Close

Стресс - «сверхадаптивный синдром» в изменяющемся мире?

Опубликовано: 2 Ноября 2016
0
800
  14732290_1206097896130604_603288957461207568_n        

В жизни обязательно должны быть паузы. Такие паузы, когда с вами ничего не происходит, когда вы просто сидите и смотрите на Мир, а Мир смотрит на вас. @ Карл Ренц

*****

Нет, от демонов пока не избавиться.

Это трудная задача, решение которой в отдаленном будущем... Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей. Мы испытываем любовь к преступнику и проявляем к нему жгучий интерес, потому что дьявол заставляет забыть нас о бревне в своем глазу, когда мы замечаем соринку в глазу брата, и это способ провести нас.

Немцы обретут себя, когда примут и признают свою вину, но другие станут жертвой одержимости, если в своем отвращении к немецкой вине забудут о собственных несовершенствах. Мы не должны забывать, что роковая склонность немцев к коллективности в не меньшей мере присуща и другим победоносным нациям, так что они также неожиданно могут стать жертвой демонических сил.

«Всеобщая внушаемость» играет огромную роль в сегодняшней Америке, и насколько русские уже зачарованы демоном власти, легко увидеть из последних событии, которые должны несколько умерить наше мирное ликование... Я уже говорил, что спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться. Власть демонов огромна, и наиболее современные средства массового внушения — пресса, радио, кино etc. — к их услугам. ... и не пропагандой и массовым обращением — это произошло позднее и оказалось не столь существенным, — а через убеждение от человека к человеку. И это путь, которым мы также должны пойти, если хотим обуздать демонов. Трудно позавидовать вашей задаче написать об этих существах. Я надеюсь, что вам удастся изложить мои взгляды так, что люди не найдут их слишком странными. К несчастью, это моя судьба, что люди, особенно те, которые одержимы, считают меня сумасшедшим, потому что я верю в демонов. Но это их дело так думать; я знаю, что демоны существуют. От них не убудет, это так же верно, как то, что существует Бухенвальд. К. Г. Юнг Источник: http://econet.ru/articles/75129-karl-gustav-yung-demonov-privlekayut-massy 

 ********** 

14925512_1138220199591381_3465629412250689985_n

Стресс - «сверхадаптивный синдром» в изменяющемся мире?

Это, прежде всего, проблема человека и той цены, которую он платит за обеспечение своей целостности, сохраняя устойчивость многомерного бытия в мире. Психология должна была пройти трудный путь восхождения к «целостному человеку» как предмету познания.

Только сейчас начинает осознаваться системная суть культурно-антропологического подхода Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева о необходимости «возвращения целостного человека», так как «без человека как целого нельзя понять его поведение».

Сегодня человек «возвращается в науку». Задача понять психологическую природу стресса является своевременной. Классическое понимание стресса: реакции человека на внешнее воздействие; проблемы интеграции мотивов человека с ее устремленностью в будущее.

При этом меняется сам образ человека в психологии, развиваются представления, которые преодолевают дихотомию объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. «Понимание этих явлений возможно при условии выхода за пределы барьеров классического рационального мышления».

Современный уровень развития культуры требует нового понимания условий выживания «культурного» человека:

не только физиологические возможности человека как природный дар, но и результаты развития современного культурного человека, воплощенные в его человеческой сущности («то, что обеспечивает смысл и ценность человеческого существования» свидетельствуют об активном участии сознания людей в осуществлении эволюционного процесса).

В русской этнической культуре неделимая двойственность земной жизнедеятельности человека выражается словами начала народных сказок «жил-был».

Психическое возникает и развивается для обслуживания биологической адаптации, а потом постепенно трансформируется, становится способным реализовать иной, более высокий уровень деятельности. Выдвигается «общий принцип»: «…личный высший уровень всегда остается ведущим, но он не может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих».

«Высшее требует адаптироваться к социальному, «представителем» которого оно и является, низшее (телесное) требует адаптироваться к природной среде, откуда оно черпает все, что ему необходимо.

Адаптироваться к обществу – значит включиться в процесс преобразующей (сверхадаптивной) деятельности.

Адаптироваться к среде – значит удовлетворять организменные потребности «человеческим» способом, считаясь с обществом».

Значимость этой проблемы становится понятной, если согласиться с тем, что существование «мира вещей» и самого сознания «возможно только в ситуации неустойчивого равновесия, когда между состоянием нужды и ее удовлетворением нет сиюминутной непосредственной связи».

Внутренняя тенденция развития человеческого сообщества выводит человека на новый уровень осознания собственной сущности, связанной не с принципиальной неадаптивностью, а с ростом потребности в самореализации.

Сегодня уже нельзя игнорировать факт, что в «центре внимания» оказался человек с «трудностями в самореализации». Оценка угрозы, как пусковой механизм стресса, сопряжена не столько с физическими потребностями, сколько с переживанием невозможности самореализации человека – его целей, ценностей, смысла жизни.

Иными словами, центр всей проблематики стресса смещается в те сферы познания, которые изначально позиционировали себя в качестве гуманитарных областей науки.

Опираясь на современное представление о процессе становления «человеческого в человеке» как способе его устойчивого существования, можно предположить, что люди, которые не могут реализовать свои возможности, обречены на переживание хронического, разрушающего стресса.

По данным исследователей, соотношение хронического и острого стресса составляет 85:14,5 %.

Стресс «прячется» за феноменами «стресс повседневной жизни», «социальный стресс», «хронический стресс», «латентный стресс», «футурошок», «культурный шок», посттравматических расстройств - следствие природных бедствий, техногенных катастроф, региональных и межнациональных конфликтов, локальных войн и террористических актов.

Все отчетливей проступает тематика стресса как явления, которое не просто сопровождает процесс выхода человека на новые параметры собственного развития, но и является условием этого выхода.

Становление «человеческого в человеке» невозможно без стрессов, без «овладения собой», «личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и который она создает в одном акте «творческой самодеятельности» создавая и свой мир, и самое себя», «личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью бытия».

Актуальной задачей является сближение проблематики стресса с культурно-историческим контекстом, переход от «анализа «сознания вне культуры» и «культуры вне сознания» к постижению тайны взаимопереходов, преобразований социальных связей в мир личности и сотворения личностью из материала этих связей миров человеческой культуры».

Психологический стресс может рассматриваться как явление, связанное с процессом становления многомерного мира человека.

Трудности, возникающие на пути саморазвития человека как способа его существования в качестве открытой системы, вызывают напряжение, поскольку они затрагивают саму возможность жизни человека как существа, открытого в мир. В этом процессе «закрытие» системы означает прямую угрозу удержанию ее целостности, устойчивому существованию.

Стресс выступает и как условие коррекции образа жизни и образа мира.

Эмоции, сопровождающие стресс, отражают конфликт в ценностно-смысловых полях жизненного мира человека, за которым стоит борьба противоположных тенденций – стремление и к стабильности, и к изменениям, разрешение которой происходит в саморазвитии системы и является внутренним основанием ее устойчивости.

Таким образом, стресс может быть понят как «сверхадаптивный синдром», а его функции определены по отношению к человеку как существу ищущему, находящему и реализующему возможности выхода на новые параметры собственного развития.

Т. Г. Бохан Источник: С. 113, http://www.ipras.ru/engine/documents/document2006.pdf

**********

тематическая подборка создана на сайте

"Сознание Новой Волны"

Выберите свою реакцию!