Тайная миссия музыки
Опубликовано: 19 Августа 2013
Музыка способствует созданию новых нейронов головного мозга
Музыка – универсальный язык настроений, эмоций и страстей.
Хорошо знакомое всем нам чарующее воздействие она производит при помощи целого ряда нейронных систем. Исследователи Университета Люксембурга обнаружили, что музыка стимулирует отделы мозга, отвечающие за память, язык и двигательные функции.
И эти знания могут оказаться очень полезными на практике.
В ходе экспериментальной «музыкальной терапии» удавалось добиваться заметного улучшения общего самочувствия, снижения боли и внутренней напряжённости у пациентов.
В этих исследованиях принимали участия пожилые люди, среди которых были зависимые от посторонней помощи и самостоятельные, со слабоумием и без. Сеансы проводились как групповые, так и индивидуальные.
Исследователи заключили, что музыка оказывает стимулирующее воздействие на эмоциональную память, пробуждая старые воспоминания и обновляя самоощущение человека.
Согласно выводам, опубликованным в журнале «Medical Hypotheses», музыка может оказать неоценимую помощь для предотвращения развития болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Она показала свою эффективность при лечении нервно-психиатрических расстройств.
Однако сами механизмы воздействия музыки на мозг всё ещё остаются недостаточно изученными, несмотря то, что возросший в последнее время интерес учёных к этой теме.
Во время недавних исследований выяснилось, что музыка оказывает воздействие на черепно-мозговые нервы людей от эмбриона до глубокой старости.
Учёные предположили, что развитие, обновление и восстановление черепной клетки происходит при помощи выделения стероидных гормонов что, в конечном итоге, приводит к повышению пластичности мозга.
Музыка влияет на уровень образования таких стероидов, как кортизон, тестостерон и эстроген и оказывает воздействие на связанные с ними рецепторные гены.
И, в отличие от лекарственных препаратов с аналогичными свойствами, музыка безопасна и не имеет никаких побочных эффектов.
Учёные изучили влияние музыки на образование в мозгу белков нейротрофинов. Они включали мышам музыку с медленным ритмом в течение 21 дня подряд.
В конце этого периода в мозгах мышей наблюдалось увеличение нейротрофического фактора гиппокампа.
Кроме того, оказалось, что музыка значительно повысила способность мышей к обучению. В результате этого эксперимента учёные заключили, что музыка может помочь в лечении нескольких патологий, связанных с нервной системой.
Музыка виляет на развитие нервной системы детей
Знаменитый оперный певец Лучано Паваротти как-то сказал: «Если детей не приучили слушать музыку с самых ранних лет, то их, тем самым, лишили чего-то фундаментально важного в жизни».
Музыка влияет на настроение, концентрацию, креативность и способность к обучению.
Нейронные связи в мозгах младенцев и маленьких детей формируются через опыт и укрепляются при помощи повторений, пока не устанавливается некий предсказуемый отклик на то или иное воздействие или явление.
Но когда такая связь сформировалась, сломать её уже очень сложно.
Музыка очень важна для развития мозга, поскольку она помогает создавать и укреплять эти нейтронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации.
*******
Жизнь - как фортепиано. Белые клавиши - это любовь и счастье, чёрные горе и печаль. Чтобы услышать настоящую музыку жизни, мы должны коснуться и тех, и тех...
Во все времена музыка признавалась наиболее таинственным, загадочным и невообразимо тонким фактором развития живого.
Музыка — это сама гармония, живая структура вибраций, откровение высшего мира грешной земле. Древние признавали, что именно музыка играла особую творческую роль в качестве управляющего фактора, позволявшего Магам и Посвященным осуществлять духовное водительство среди людей.
Современная цивилизация в принципе профанна.
Основным постулатом жизни сегодняшних землян является признание прочной механической зависимости тонкого от плотного, внутреннего от внешнего, духовного от вещественного. Даже сама дихотомия «Горнее-Дольнее» измышлена как оправдание самоценности жизни в миру и своего рода параллельности жизни небесной и мирской.
Сегодняшние жрецы (ученые, музыковеды, правители) — крайние прагматики. Идеал для них — не живая сущность, но абстрактная цель. Духовные максимы — не «воздух сердца», не кристаллы божественной благодати, но некая романтическая абстракция, без которой в определенном смысле можно и обойтись.
Действительность ими понимается как нечто механическое, как то, чем можно и должно управлять, хотя бы даже считаясь с законами этой самой реальности.
Эзотерики всегда считали, что «Вначале было Слово». Мир порожден высшими вибрациями, жизнь земная питается токами космическими, плотная действительность есть слепок и отражение высшей реальности. Не имеющий опыта духовных исследований человек не в состоянии убедиться в достоверности этой истины.
Однако она утверждалась всеми учителями и пророками, мудрецами и магами. Во всяком случае, приняв обратный эзотерическому постулат и пойдя по пути развития техносферы, человечество утеряло нечто, без чего жизнь людей попросту невозможна.
Широко распространенная точка зрения музыковедов на последовательность смены «музыкальных формаций» приблизительно такова: музыка является отражением происходящих в обществе изменений, она как бы следует за ними, копирует то, что уже произошло в экономике и политике.
Музыка идет вслед за жизнью социума, в хрональном плане являясь скорее артефактом происходящих изменений, нежели фактором, существенно влияющим на сам ход мирового процесса.
Эзотерики всегда считали, что музыка появляется задолго до прихода в мир плотный тех или иных внешних изменений жизни. Они настаивали на том, что музыка не столько предвосхищает те или иные общественно-политические и социокультурные сдвиги, сколько формирует их, вызывает к жизни, как бы катализируя процессы развития народов и цивилизаций.
Появление новых музыкальных концепций, идей и систем фактически является откровением миру, дарованным через того или иного музыканта-пророка. Фактически Творящий Логос есть не что иное, как совокупность созидательных вибраций, кои и слышны, и воспринимаются, и осознаются людьми как музыкальные произведения:
«Добрый день Бог, — говорит Бах.
Добрый день, Бах, — говорит Бог»
(А. Галич).
Музыка — это первая ласточка всех изменений в жизни общества. Будучи проведена на землю гением, будучи закреплена в рамках музыкальной традиции, ширясь и разливаясь среди людей, она подготавливает их подсознание к непростому процессу восприятия нового, какой бы сферы жизни человеческой это новое ни касалось.
Творящая свирель Кришны, арфы Небожителей, лира Орфея и свирель Пана — все это образы несущихся на землю творящих вибраций, вибраций Логосной музыки.
А кто, где и когда воспримет эти вибрации и, осененный вдохновением свыше, сядет за инструмент и породит музыкальное новое, — этим занимаются те же маги и посвященные, действующие пусть незримо, но неотступно и реально, посылая поверх Пространства нужные токи наиболее восприимчивым людям.
Для того чтобы убедиться в достоверности излагаемой позиции, необходимо лишь сравнить ритмы возникновения в Европе различных музыкальных школ, направлений и систем с ритмами экономических, политических и культурных сдвигов.
По предварительным наблюдениям оказывается, что музыкальный гений приходит на землю, точнее, принимается за «работу» лет за 30-50 до наступления крупных сдвигов в сознании отдельных народов.
Возможно, подобного рода исследование помогло бы осознать и деятелям культуры, и политикам, и руководителям средств массовой информации ту фантастическую роль, какую музыка играет в управлении процессами общественного развития.
Возможно, тогда иначе была бы понята китайская поговорка: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение».
Несколько практических советов, касающихся проведения сеансов мелотерапии
1. При выборе исцеляющей музыки (как для другого человека, так и для самого себя) очень важно отбирать именно «свое влияние», то есть не только конституционально близкую конкретному организму музыку, но именно подходящую к текущему моменту целебного влияния.
Для этого необходимо настраиваться на тонкий голос собственных наитий и уметь прослушивать мелодии не ушами и не мозгом даже, но воистину всем телом, используя собственный организм в качестве диагностического резонатора.
Специалистам ведомо, что эффективность лечебного воздействия симфонических резонансов целиком зависит от точности нахождения глубинного соответствия между многочисленными характеристиками избираемой для гармонизирующего влияния музыки и своеобразнейшим состоянием исцеляемого организма.
В данном случае, необходимо учитывать феномен психобиологического предпочтения, описанный нами в разделе о лечебном могуществе цвета. В форме музыкального воздействия исцеляемый организм должно поступать именно то влияние, в котором он нуждается.
Организм в буквальном смысле слова питается музыкальными вибрациями — не только настраивается, но и кормится: напитывается, пополняет утраченные запасы психической энергии, необходимой для восстановления и поддержания информационно-энергетического гомеостаза.
Если же музыка подобрана неправильно, то в лучшем случае лечебный сеанс окажется бесполезным, а в худшем может принести немалый вред. Мало кто сегодня осознает подлинное могущество вибраций, будь то ароматические или цветовые, музыкальные или мысленные.
Библейское повествование о трубах, разрушивших стены Иерихона, фактически является метафорой, указывающей на всемогущество резонансов. Не забудем, что всякое лекарство может при определенном стечении обстоятельств и надлежащих условиях превратиться в яд.
Недаром практически все народы сохранили не только предания о волшебниках-песнярах, подобных Орфею, но и могущественных колдунах, звуки свирели которых были способны убивать.
2. При восприятии лечебного музыкального воздействия недостаточно одного лишь расслабления, пусть даже достигающего глубочайшего уровня «пустотности сознания».
Важнейшая заповедь эзотерической медицины гласит: «всякое целебное влияние должно быть воспринято, переработано и усвоено в полном и ясном сознании». В терминологическом арсенале мастеров Раджа-Йоги присутствует загадочное слово «Бхава».
Оно означает то чувство, внутреннее представление, глубинное переживание, которое резонансно возникает во внутреннем психическом пространстве человека, испытывающего то или иное влияние извне.
Довольно таки непросто вне передачи личного опыта разъяснить психофизиологическое существо процесса концентрации на Бхава. При созерцании цветущего розового куста в глубинах нашего существа пробуждается некая дремавшая до этого «цветущая розовокустость».
Приближающийся к нам милиционер, имеющий право оштрафовать нас за переход улицы в неположенном месте, автоматически возбуждает в нас ни с чем не сравнимое ощущение «милиционерности» и «улицевиноватости».
Те, кто хотят подробнее разобраться с феноменом Бхава, могут обратиться к феноменологической практике Э. Гуссерля или приняться за освоение простейших психотехник в рамках курса Трансцендентальной Медитации.
Опытный целитель, всегда являющийся мастером-наставником, знает секреты содействия скорейшего обучения пациента правильному сосредоточению на Бхава.
Если угодно, поток целебного влияния разбивается о стену сопротивления, которую выстраивает угнездившаяся в организме болезнь из элементарного стремления к самосохранению.
Но отыскание в собственных глубинах своего рода «уголька» нового переживания, качественно соответствующего лечебному воздействию, и раздувания его в пылающий костер переполненности чувствами, подпитываемыми извне, превращает человеческий организм не просто в нечто открытое желанным влияниям, но как бы вдыхающее их, всасывающее, зовущее, манящее и приглашающее.
Понятно, что при правильной концентрации на Бхава эффективность целебного воздействия возрастает на порядки.
В большинстве случаев вполне обоснованный скепсис современных эскулапов, ни во что не ставящих целебные возможности мелотерапии, связан вовсе не со слабостью целебных вибраций, но с отсутствием у современников (как у врачей, так и у их пациентов) элементарной психологической культуры и, если угодно,...
с банальной психоэмоциональной тупостью и детренированностью высших психологических функций, одним из ценнейших проявлений которых является способность к сознательному сосредоточению на собственных внутренних переживаниях.
3. Как и все живое, организм человека склонен привыкать ко всему хорошему.
Если лечебная мелодия подобрана правильно и целителю удалось помочь пациенту сконцентрироваться на Бхава и глубоко пережить лечебное воздействие, то необходимо использовать эту благополучную ситуацию для создания своего рода психологической закладки или, как выражаются специалисты в области нейро-лингвистического программирования, для «установки якоря».
Как благодаря закладке мы в любое время сможем быстро и безошибочно открыть книгу в нужном для нас месте, точно так же благодаря психофизиологическому якорю человек в состоянии без особых усилий достаточно полно восстановить то психоэнергетическое состояние, в котором он находился во время пикового переживания целостного слияния с потоком музыки.
В качестве «закладки» может быть использован любой внешний или внутренний символ, а также различные «телесные знаки».
Любая фраза, фотография, простейший геометрический символ, мелодия, цвет, комбинация пальцев рук, то или иное выражение лица либо всякое внутреннее представление могут быть ассоциативно связаны с состоянием глубочайшего благополучия, хотя бы однажды достигнутого в ходе сеанса мелотерапии.
Просто в момент наивысшего переживания необходимо несколько раз связать его с тем или иным символьным показателем.
В дальнейшем, пусть даже неглубоко расслабившись и активировав «якорный магнит», мы можем без особого труда восстановить когда-то имевшее место в прошлом благодатное переживание чуда психосоматической целостности, вызванного музыкой и сознательно воспринятого нами. Эти состояния, вызываемые с помощью вышеописанных закладок, являются важнейшим личностным ресурсом.
Не забудем, что активизация того или иного якоря восстанавливает не только ментальные и эмоциональные переживания, но и кооперативно трансформирует всю психоэнергетическую систему организма, неизменно приводя к достаточно глубоким нейродинамическим, гормональным и метаболическим перестройкам в организме.
Чем больше таких «закладок» имеет человек, тем большими возможностями к самовосстановлению и приспособлению к любым жизненным ситуациям он обладает.
В конце концов, именно разработка широкого спектра специфических психоэнергетических состояний и овладение вызывающими их к жизни «закладками» являются важнейшим условием достижения подлинной автономии индивидуальности — фундамента свободы и источника действительного здоровья.
Кстати, для того, чтобы регулярно оздоравливаться и осваивать процесс произвольной активизации определенных музыкально-энергетических состояний, всякому психологически культурному человеку надлежит обзавестись своего рода индивидуальной лечебной фонотекой, которая включит множество произведений, в совокупности своей составляющих музыкально-энергетический спектр реализации жизненных программ.
Естественно, по мере развития личности эта сакральная фонотека будет последовательно развиваться вместе с развитием диапазона индивидуальных энергетических творческих стратегий.
4. Очень важно для усиления результативности мелотерапевтического воздействия научиться отправлять усваиваемое вибрационное влияние в определенные участки организма, в отдельные органы и энергоцентры. Концентрация уравновешенного сознания как бы сопровождает проведение звучания с поверхности тела в глубины тканей.
При этом целесообразно проникнуться доверием к спонтанной мудрости собственного тела и позволить ему самопроизвольно сопровождать те или иные мелодические пассажи одному лишь ему ведомыми движениями.
Эффект музыкального воздействия еще более усиливается, если сам клиент начинает подпевать и вторить тому вибрационному ряду, на зов которого отвлекаются все клеточки его организма. Подпевать или вторить (вслух или ментально).
5. По мере освоения возможностей музыкального целительства, к которому имеет смысл прибегать достаточно часто как к эффективному средству психогигиены и энергопрофилактики, необходимо развивать умение сочетать воспринимаемые гармоничные колебания с пением и танцем.
Это — идеальная форма музыкальной терапии, в известном смысле слова жизненно необходимая каждому из нас в условиях хаотизированного и полуотравленного мира.
6. Очень ценно обновлять свое восприятие лечебных мелодий за счет сопоставления различных переживаний, которые можно осуществлять посредством ведения записей в «Дневнике самонаблюдения», нередко называемом «Личным психологическим журналом».
В известном смысле чувственный опыт восприятия музыки телом должен быть освоен концептуально, приводя таким образом к саногенным трансформациям представлений и картины мира в целом.
Кроме того, поэтизм и образность ведения записей, посвященных описанию тончайших оттенков психосоматического переживания чуда целебной музыки, могут служить высокоэффективными критериями оценки качества и глубины медитативного трезвения и бодрости сознания, развитие которых столь необходимо для максимального усвоения гармонических ритмопаттернов лечебных мелодий.
Самой эффективной формой музыкальной терапии, с древнейших времен использовавшейся в эзотерических орденах и сакральных сообществах, является согласованное хоровое пение священных гимнов, сопровождаемое насыщением среды сознательно динамизируемой стихией, соответствующей специфике сезона и астрологических констелляций.
Это действо может разворачиваться у огромного костра, в открытой степи, на берегу озера, у водопада или на вершине холма.
Конечно, в данном случае речь идет уже не столько об исцелении самих людей, сколько о проведении им сквозь себя тонких энергопотоков, исцеляющих пространство целых регионов.
Выберите свою реакцию!