“Бег мой назван иноходью — значит: По-другому, то есть — не как все”.
В. Высоцкий
*****
Это надо было успеть сделать до официального окончания британского мандата. И они это сделали.
16:00 14 мая 1948 года, в здании музея, бывшем доме Меира Дизенгофа на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства.
Перед этим ему пришлось лично, как говорят на иврите, “в четыре глаза”, убеждать почти каждого из своих соратников в том, что судьба нашего народа требует совершить это именно сейчас.
По образному выражению одного из членов Народного правления, Бен-Гурион “приставил пистолет истории” к виску каждого из них. Что значит “по-еврейски”?
“Бег мой назван иноходью — значит: По-другому, то есть — не как все”. В. Высоцкий
В некоторых из мест злоключения, где наш народ отбывал последний срок, слова “еврейский”, “по-еврейски” в устах окружающих часто означали “как-то не так”, или “по-хитрому”, “с вывертом”…
Многие из нас уже вышли оттуда на свободу, и теперь мы можем свободно и непредвзято разобраться с понятием “еврейский”.
Например, применительно к нашей независимости — она у нас тоже какая-то не такая? Или, может быть, да, но в хорошем смысле?
Что ни говори, но когда народ, который столько лет жил “в гостях”, получает вдруг государство, и как раз в той же местности, где оно у него было 2000 лет назад, — это не из разряда “само собой”. Да нет у нас никакой цели…
Родился он, народ наш, тоже ведь “неконвенциональным” образом.
Вначале это была группа учеников и последователей Авраама, да и в дальнейшем, хоть и жили евреи вроде по принципу “рода-племени”, оставались они группой людей с собственной идеологией, названной потом “религией”, и выход из этой группы был даже свободнее, чем вход.
Дела давно минувших дней… Сейчас мы, варясь в котле наших раздраев и разборок и читая, что люди в мире относятся к нам, как к отдельной сплоченной группе с некими общими целями и организацией, с трудом понимаем, о чем идет речь.
А наши недоброжелатели не отстают, утверждая, что и цели нашей “группы” по отношению к другим народам и человечеству вообще ну о-очень неприглядные…
Все это даже не смешно. Мы и народом — в обычном — природном смысле слова себя не чувствуем, и какие у нас “цели”, когда единственное, чего мы по жизни хотим — это “просто жить”…
То есть, дело даже не в том, что, по мнению антисемитов, цели нашей “группы” злонамеренны.
Объявись вдруг какое-то “тайное знание”, что евреи действительно существуют, чтобы совместно доставить человечеству прекрасное будущее, захочет ли кто-то из нас пошевелить пальцем для этого? Подарок антисемитам
“Рабинович, что это у вас фонарь под глазом? — А пусть не лезут…” (Старый анекдот)
Но хочется нам того или нет, а некая, мягко говоря, странность феномена получения нами независимости — она как поэзия: “Существует — и ни в зуб ногой”.
И, понятно, хочется ее как-то использовать.
Многие относятся к обретению страны как к шансу независимости от своей национальной принадлежности.
Раньше, “там”, еврей часто отвечал физиономией, а иногда и жизнью, за свою национальность. А сейчас — пусть попробуют…
Но и здесь, не будь мы евреи, проявились странности нашего существования: антисемитизму теперь раздолье. Он уже может называться не своим неприличным именем, а “антиизраильскими настроениями”.
Антисемитизм — порок врожденный, его лечат со всей строгостью закона, а “настроения” — дело преходящее… Очень удобно: “Я антисемит? Да ну что вы… Это их Израиль ведет себя просто вопиюще!” Нас разрешили!
“Изо всех пышных оборотов… вертелось в голове только какое-то “милостиво повелеть соизволил”. И. Ильф, Е. Петров “Двенадцать стульев”
Нам разрешили иметь свою страну.
Пусть провозглашение независимости и было рискованным шагом, и вылился он тут же в серьезную войну за независимость с множеством жертв. Тем не менее, “решение на основе разрешения” это, видимо, родовое пятно на теле нашей истории.
Совершили мы когда-то, например, “побег на рывок” из Египта, но после того, как на это дал добро тамошний царь. Потом, правда, передумали, погнались за нами…
На сцене истории актеров тогда было поменьше, пришлось фараону сыграть и ООН, и арабские армии в одном лице.
И победу в пуримские дни мы одержали, также получив высочайшее разрешение защищать свою жизнь.
Были случаи, правда, когда мы не ждали, пока нам позволят. Во времена Маккавеев, например, мы без разрешения освободили Иерусалим и очистили храм от незваных гостей. С тех пор и празднуем Хануку. Правда, тогда мы были у себя дома, а не в персиях и египтах.
Это, видимо, дает силы — ощущение, что ты в своем доме. Максимы и лозунги
“Что надо? Надо сыпать соль на раны: Чтоб лучше помнить — пусть они болят!” В. Высоцкий
Дом наш как только не называли — и национальным очагом, и даже убежищем.
Последнее прозвание ему дали, когда раскрылось то страшное, что произошло с евреями во время войны. Тоже, на наше горе, “не как у людей”: была преднамеренная политика полного истребления целой нации, спланированная, воплощенная в инфраструктуре, технических мощностях и технологиях.
После таких событий от людей требуются как минимум две вещи: помнить и делать все, чтобы подобное не повторилось.
Мы, что называется, от гудка до гудка, в повседневных поисках выхода из густого леса в три сосны: работа, банк и дом, вспоминаем о той трагедии, мягко говоря, не каждый день, а уж наши дети… а наши внуки… С годами на память начинают жаловаться не только люди, а и народы…
А выдвинутая нашим государством максима “Катастрофа не повторится!” на фоне того, что ненависть к нам в мире растет, а в прессе нет-нет да и мелькают сообщения, что половина израильтян уже допускают возможность нового Холокоста, все больше начинает смахивать на простой лозунг.
В таких случаях из всех видов болей наиболее полезна “конструктивная боль”, от того, что никак не можешь найти способ предотвратить подобное в будущем. Рукотворные камеры
“И кто бы что ни говорил, я сам добыл и сам пропил” В. Высоцкий
Независимость, которая досталась нам такими жертвами, проникнув в тело народа, вдруг превратилась в болезнь, симптомы которой просто налицо. Зуд независимости друг от друга охватил всех.
Мы в нашем убежище стали, кто во что горазд, строить между собой перегородки. Отстраняясь друг от друга по самым разнообразным признакам: этническому, религиозному, политическому, имущественному, муж от жены, фирма от клиентов…
Понятие “народ” и “общий дом” теперь возникают уже только во время войны, и мы, стыдно сказать, даже гордимся этим, не содрогаясь от мысли, что тем самым фактически навлекаем на себя войны, чтобы вновь почувствовать, что мы народ, что мы — в своем доме.
А между войнами все мы, каждый из своей рукотворной камеры, тесной или просторной, дружно смотрим вверх. На правительство. И, стараясь перекричать друг друга, все его ругаем.
Шум и вопли помогают забыть неприемлемый для нашего сознания факт: большинство наших проблем мы намного быстрее и эффективнее могли бы решить “по горизонтали”. Полюбовно.
Ведь и стены между собой мы построили сами, не по указке правительства. Представьте себе, что вы за рулем…
И вот она, наша “независимость”: государство независимо — а мы своим стремлением к свободе друг от друга и неприязнью между собой делаем его уязвимым и зависимым от чужой милости. “Петля” — не позавидуешь.
Есть еще два очень дорогостоящих фактора….
Снос “перегородок неприязни” между нами сэкономит массу человеческих жизней.
Шутка сказать: за время существования государства на дорогах погибло людей намного больше, чем во всех военных конфликтах еще со времен ишува!
При чем тут “перегородки”?
Представьте себе: вы за рулем и знаете, что где бы вы ни ехали, везде переходят дорогу, едут навстречу, впереди и рядом ваши близкие, родственники и хорошие знакомые.
Проследите мысленно, как меняется ваше поведение на дороге.
Далее. Задачка на экзамене по независимости: подсчитайте, пожалуйста, количество средств — технических, людских, финансовых, а также сил, энергии, которые сейчас тратятся нами всеми на поддержание цепной реакции “независимости” друг от друга…
Вот это по-еврейски!
И все же, что получится в результате того, что мы вылечим лихорадку взаимной неприязни, перестанем “делиться отпочкованием”?
Как бы странно и дико это ни звучало, но мы станем именно теми, за кого нас принимают: сплоченной группой людей с чувством локтя между нами и ясными жизненными целями…
Мы станем “дважды независимы” — и от взаимной внутренней неприязни, тяжкий груз которой, как атмосферный столб, каждый носит на себе постоянно, и от непонятных нам обвинений недоброжелателей. Ведь нам станет абсолютно наплевать на их конспирологический бред.
Это и будет независимость “по-еврейски”.
А ведь сейчас не только мы — весь мир поражен метастазами эгоизма.
Всеобщая эгоистичность целей и поведения стала, по мнению серьезных исследователей, глобальной причиной того системного кризиса цивилизации, который, как в старом анекдоте, кого коснулся, а кому от него и вовсе каюк.
Поэтому, можно смеяться, но реальность вдруг станет похожа на сказки о “мировом владычестве евреев”: человечество ради своего спасения волей-неволей последует нашему примеру и само встроится в этот “еврейский проект”.
„Еврей” – в переводе с арамейского „освобожденный”.
То есть люди, сбросившие с себя иго чьего–то там гнета (египетского или узбекского – не имеет значения), могут именоваться евреями.
Я сбросил с себя тяжеленное ярмо нелюбви к этой нации. Таким образом, я – еврей, да еще какой! Я долго копался в себе, очень много общался с евреями, пытаясь понять их. Я их не понял.
Но полюбил всем сердцем! Я люблю эту нацию.
Люблю за неиссякаемую энергию, кипящую в ней, вечную жизненную силу, способность находить выход даже из самых-самых тупиковых ситуаций. Евреи, как яблоня: какие бы ни были непогоды, она каждый год дарит нам спелые плоды.
Как солнце, которое согревает нас своими лучами. Как маленький ручеек, который все бежит и бежит куда-то…
Я люблю поэзию этого народа, восхищаюсь его остроумием, часами могу слушать его песни, прекрасные, то безудержно веселые, то бесконечно грустные…
Я каюсь в том, что очень сильно заблуждался, я каюсь за свою ограниченность в набившем оскомину „еврейском вопросе”, я прошу прощения за притеснения, хамство, а порой за элементарное жлобство своего народа по отношению к прекрасному народу – ЕВРЕЯМ. Шалом вам, братья.
Мазл тов, дорогие…(Сокращённый вариант статьи ”Евреям, с любовью…”. Опубликовано в Женском Журнале myJane.ru, 15.08.2007 – А.З.)
Анатолий Шарий, украинский журналист, публицист zelikm.com
********
Мудрость Каббалы
ВОПРОС: Я не еврей по крови. Смогу ли я постичь мудрость каббалы? У меня есть предположение, что, по мере приближения к свету, я начну становиться евреем. В определенном, духовном смысле, конечно. Но это лишь предположение.
ОТВЕТ: Вы правы, евреем называется тот, кто стремится к переходу (в своих ощущениях) в высший мир (высший — потому что действует не на свойстве получать, эгоизме, а на свойстве отдавать). Переход – эвер, лаавор, авара – отсюда и слово еврей.
Ехуди – от слова ихуд, единение. Исраэль – от слов «яшар эль» – направленный к Творцу. Все зависит только от направления устремлений человека. Евреи – не народ, а идеологическая группа людей. Поэтому евреем может быть каждый!
You must be logged in to post a comment.