Строка из Эдит Пиаф: «Ça ne pouvait pas durer toujours».
Во-первых, слова имеют значение.
Во-вторых, нужно называть вещи своими именами.
И наконец: sapere aude, то есть, имей мужество пользоваться собственным умом.
В Каббале есть концепция «тикун олам» — исправление мира.
Я вижу, что мир несовершенен. Я верю, что, как писал Иегуда Амихай, мир был создан прекрасным, для того, чтобы было хорошо, и для покоя, как скамейка в саду (в саду, не в суду!). Я верю, что мир создан для нежности, надежды, любви, солидарности, страсти, радости.
Но в мире ужасно, невыносимо много насилия. А я не хочу насилия. Ни в какой форме. Ни учительских рук в трусах школьниц, ни кулаков пьяного отца семейства на телах жен и детей. Если бы я решила перечислить все насилие, которое есть вокруг, мне не хватило бы ни дня, ни недели, ни года.
Чтобы увидеть насилие вокруг, достаточно только открыть глаза. Мои глаза открыты. Я вижу насилие, и я не хочу насилия. Чем больше насилия, тем больше я его не хочу. И больше всего я не хочу самого огромного и самого страшного насилия.
В школе на уроках истории я изучила фразы: «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» и: «За вашу и нашу свободу». И из Марка Робена: «Ça ne peut pas durer comme ça» [«Так не может продолжаться»].
Я изучала еврейских мудрецов и больше всего полюбила две мудрости. Рабби Гилель говорил: «Если не я за себя, то кто за меня. Если я только за себя, то зачем я? Если не сейчас, то когда?». А рабби Нахман говорил: «Весь мир — это узкий мост, и главное — совсем не бояться».
Если у меня когда-нибудь будут дети (а они будут, потому что я помню главную заповедь), я повешу им на стенку портрет прокуратора Иудеи Понтия Пилата, чтобы дети росли чистоплотными. Прокуратор Понтий Пилат стоит и умывает руки — вот какой это будет портрет.
Да, если думать и быть неравнодушными — теперь опасно для жизни, я не знаю, что сказать о сути обвинения. Я умываю руки. И вот сейчас момент истины. Час прочитываемости. И я, и мои друзья и подруги не находят себе места от ужаса и боли, но когда я спускаюсь в метро, я не вижу заплаканных лиц. Я не вижу заплаканных лиц.
Ни одна из моих любимых книг — ни детская, ни взрослая — не учила безразличию, равнодушию, трусости.
Нигде меня не учили этим фразам:
— мы люди маленькие
— я человек простой, все не так однозначно,
— никому нельзя верить,
— я как-то этим всем не интересуюсь,
— я далек от политики, меня это не касается,
— от меня ничего не зависит, компетентные органы разберутся,
— что я один мог сделать?
Наоборот, я знаю и люблю совсем другие слова.
Джонн Донн через Хемингуэя говорит: «Нет человека, который был бы как Остров сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.»
Махмуд Дарвиш говорит: «Когда готовишь завтрак, думай о других (не забудь покормить голубей). Когда ведешь войны, думай о других (не забывай тех, кто ищет мира). Когда оплачиваешь счет за воду, думай о других (тех, кого питают облака). Когда возвращаешься домой, к себе домой, думай о других (не забывай о людях в лагерях).
Когда спишь и считаешь звезды, думай о других (тех, кому негде спать). Когда выражаешь свои мысли метафорой, думай о других (потерявших право голоса). Когда думаешь о тех, кто далеко, подумай о себе (скажи: Ах, если бы я только был свечой во тьме).»
Геннадий Головатый говорит: «Слепые не могут смотреть гневно, немые не могут кричать яростно, безрукие не могут держать оружия, безногие не могут шагать вперед. Но — немые могут смотреть гневно! Но — слепые могут кричать яростно! Но — безногие могут держать оружие! Но — безрукие могут шагать вперед!»
Кому-то, я знаю, страшно. Они выбирают молчание.
Но Одри Лорд говорит: «Your silence will not protect you. В московском метро говорят: Пассажирам запрещено находиться в поезде, который следует в тупик. А петербуржский «Аквариум» добавляет: «Этот поезд в огне». Не молчите, хотя бы внутри себя! Не лгите себе!
Не теряйте себя, живя в режиме запретов.
Цзы через Тарковского говорит: «Главное, пусть они поверят в себя и станут открытыми, как дети. Когда человек рождается, он искренний в своей естественности, а потому и гибок. А когда умирает — он дряхлый и черствый, в нём нет жизненной энергии. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко — оно умирает. Черствость и сила — спутники смерти. Нежность и гибкость — выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит.»
Помните, что страх съедает душу.
Помните о персонаже Кафки, который увидел «как во дворе тюрьмы устанавливают виселицу, по ошибке подумал, что она предназначена для него, ночью сбежал из своей камеры и повесился».
Будьте как дети. Не бойтесь спросить (себя и других), что такое хорошо и что такое плохо. Не бойтесь сказать, что «король голый». Не бойтесь закричать, разрыдаться. Повторяйте (себе и другим): 2+2=4. Черное — это черное. Белое — это белое. Я — человек, я могу и я справлюсь! Я сильная и смелая. МЫ самодостаточны и мы сможем…
Свобода — это процесс, в ходе которого вы развиваете привычку быть недоступным для рабства».
Из публикации Lana Yarash: (Невероятная речь Аллы Гутниковой в суде.) Фрагменты из её выступления — 2023 год
You must be logged in to post a comment.