Если музыка возникает из пространства любви, преданности и самоотдачи, тогда эта музыка непременно вас туда и перенесёт. Она затронет сердца людей.
В Москве и Питере прошли концерты Дэвы Премал, одной из самых известных в мире западных исполнительниц мантр, и её спутника Митена. Тысячи людей по всему миру её музыка не только вдохновляет, радует и успокаивает, но также и исцеляет. Именно о целительной силе тех произведений, которые она исполняет, нам удалось поговорить с Дэвой Премал незадолго до её российских концертов.
— Почему мантры обладают целительными свойствами — дело здесь в словах, в музыке… или в тишине, которая находится внутри самой музыки, как вы как-то сказали?
— Важно не значение слов, а их звучание. Эти санскритские звуки — энергетические феномены; они резонируют, они пульсируют энергией. Поэтому, когда их произносят, они создают в теле резонанс — они вибрируют, и они могут исцелить тело, ум и душу. Но, что самое важное, они соединяют нас с источником самой жизненной энергии — с Богом, если вам нравится использовать это слово. Это происходит не только когда вы сами повторяете мантры. Если вы находитесь недалеко от того места, где их произносят, то вы тоже почувствуете их благословение — независимо от того, знаете вы об этом или нет!
И да, музыка также важна. Особенно в нашем случае, так как мы с Митеном любим именно петь мантры. Традиционно мантры повторяют без какой-либо определённой мелодии, но если добавить к ним музыку, то они принимают более доступную форму. Иногда можно заметить, что рассеянно напеваешь мелодию и одновременно повторяешь священную молитву или мантру, пока бродишь по супермаркету или занимаешься любыми другими делами… Так что музыка важна, ибо она должна полностью гармонировать с мантрой, иначе она разрушит её силу, а не укрепит. И в-третьих, да, важна сама тишина. Тишина — это то, откуда мантра появилась — из безмолвия, и из-за этого она может и привести вас к безмолвию. Очень сильный момент — когда и мантра, и пение возвращаются в состояние безмолвия, растворяются в нём. Если вы его осознаете, то этот момент станет трансформирующим. Так что вы правы, все эти три качества одинаково важны — звук, музыка и тишина.
— Говорят, многие люди исцелились благодаря вашей музыке. Вы получаете много писем с описанием подобных случаев?
— Да. И для нас с Митеном большая честь получать такие письма. Мы чувствуем, что посредством мантр связываемся с близкими друзьями по всему миру. Это немыслимое благословение — знать, что эта музыка затрагивает жизнь столь многих людей.
— Некоторые люди также пишут, что ваша музыка подходит для таких переходных моментов, как рождение и смерть… Как бы вы это объяснили?
— Если музыка возникает из пространства любви, преданности и самоотдачи, тогда эта музыка непременно вас туда и перенесёт. Она затронет сердца людей. Она идёт от сердца к сердцу. Музыка такая разная для многих разных людей: она может быть возбуждающей, чувственной, успокаивающей, стимулирующей интеллект и т.д. Всё это так — красота всегда присутствует, она резонирует в различных измерениях. Благодаря мантрам наша музыка, видимо, обладает целительной силой. И конечно, это именно то, чего хочется в очень нежные и священные моменты. Например, я не думаю, что кому-то хотелось бы слушать Пятую симфонию Бетховена в момент рождения. Так же как и в момент смерти. Когда я говорю, что мантры обладают целительной силой, я имею в виду, что, когда мы их произносим, они очень естественно ведут нас (практически без нашего ведома) к месту в наших собственных сердцах, где нам становится легче дышать. Мы расслабляемся, чтобы на минуту задуматься о чуде жизни на этой планете… со всеми её ужасами, гневом и т.п. Мантра показывает нам скрытую под всем этим истинную реальность — что всё есть блаженство. И это то место, где мы и живём с нашей музыкой.
— Читала, что вы родились под звуки «Гаятри-мантры», которую произносил ваш отец, — какое влияние это оказало на вашу жизнь?
— Есть трое мужчин, которые оказали огромное влияние на мою жизнь. Первый —
Ошо мой учитель и духовный мастер. Второй — мой отец, который дал мне «Гаятри-мантру» при рождении. И третий — это Митен, который поддерживает и направляет меня и помогает мне поделиться ими двумя — Ошо и «Гаятри-матрой» — со всем миром. Не будь этой «святой троицы», я бы сейчас не была здесь и не разговаривала с вами! Это ответ на ваш вопрос о том, насколько для меня важна «Гаятри-мантра».
«Гаятри-мантра» в исполнении Дэвы Премал
http://www.youtube.com/watch?v=d63COahIpVM&feature=related
Элизабет Кюблер-Росс (психолог, создательница концепции психологической помощи умирающим больным. Именно с её бестселлера «О смерти и умирании» (1969) началось массовое движение хосписов. — М.Р.) попросила вас присутствовать в момент её смерти и петь мантры. Вы не расскажете об этом подробнее?
— На самом деле Элизабет хотела, чтобы мы пели не священную мантру, а напев американских индейцев племени хопи — «шима-шима», который мы записали на своём альбоме The Essence.
«Шима-шима» в исполнении Дэвы Премал
http://www.youtube.com/watch?v=JwQjIBfmAOk
Она обожала этот напев, и мы вместе пели его, сидя у её кровати. И именно благодаря этим прекрасным встречам у её кровати она и влюбилась в этот напев по мере того, как всё больше приближалась к моменту своего собственного перехода. К сожалению, у нас не было возможности спеть у неё на похоронах, но мы всё равно для неё спели, на расстоянии.
— На ваших семинарах вы учите «божественным целительным упражнениям». Как вам пришла в голову мысль проводить подобные семинары?
— Мы с Митеном просто хотели поделиться той милостью, которую получили в ашраме Ошо в Пуне.
— Что лично вы для себя получаете от проведения таких семинаров?
— Красоту интимности. Концерты — это здорово, но на них невозможно со всеми познакомиться. На семинарах мы все вместе сидим, разговариваем, поём, ныряем в мантры… это ещё один аспект божественной милости, который все мы разделяем вместе, как одна семья.
— Вы изучали массаж, шиацу, рефлексологию и краниосакральную терапию. Как так получилось, что вы стали интересоваться целительными техниками и практиками? Где вы их изучали?
— Ашрам Ошо буквально кипел от творческой активности. Там так много всего происходило, можно было принять участие в столь многих программах — от рефлексологии до гуманистического развития, тантры и дзен-медитации… Возможно было всё. Меня лично привлекал массаж и искусство исцеления. Мне нравится осознание того, что можно лечить естественными способами. Это и было моим основным интересом, пока я не познакомилась с Митеном. Тогда я начала заниматься музыкой, то есть я стала принимать участие в вечерних медитациях, на которые приходили тысячи людей.
— Как вы применяете эти знания о целительстве в повседневной жизни (когда болеете, когда плохое настроение и т.п.)?
— Я повторяю мантры — или вслух, или про себя. Ни разу не было, чтобы мантры мне не помогли! Что касается физической практики, то важно практиковать каждый день, что непросто для меня, когда мы в разъездах, но я стараюсь.
— Сегодня у многих людей слишком мало времени, они слишком вовлечены в материальную жизнь. Какой самый простой способ вы бы рекомендовали современному человеку для достижения большей внутренней гармонии?
— Повторяйте мантру. Превратите это в практику. Проснитесь утром, поставьте CD (Mantras for precarious times) и повторяйте её вместе со мной 108 раз. Это занимает около 10 минут, так что вы можете это делать ещё даже до того, как примете душ. Пусть это станет вашей практикой. Делайте это в течение 21 дня или, если вы заметите за собой, что стали продвигаться вглубь (а вы это заметите!), продолжайте на протяжении 40 дней. И я обещаю, что вы будете себя чувствовать совершенно по-другому в вашей повседневной жизни!
Источник:
http://www.chaskor.ru/
Беседовала Мария Русакова