Трансформация в природе, или Чудо возвращения к жизни
Творческая Лаборатория МастеровЭкология, наука, технологии - изменения в 3D4D - самостоятельно расширяем своё Сознание
Опубликовано: 22 Января 2015

Эволюция — великая трансформация Природы. Е. П. Блаватская
Мы привыкли, что все пребывает в движении: вселенная со всеми своими галактиками, Солнечная система с планетами и их спутниками…
Смена времен года постоянно напоминает нам об изменениях в природе, и сами мы — свидетели и участники постоянного изменения: родившись, мы растем, потом мужаем, потом мудреем, потом уходим… но никогда не останавливаемся в движении.
Но так люди размышляли не всегда.
Известен исторический анекдот, в котором античный философ Зенон в очередной раз взялся доказывать, что движения не существует. Тогда Антисфен — другой античный философ — принялся ходить вокруг него. Зенон не выдержал:
— Сделай милость, прекрати, постой спокойно хоть минутку.
— Ах, вот оно как! А кто с пеной у рта доказывал, что движения нет? — торжествовал Антисфен.
Сегодня мы уже другие и, пожалуй, не будем спорить, а согласимся с еще одним античным мыслителем, Гераклитом, что все течет и все изменяется.
Но наше стремительное время порой заводит в тупик: изменений в жизни бывает так много, что начинаешь невольно подозревать и саму жизнь, и ее законы в некоторой непоследовательности.
Однако и в этом античные греки навели определенный порядок. Аристотель, ученик Платона, в своей работе «Физика» разделил все возможные движения на четыре типа:
1. Изменение положения тел друг относительно друга.
2. Количественное изменение — рост, изменение размера.
3. Качественное изменение — изменение свойств.
4. Существенное изменение, которое есть разрушение и новое рождение.
Но Аристотель был мудр и не остановился на этом.
Он серьезно задумывался над тем, что все изменения имеют свои причины и свою цель, свою направленность. Сегодня вопросы «почему?», «откуда?», «а дальше что?» мы склонны относить скорее к детским, но так уж ли они просты, как может показаться на первый взгляд?
Например, причины изменений, которые мы наблюдаем здесь, на Земле, покрыты поистине «звездной пылью». Откуда взялась эта таблица химических элементов, из которых «собрано» все в природе и в нас самих?
Рождение (или синтез) элементов происходило в звездах. Сама звезда рождается, когда в ней начинается превращение самого легкого элемента — водорода — в гелий.
И для этого нужны особые условия, не реализуемые на Земле, а именно: высокие температуры и высокие давления.
Но и сами звезды бывают разные. Есть звезды первого поколения, в которых происходит синтез элементов до кислорода; в звездах второго поколения синтезируются элементы до железа, а в звездах третьего поколения — все дальнейшие.
У звезды тоже есть свой жизненный цикл.
Когда он заканчивается, кольцеобразная оболочка звезды, состоящая из элементов и простых молекул, увеличивается, звезда затухает, вся эта кольцеобразная масса «схлопывается» и происходит взрыв — рождение сверхновой звезды.
Все рожденное звездой вещество разлетается по Вселенной, и его частицы становятся самостоятельными кирпичиками для следующих звезд и других объектов.
Как же тогда быть со знаменитым изречением omnia transit — «все проходит»?
Получается, что его никак невозможно трактовать как то, что все предается забвению. Вселенная находится в движении, в ней все идет своим путем: не исчезает, а изменяется, трансформируется.
Слово «трансформация» пришло в наш язык от латинского transformatio и означает «преобразование, превращение».
Уйти, чтобы вернуться
Дмитрий Иванович Менделеев расположил все химические элементы, которые когда-то родились в звездах, а теперь «живут» здесь, на Земле, согласно их свойствам.
При переходе на новый период мы возвращаемся опять к металлу, но с несколько усиленными качествами, и опять движемся по горизонтальному ряду к диэлектрику и далее — к благородному газу.
Очевидна частичная повторяемость, но не полный возврат к старым свойствам: ведь каждый период начинается со щелочного металла, но более активного, чем на предыдущей ступени.
И Дмитрий Иванович это заметил: его периодический закон состоит в периодическом возвращении к началу, к истокам. Вот и получается: чтобы идти вперед, надо вернуться.
Но периодическое повторение свойств на новом этапе происходит не только в химических элементах, но и в биологических системах.

Вернуться, чтобы уйти
В биологии был открыт биогенетический закон.
Кому не посчастливилось наблюдать, как из икринок появляются головастики, тот не оценит всего чуда этого процесса. Потому что развитие головастиками не заканчивается. Они трансформируются в лягушек.
Но и не в этом все чудо! Ученые наблюдали ранние стадии развития рыб, земноводных, рептилий и млекопитающих… и обнаружили совершенно очевидное сходство их форм.
Все сначала похожи на маленьких головастиков!
Но в дальнейшем начинают проявляться индивидуальные черты каждого класса. Когда же все эти внешне одинаковые существа начинают трансформироваться в то, чем должны стать?
Изменения накапливаются очень медленно, но наступает исключительный момент — «момент истины», когда каждое существо становится похожим на своих предков: становится тем, кем должно быть.
А что же человек?
Развитие зародыша, в том числе человеческого — это чудо трансформации и особое таинство природы.
Мы можем лишь наблюдать, как это происходит: как из одной клетки (зиготы, что означает «соединенные вместе»), получившейся в результате слияния двух клеток, возникает сложное целое.
Прав был Аристотель, предположив четыре типа движения! Они все заключены в жизни одной маленькой клетки. Вначале из одной формируется множество клеток, представляющих собой некую аморфную массу.
Потом начинают выделяться специальные клетки, которые потом станут тканями, органами и частями человеческого организма. Также возникает и некоторая система взаимосвязи органов, которая позволит разным частям стать единым целым.
Эмбрион человека растет и изменяет свою форму.
Нам уже известно, что на каком-то этапе этого роста формируются жабры, хвост, а потом все это трансформируется. Клетки хвоста и жабр, «умирая», становятся строительным материалом, из которого зарождаются другие органы и ткани.
Родившийся человек продолжает движение.
Мы меняем свое расположение,, перемещаясь в пространстве в буквальном смысле слова. Внутри организма циркулируют жидкости, мигрируют клетки. Организм непрерывно растет!
К примеру, рост волос — тоже проявление этого вида движения.
Что же можно сказать о качественном изменении?
Изо дня в день мы внешне вроде бы сильно и не меняемся. Но каждый день мы уже не совсем те, что были вчера… Наши клетки непрерывно возобновляются. Каждую минуту разрушаются миллиарды клеток, а из «израсходованного» материала тут же синтезируются новые.
Сегодня ученым хорошо известны циклы, согласно которым все в организме возобновляется. Даже столь прочная и стабильная костная ткань обновляется раз в 10-12 лет, и раз в 3-4 месяца происходит возобновление кальция, находящегося в костях: он переходит из кости в кровь и обратно.
Есть еще интересный пример возобновления.
Если в организме гибнут клетки, то они должны чем-то замещаться. Стволовые клетки — это хорошо сформированный эволюцией «отряд быстрого реагирования», который при необходимости готов заменить клетки той или иной ткани.
Скорее всего, о стволовых клетках Аристотель не знал, но обозначенный им тип движения, который сопровождается существенным изменением, — это, пожалуй, и о них в том числе. И в результате человеческий организм — это идеальный пример движения, как и другие живые существа!
Но взглянем на Землю. Хотя бы здесь все должно быть постоянно! Но даже материки, к которым мы привыкли за последние этак пару тысяч лет, и те непрерывно движутся.
