Если обобщать так называемую «работу над собой», то речь идет о двух типах практик: саморазвитие и самосовершенствование.
Не вдаваясь в различие между ними, как бы принципиально оно ни было, в любом случае опираться приходится на представление о «я».
В пределе о «я» можно сказать только одно: «я есть». И все остальные подробности будут касаться уже не «я» как такового, а каких-то моментов, собственно «я» не являющихся, но имеющих отношение к «я», которое «есть».
Нет необходимости пояснять это здесь, Есть масса материалов - только тронь и посыпется, как из рога изобилия.
Как это сказывается на «работе над собой»? Да просто: всё, что развивается и совершенствуется - это не «я».
В случае «самосовершенствования» это, по-моему, вообще не слишком интересно - берется нечто, принимаемое за «я» и совершенствуется по некоему образцу.
Так устроены социализирующие практики, так устроены практики религий. Про это миф о Прокрусте, который у Кафки завершается самообработкой служителя ложа.
Духовные пути и традиции часто, но не обязательно связанные с религиями, устроены по-другому, там человек занят так называемым «саморазвитием» - преображением своего «я», сперва понимаемого самым простым интуитивно-бытовым образом, или множества «своих «я» в «я есть».
Что такое при этом освобождение от негативных эмоций?
Ну, прежде всего, это теоретическое понимание того, что негативные эмоции «я», которое «есть», не испытывает.
А значит, освобождение от них неизвестно дает чего-то или нет. Условно говоря, если встать в позицию «я», которое «есть», то негативные эмоции можно будет наблюдать в качестве постороннего явления.
Злость, гнев, обида, печаль, ревность так же, как и телесные негативные эмоции: голод, похоть, жажда, желание заснуть для «я», которое «есть»,- объекты наблюдения.
Таким образом, в целях преображения практикующему целесообразно (нужен ли смайлик?) наблюдать и научиться видеть одновременно и негативную эмоцию и того, кто её испытывает. Техник для обучения этому много, но это только кажется, что такое наблюдение осуществить просто.
И как при любом наблюдении, начинать следует с того, что нельзя привязываться к результату, нельзя ставить в качестве задачи избавление ни от какой из негативных эмоций.
Но что интересно: когда действительно удается ее увидеть со стороны и одновременно увидеть того, кто ее испытывает, преображение случается.