Юваль Харари о побочных эффектах бессмертия
Опубликовано: 21 Июня 2016
Знаменитый немецкий физик Макс Планк очень точно сказал, что прогресс науки идет от похорон к похоронам. Он имел в виду, что только тогда, когда старое поколение уйдет, есть шанс, что новые теории вытеснят старые, причем это касается не только науки.
Через 200 лет состоятельные люди смогут позволить себе слиться с техникой, такой как компьютеры и смартфоны, и стать киборгами. Такое мнение высказал профессор Еврейского университета в Иерусалиме, автор книги по истории человечества Юваль Ной Харари.
По его словам, слияние человека и машины станет самым большим эволюционным скачком в биологии с момента зарождения жизни четыре миллиарда лет назад.
Профессор Харари считает, что человечество эволюционирует и уподобится богам, имеющим власть над смертью, и будет отличаться от современных людей так же, как мы отличаемся от шимпанзе.
Он утверждает, что главной движущей силой человечества является неудовлетворенность, поэтому мы не сможем удержаться от искушения «модернизировать» себя с помощью генной инженерии или высоких технологий.
Однако он предупредил, что технология превращения в киборгов будет доступна лишь состоятельным людям, что увеличит разрыв между богатыми и бедными в обществе. В будущем богатые смогут жить вечно, а бедные по-прежнему будут умирать.
Профессор Харари считает, что люди стали доминирующим видом, потому что они способны придумывать «фикции», которые скрепляют общество, такие как религия, деньги и идея прав человека, которые не имеют под собой биологического основания.
«Наше воображение позволяет людям легко сотрудничать и существовать в больших обществах. Большинство правовых систем основаны на правах человека, которые мы просто придумали. Деньги – наиболее показательный пример. Банкиры и министры финансов убеждают нас, что деньги чего-то стоят. Это не так. Попробуйте дать деньги шимпанзе и убедитесь в этом», – подчеркнул он.
Среди книг, которые поразили Марка Цукерберга больше всего, была как раз книга Харари "Sapiens: Краткая история человечества".
Сразу после публикации она стала международным бестселлером, переведенным на 30 языков.
Рекомендуя книгу к обязательному прочтению, Цукерберг говорит, что Харари представил уникальное исследование становления человеческой цивилизации и сделал весьма реалистичные прогнозы относительно ее дальнейшего развития.
Эти идеи автор развил также в своем последующем бестселлере "История завтра".
О том, как люди победят смерть и к чему это в итоге приведет, Ювал Харари рассказал в эксклюзивном интервью еще в 2015 году.
Ювал, когда, на ваш взгляд, разработают реальную методику по значительному продлению жизни? Что может приблизить бессмертие?
Ю. Х. Уверен, что в предстоящие лет 10 мы добьемся значительного увеличения продолжительности жизни, но бессмертие - пока вопрос далекого будущего. За последние 100 лет мы стали жить вдвое дольше: в средневековой Европе или Римской империи люди умирали максимум в 40 лет от недоедания, инфекционных заболеваний и пр. С тех пор медицина шагнула далеко вперед, позволяя протянуть до 80.
Но, чтобы добиться реальных результатов, нужны радикальные меры. Даже если мы сейчас преодолеем рак, диабет и другие смертельные заболевания нашего времени, это позволит продлить жизнь до 90 лет, но никак не до 150-ти. Когда ученые найдут способ дожить до 150, эту технологию можно будет немного доработать и достигнуть 1000 лет.
Все идет к тому, что в предстоящие 200 лет с помощью биологических манипуляций, генной инженерии, киборгизации мы станем расой бессмертных. Разница между людьми будущего и нынешними людьми будет сопоставима с той разницей, которая сейчас существует между человеком и шимпанзе.
Есть ли какие-либо секретные проекты в этой сфере, если да, то кто над ними работает?
Ю. Х. Существует несколько гигантов Кремниевой долины, таких как Google, которые открыто заговорили о бессмертии и вкладывают немалые деньги в такие разработки. Пару лет назад влиятельный журнал Time вышел с эпатажной надписью на обложке: "Сможет ли Google победить старение?"
В статье говорилось о новом стартапе поискового гиганта - компании Calico. Целью ее создания было радикальное увеличение продолжительности жизни человека и достижение бессмертия. Все это звучало бы слишком нереально, если бы за этим не стояла такая солидная компания, как Google.
Потом страсти вокруг Calico поутихли, но, скорее всего, поисковик эксперименты продолжает, просто не афишируя этого. Наверняка есть подобные секретные государственные проекты в таких странах, как Китай, но большинство из них не разглашается.
У каких стран есть наибольшие шансы создать технологию бессмертия?
Ю. Х. В странах с наибольшими достижениями в области биотехнологий и генной инженерии, таких как США, Япония, Китай, ряд стран Западной Европы. Они добились невероятных успехов по выращиванию искусственных органов, а также в сфере генной инженерии.
Это уже не искусственный отбор, которым люди занимались с начала аграрной революции. Искусственный отбор был ограничен исходным генофондом существующих организмов, но генная инженерия открывает возможность создавать совершенно новые.
Смешивая генный материал неродственных друг другу видов и даже создавая новые искусственные гены, можно получить совершенно невероятный результат. К примеру, генетики ухитрились не только вшестеро продлить жизнь червя, но и вывести гениальную мышь с улучшенной памятью и способностью к обучению. Уникальный эксперимент - генетически модифицированные преданные грызуны.
Большинство полевок неразборчивы в половых связях.
Но есть одна разновидность, у которой парочки пребывают в прочных отношениях. Генетики уверяют, что сумели выделить ген моногамности. Если добавить его обычной полевке-самцу, грызун превращается из донжуана в верного и любящего супруга. Точно так же можно генетически корректировать личные склонности человека, что кардинально изменит социум.
Если генная инженерия способна создавать гениев, почему такие технологии до сих пор не применяются на людях?
Ю. Х. От производства сверхчеловека нас отделяет отнюдь не технологическая пропасть, а препятствия этического и политического характера, которые тормозят эксперименты на людях.
Но сколь бы убедительны ни были этические возражения, едва ли они смогут надолго задержать следующую стадию исследований: ведь на кону исцеление смертельных болезней, развитие когнитивных способностей, вечная жизнь. Если манипуляции с генами нас не убьют, homo sapiens изменятся до неузнаваемости, и это уже будут не homo sapiens, а совершенно новая раса.
Согласно вашей теории технологии бессмертия будут использоваться лишь сливками общества. Каковы социально-экономические предпосылки для этого и что ожидает остальных?
Ю. Х. Когда миллиардные инвестиции в биотехнологии приведут к созданию эликсира бессмертия, перед человечеством встанет вопрос: сделать его доступным всем желающим или же отдать только богатым, которые смогут за это хорошо заплатить?
В XX веке вакцинация и антибиотики позволили значительно сократить смертность, навсегда избавиться от многих болезней, и развитые страны охотно делились с бедными государствами своими медицинскими достижениями. Но это исключительный случай в истории, а нормой как раз нужно считать иерархию и неравенство.
В XX веке у наций и обществ были экономические, военные и политические причины инвестировать в здоровье всего человечества - сильным странам нужны были здоровые солдаты, сильные работники на фабриках, мощные пахари. Но сейчас в войнах участвуют дроны, а на заводах место людей все чаще занимают роботы, и значит, нет смысла лечить всех.
Очевидно, что продлевающая жизнь технология станет дорогим удовольствием, и вряд ли те, у кого она будет, захотят ею делиться. То есть, с развитием технологий люди обесцениваются?
Ю. Х. Так и есть! Посмотрите вокруг: техника заменяет не только простую ручную работу людей, но проникает и в "когнитивные сферы" вроде вождения такси, торговли на фондовой бирже, диагностики заболеваний. Обычные люди стремительно теряют свое экономическое значение, и постепенно формируется класс, которому доступно гораздо больше, чем всем остальным.
Обладатели денег и технологий заинтересованы в постоянном повышении своих возможностей, а не в лечении бедных, в которых нет смысла вкладываться. Думаю, особенно ярко это классовое различие проявляется в таких развивающихся странах, как Индия, Китай, Россия или Бразилия.
Элита получает здесь доступ к наилучшему медицинскому сервису, наилучшему образованию, а также наилучшим автомобилям, жилью и т. п. В этом смысле те же россияне ничем не хуже, чем элита развитых стран.
Проблема в том, что обычные граждане, как правило, не могут рассчитывать на качественное лечение, обучение и пр. С развитием технологий неравенство станет принимать все более жесткие формы, инвестировать будут лишь в солдат и рабочих, причем до тех пор, пока их не заменит техника.
Каким образом продление жизни изменит социальный уклад, как это отразится на мировой политике и глобальных экономических раскладах?
Ю. Х. Безусловно, продление человеческой жизни приведет к серьезным социальным, экономическим и культурным преобразованиям. Для описания всех последствий нужна отдельная книга, приведу лишь два примера. Допустим, если в ближайшие пару десятилетий люди будут жить до 150 лет, это в корне изменит семейные отношения.
Сейчас, вступая в брак, мужчина и женщина все еще надеются прожить вмести "пока смерть не разлучит". Теперь представьте женщину, которая живет 150 лет. Допустим, она вышла замуж даже в 50, и впереди у нее еще 100 лет. Высоки ли шансы, что она проживет их с одним супругом?
Так что нынешняя тенденция серийных браков, скорее всего, усугубится. Без сомнения, произойдет революция на рынке труда. Сегодня мы учимся до 20-25 лет, а потом совершенствуемся в профессии. Разумеется, можно чему-то учиться в 40 и в 50 лет, но жизнь делят на учебный и следующий за ним рабочий период.
Когда человек будет жить до 150 лет, период получения знаний существенно продлится, особенно если принимать во внимание грядущую глобальную технологическую революцию. Люди будут гораздо дольше в карьере и им придется постоянно доказывать свою профпригодность.
В то же время они не будут уходить на пенсию, освобождая место новому поколению с его новаторскими идеями и стремлениями. Знаменитый немецкий физик Макс Планк очень точно сказал, что прогресс науки идет от похорон к похоронам.
Он имел в виду, что только тогда, когда старое поколение уйдет, есть шанс, что новые теории вытеснят старые, причем это касается не только науки. Теперь подумайте о своем собственном рабочем месте.
Независимо от того, являетесь ли вы ученым, журналистом, поваром или футболистом - как бы вы себя чувствовали, если бы вашему боссу было 120 лет, его идеи возникли где-то в конце 19 века, и он, скорее всего, задержится в компании еще на пару десятков лет?
В вашей книге "Sapiens: Краткая история человечества" вы говорите о том, что со временем люди становятся менее счастливыми. С чем это связано и как себя будут чувствовать люди в эпоху бессмертия?
Ю. Х. Я не говорил, что они становятся менее счастливыми. Я имел в виду, что они не стали более счастливыми. Хотя люди достигли успеха в обретении власти, они так и не поняли, как достичь удовлетворенности. Несмотря на все то удивительное и невероятное, на что способен человек, он остается неуверенным и недовольным.
Он переходил от каноэ к катеру, к пароходу, к космическому кораблю - но все с тем же недовольным лицом. Дело в том, что ощущение "не счастья" обусловлено нашей сформированной в процессе эволюции внутренней биохимической системой, которая должна увеличивать шансы на выживание и воспроизводство.
Довольный человек небдителен и ленив, тогда как несчастный постоянно "начеку" и стремится к лучшему. Вот почему человечеству удалось завоевать мир, но не удалось трансформировать все достижения, всю силу в удовлетворенность и счастье - природа не позволяет.
С увеличением продолжительности жизни эта проблема только усугубится.
Читайте также:
Выберите свою реакцию!