Светлана Ория. Манипуляции вместо любви (заметки психолога).
Опубликовано: 9 Мая 2015
"Любовь состоит из трёх аспектов.
Влечение ума вызывает уважение, влечение сердца вызывает дружбу, и влечение тела вызывает желание.
И только сумма трёх влечений есть любовь."
Конфуций
"Ты слишком много ищешь; из-за чрезмерного искания ты не успеваешь находить."
Герман Гессе. Сиддхартха.
Манипуляция добром.
Добро - это важный жизненный ресурс.
Приходит для каждого свой час, чтобы задать эти вопросы:
Во что я хотел бы вложить свои ресурсы? А во что вкладываю?
Задавайте себе вопросы, это путь получения ответов в виде прозрения и нового понимания ответственности за себя самого.
Только так человек может взять ответственность за свою энергию, за своё пространство жизни, за свои выборы и результаты. Имея лучший ответ, ему становится понятно, как управлять своей жизнью дальше, более осознанно.
В осознанном поведении скрыт успех, когда ваша сила будет возвращаться в ваши руки и никто не сможет вас обидеть, ослабить или унизить.
Важно осознать и признать происходящее внутри вас, что позволяет увидеть картину целиком, то есть, открыто посмотреть как работает программа"жертвенности".
Вы до сих пор считаете жертвенность чем-то духовным, одобряя её в себе и других? Давайте обсудим результаты таких убеждений и жертвенного поведения.
Вчувствуйтей, - словосочетание "обиженные люди" стало синонимом "несчастные люди", то есть, скопление тайных обид удерживает тревожные переживания человека: "меня недооценили", что вызывает страдания.
Но когда мы сами совершаем добро по отношению к другим, мы становимся активными, это может стимулировать внутри нас появление приятных ощущений, которые угнетаются скопившимся разочарованием.
Как вы входите в роль "доброго человека, любящего человека"?
Какова мотивация?
Может быть, это способ снять внутреннее напряжение?
Я напомню динамику внутреннего конфликта: обиженность, угнетение, стимуляция себя активными действиями, и снова разочарование, если ожидания не убраны.
Тут уже срабатывает скрытый психический механизм выживания, и такой "добрый человек" начинает услужливо "делать добрые дела" для других, но без самой энергии добра.
Он как бы давая, ставит в долг своим "добром", и между людьми возникает неуловимое ощущение напряжения, ведь энергия добра не течёт, и, значит, за таким добрым поступком скрыта манипуляция.
Ставка делается на то, чтобы произвести хорошее впечатление, с целью получить энергию от других, то есть, заработать поощрение в виде одобрения, и таким образом, "добро" превращается в способ манипулирования.
Вывод:
Быть добрым - это означает быть самому в полном порядке и владеть разумно своей энергией добра; выглядеть добрым - это скрытая манипуляция, с целью получения энергии от других.
Поиски донорства имеют свои характерные особенности:
- Такие люди выглядят жалкими, несчастными, они всё время провоцируют других на сочувствие, и, естественно, получают кусочки помощи и поддержки из чужих рук;
- Между "дающим и получающим" вырастает напряжение, обозначается неловкость, ощущение долга, даже привкус виноватости;
- Совершённый обмен всегда неравноценен, за маленькие услуги (реальные или мнимые) ожидается постоянная подпитка в виде поддержки (дружба на проблемах);
Обессиленный "добрый человек" если использует помощь других для подпитки себя, но не для изменения, - становится зависимым от чужого внимания, участия, добра, то есть, другие люди ему нужны как доноры.
Беспомощность очень быстро приводит к выгоранию светлых и позитивных эмоций, разрушая доброе отношение к себе, сам человек перестаёт себя уважать, закрепляя зависимое положение.
Всё есть энергия, и многие люди, находясь в борьбе за выживание, обнаруживают дефицит душевных сил.
Они верят, что добрыми делами для других они улучшат свою жизнь. Но в своей жизни они мало что делают для изменений, происходит как-бы перенос: "ты мою ношу понеси, а я - твою", "я в твоих проблемах поучаствую, а ты - в моих", "я твою грязную посуду помою, а ты - мою".
И это самая большая иллюзия о добре. Научитесь сами мыть свою грязную посуду и не делайте эту работу за другого.
Если вы прямо сейчас вспомнили про волшебное слово "помощь", то следует напомнить, что это временное явление, а не стиль жизни. Помощь является действенным добром, если со здоровым человеком случилась беда и ваши действия помогли выйти из трудной ситуации.
Если помощью называют постоянное обслуживание чужих проблем, то это - моральный разврат.
(тяжёлые социальные случаи не в счёт, не об этом речь)
Если ваше доброе сердце подталкивает вас к выбору такой работы, как уход за пожилыми или больными людьми, то это уже профессия, и ваш труд так же необходим обществу, как и любой другой.
Вы не делаете эту работу в ущерб себе, если, конечно, ваши сослуживцы не перекладывают на вас свои обязанности (....), а вы молча соглашаетесь.
Но если вы ещё не являетесь миллиардером, то вам придётся задуматься как повернуть поток своей энергии на то, чтобы позаботиться о себе наилучшим образом, не разбрасывая её, а вкладывая в личностный рост.
Чтобы вы могли заниматься любимым делом, получая удовольствие, доход, испытывали творческий подъём и развивались в процессе всей своей жизни.
Но для этого вам нужна своя энергия.
Вывод
"Деланье добрых" дел имеет скрытый подтекст в вашем подсознании, есть что-то щемящее внутри вас, что нуждается в исцелении. Совершая добро для других, мы пытаемся залечить свои раны. Это "не хорошо" и "не плохо", это - опыт, который человек получает, чтобы лучше понять себя.
Рекомендации:
- Не тратьте свою энергию на других, если у вас есть свои "дыры" и "белые пятна".
- После того как вы улучшили что-то для себя, уделите время своим близким или нуждающимся.
- Если вы боитесь, что вас назовут эгоистом, признайтесь себе, что ваше эго сильно было деформировано, и теперь вы готовы иметь здоровое эго, заботиться самостоятельно о своих потребностях, не обременяя других людей.
Светлана Ория, психолог
(для записи на консультацию 0545-29-81-96, Израиль)
*****
Если вы не профессиональный психолог...
Исцелять других невозможно.
Можно лишь создать и предложить им пространство, в котором они, если захотят, смогут исцелить себя сами. Поэтому не берите на себя ответственность за исцеление кого-либо, кроме себя самого.
Стив Ротер "Духовная психология" (с)
О психологической жертвенности и манипуляциях в семье
Манипулятивный стиль общения в семье — всегда оставляет душевные травмы у близких вам людей.
Попытки что-либо изменить, наталкиваются на сопротивление ибо, тот кто манипулирует, с изменениями теряет власть.
ТИРАН ИСХОДИТ ОТ СТРАХА ПОТЕРИ ВЛАСТИ НАД СВОИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ, а не от любви к ним.
Авторитарные люди, вполне закономерно испытывают раздражение, если обсуждается альтернатива близких отношений, с учётом границ личности при общении, что связано с уважением, а не подавлением.
Людям, не желающим меняться, всегда легче обвинять, чем осознать простую вещь, — выбор всегда существует. Не желающие менять авторитарный стиль общения, особенно в близких отношениях — нормативы ставят выше живой души своих членов семьи.
Их по факту не интересуют чувства близких! Авторитарные требования, исходящие из такого эгоистического миропонимания — являются причиной травмы душевной сферы самых близких людей, живущих под одной крышей с ними — не аргумент!
Конечно, это ярко выраженный эгоизм, не зависимо от того, в каком статусе вы находитесь: мать, отец, муж, жена, дочь, или сын. Сам статус не даёт права унижать близких, только потому, что «я сам» не считаю нужным перестроиться.
Душевная чёрствость, часто прячется за полезностью, — это ставит в прямую зависимость, особенно, если нужна помощь.
Именно, страх лишиться помощи и поддержки заставляет членов семьи терпеть тиранию в семье. Манипуляторов не интересует боль и унижение их детей, их супругов, они живут в эго-сознании и любая грамотность, противоречащая их привычками, — является для них угрозой.
Это те маленькие диктаторы, которые прикрываются красивыми лозунгами о заботе и готовы морально уничтожить каждого, если им мешают «заботиться», проявляя насилие над личностью.
В психологии семьи отражаются все изменения, происходящие в обществе, и если мы начинаем ценить свободу и уважать право каждого на пространство его души, то раздражения на такие призывы не возникает.
Светлана Ория, психолог, Израиль — тел. для записи на консультацию 0545-29-81-96
(комментарий при обсуждения темы о жертвенном поведении)
********
авторские заметки по теме опубликованы на сайте
Выберите свою реакцию!