих ему проявлений. А не часто ли нам говорили в детстве: «Проглоти свои слова», — и таким образом проглоти собственные чувства? Серж Кинг писал в книге «Воображайте на здоровье» (Serge King «Imagineering for Health»):
Мы стремимся ассоциировать пищу с идеями, что проявляется в таких выражениях, как «пища для ума», «ты считаешь, что это можно переварить?», «подавать под соусом», «эта неаппетитная идея» или «его напичкали ложными представлениями».
Поэтому при подавлении реакций на неприемлемые идеи в горле, миндалинах и прилежащих к ним органах могут появляться отечность и боль.
Аналогичная реакция может развиться в ответ на чувства других или ситуации, которые нам предлагают «проглотить», в то время как мы их находим «несъедобными».
Поскольку горло — это «мост, с двусторонним движением», то и проблемы в этой области могут в равной степени отражать как сопротивление необходимости «проглотить» неприемлемые явления действительности, так и невозможность выпустить эмоции, будь то любовь, страсть, боль или гнев.
Если мы полагаем, что выражение этих эмоций по какой-то причине недопустимо или боимся последствий их выражения, мы их блокируем, а это приводит к накоплению энергии в горле. Такое «проглатывание» собственных чувств может вызывать сильное напряжение в шее и расположенных здесь же миндалинах.
Легко прослеживается связь между шеей и пятой чакрой как центром божественной коммуникаций.
Шея служит также средством, позволяющим нам смотреть по сторонам, то есть, видеть все аспекты нашего мира. Когда шея становится жесткой и закрепощенной, это ограничивает ее подвижность, что, в свою очередь, ограничивает кругозор.
Это указывает на то, что наши взгляды становятся узкими, что узким становится и наше мышление, что мы признаем только собственную точку зрения, видим только то, что находится прямо перед нами.
Это свидетельствует также об эгоцентричном упрямстве или жесткости. Такая закрепощенность ограничивает поток чувств: и коммуникаций между разумом и телом. Блокирование или стеснение в шее совершенно очевидно отделяет нас от переживания реакций и желаний нашего тела, а также от притока опыта из внешнего мира.
Так как шея относится к зачатию, она также представляет ощущение того, что мы имеем право быть здесь, ощущение причастности, ощущение собственного дома. Если это ощущение утрачено, то разрушается цельное чувство уверенности и присутствия, в результате чего может появиться спазм или сужение горла.
В таких случаях бывает очень трудно что-то проглотить, энергия перестает поступать к нашему физическому существу. Это создает «синдром хиппи» («синдром уклонения»), который запускается чувствами отвержения и обиды.
Все это может также оказывать влияние и на функциональное состояние щитовидной железы, поскольку она связана с механизмом дыхания, и, следовательно, с поступлением воздуха, дающего нам жизнь.
Выберите свою реакцию!