Мы хотим делиться знаниями, поэтому мы сопровождаем материалы лицензией Creative Commons. Она позволяет беспрепятственно распространять материалы с указанием источника, но без возможного коммерческого использования и без изменения.
Комментарии
Качество очень плохое, но слушаю пока!
Захотелось немного дополнить сказанное. О социальных технологиях, на мой взгляд, очень хорошо рассуждал Владимир Лефевр. (И не только притчами, но и через поиск математического отображения) Вот небольшой отрывок:
«Чтобы проиллюстрировать, как чувство собственного достоинства может влиять на макрохарактеристики социальной системы, рассмотрим пример.
Представим себе широкую дорогу, по которой идут машины. Естественно считать, что каждый водитель стремится побыстрее достичь пункта, в который он направляется. Также естественно предположить, что, двигаясь, водители мешают друг другу и поэтому вступают в постоянные конфликты.
Представим себе теперь, что есть две дороги. Водители на первой дороге поднимаются в собственных глазах и в глазах других водителей, если уступают друг другу. А водители машин на второй дороге теряют свое лицо, когда уступают. Ясно, что скорость движения на первой дороге будет выше, чем на второй.
Попытки большого числа водителей сохранить свое индивидуальное достоинство <за счет подавления достоинства других водителей> оказывают существенное влияние на весь макропроцесс. Они порождают турбулентность в потоке машин, которая и вызывает замедление движения.
Мы видим, что такой, казалось бы, далекий от схем традиционной экономики фактор, как стремление сохранить достоинство, может приводить к серьезным макроэффектам.
На первый взгляд кажется, что решить проблему достаточно просто: нужно увеличить число полицейских и строго наказывать водителей, вступающих в конфликты. Они перестанут конфликтовать, но скорость движения может упасть еще больше, ибо возникнет массовая моральная депрессия.
В начале 80-х годов было показано, что могут существовать культуры двух типов.
В культурах первого типа достоинство людей возрастает, когда они устанавливают отношения компромисса друг с другом, а в культурах второго типа, когда они бескомпромиссны друг к другу. В силу таких особенностей в культурах первого типа легко возникает процедура саморазрешения конфликтов, в то время как в культурах второго типа сама по себе такая процедура не появляется.
Эти идеи были подробно изложены в моей книге «Алгебра совести», вышедшей в 1982 году.
Что собой представляет рынок с социально-психологической точки зрения?
Это огромное множество конфликтов, каждый из которых, разрешаясь, превращается в сделку. Система могла начать успешно работать лишь при условии, что участники способны уступать друг другу, сохраняя при этом свое индивидуальное достоинство.
Если же индивидуальное достоинство при уступке только падает, то рынок сам собой заработать не мог. Каков же был выход?
В глобальном плане он мог бы состоять в массированном рефлексивном управлении, внедряющем принципы взаимного сотрудничества, по крайней мере на экономической арене.
При современных возможностях систем массовой коммуникации это — реалистическая задача.
Целью такого управления должно было бы стать повышение самоуважения участников конфликта в случае его разрешения, а не в случае его провала. Такое управление могло проводить только государство, взяв на себя как функцию гаранта частной собственности, так и функции стимулятора чувства собственного достоинства у миллионов людей, вышедших на экономическую арену.
Но этого не произошло. Группа гарвардских специалистов, приглашенных для разработки проектов российских экономических реформ, основывала свои рекомендации на идеях традиционной макроэкономики, в фундаменте которой лежит модель рационального субъекта.
В соответствии с такими взглядами, государство должно полностью устранить свое влияние на функционирование экономической системы. Это и было осуществлено. Как и следовало из рефлексивных моделей, субъекты, появившиеся на экономической арене, оказались неспособными разрешать возникающие конфликты. И сразу же нашлась сила, начавшая выполнять функцию «высшей инстанции», — ею оказался преступный мир.
Представители криминальных структур стали выполнять функции арбитров в массовых экономических конфликтах, заполнив вакуум, образовавшийся после ухода государства. Государство в результате утратило монополию на сбор налогов, а люди стали чувствовать себя глубоко униженными; началась массовая моральная депрессия.
Нельзя исключить, что именно в этой депрессии кроется причина демографического кризиса.
Одна из уникальных особенностей российских экономических реформ состоит в том, что в социально-экономических трансформациях планетарного масштаба впервые приняли участие ученые.
Предварительные итоги этого участия показывают, что традиционные макроэкономические модели, в основе которых лежит представление о человеке как о чисто рациональном существе, являются явно недостаточными. Они не позволяют нам понять глубокие причины конфликтов, раздирающих сегодняшний мир.
Эти конфликты носят в большей степени моральный, чем экономический характер.
Процесс глобализации затронул чувство достоинства миллионов людей из различных государств и социальных групп.
Чтобы хотя бы приближенно представить себе, что ждет нас в будущем, нам необходимо научиться создавать модели, в которых моральное измерение человека было бы представлено в ясных научных терминах.
Владимир Панфилов
Отличное видео! Грамотное и понятное изложение!
Alexey Tsaregorodtsev
«Справедливая торговля» этот бизнес-принцип давно в европе стал трендом, причем выгодным во всех смыслах.
Однако, и русский бизнесс в своей массовости перестал-таки сейчас вкладываться в строительство «часовен» (замаливание грехов — хотя ни чего против не имею) и медленно разворачивается в сторону социальной ответственности, возникли фонды: благотворительные, социальные и общественные, но пока все в детском, зачаточном состоянии.
Этот процесс в России будет долгим, но курс, надеюсь, взят. Только дети и внуки сегодняшних предпринимателей поймут значение всего этого.
You must be logged in to post a comment.