Диагноз: хроническая тревожность
….или о том, как привычка «тревожиться на всякий случай» превращается в навязчивую идею, подрывая ресурсы психики
24.11.2006 | Светлана Ория
Есть люди, общение с которыми, доставляет истинное удовольствие! И не только потому, что у них прекрасное чувство юмора, или они интересные собеседники, есть еще, нечто неуловимое, но притягательное в них самих.
Скорее это общее впечатление — с ними легко и приятно!
Ощущения легкости, естественности, непринужденности, излучение душевного тепла и света — это основная причина притяжения к таким людям. Наше подсознание выбирает контакт, в котором нет угрозы, и есть ощущение спокойствия.
Потеря внутреннего покоя или спокойствия, порождает внутреннюю тревогу, заполняющую полностью пространство душевной сферы человека, что приводит к очень тяжелым последствиям, связанными: со здоровьем, с успехом в профессиональной деятельности, в отношениях близости и другими важными темами человеческой жизни.
«Тревожный» человек, старающийся скрыть от других людей свою «особенность» — производит плохо аргументированное впечатление ненадежного, вызывает необъяснимое ощущение дискомфорта и, естественное желание дистанцироваться.
Подсознание людей реагирует защитными реакциями, если в ближнем окружении и при непосредственном общении находится тревожный человек. Тревожность распространяется, как скрытый от наблюдения «вирус», но передается на дистанции достаточно быстро, «поражая» все живое вокруг себя.
В такой ситуации, следует для себя прояснить, есть — ли реальная и объективная причина для тревоги?
Первичные признаки тревожности и развитие симптомов:
1.Неосознанно меняются интонации при разговоре, возрастает напряжение, убыстряется темп речи, не договариваются слова в конце предложения, возможно заикание (прерывистая речь, с ощущением «кома» или спазма в области горла).
— При разговоре, тревожный человек — часто жалуется и « плохо слышит» собеседника — настойчив в одностороннем контакте.
— Резкие изменения самочувствия — появляется беспричинное раздражение, повышенная возбудимость сменяется затяжной слабостью, появляется головная боль, общее недомогание.
— Беспричинное, незначительное понижение давления, холодная потливость, тремор конечностей или всего тела, скованное напряженное тело, слегка припухшее лицо, остекленевший взгляд, вытаращенные глаза.
— Появляются беспокойные движения, как будто человек не находит себе места, тревожность усиливается, если образуются промежутки свободного времени между одной деятельностью и другой — пустоты заполняются тревожными усиленными переживаниями.
— Человек не может быть один, начинает звонить родственникам или знакомым, при возбуждении хочет выйти из помещения, а при астеническом состоянии — усиливается желание лежать, изменяются другие поведенческие реакции.
— У людей, находящихся рядом с тревожным человеком, происходит неосознанное «отзеркаливание» симптомов — присоединение и подражание чужой тревожности.
Особенно восприимчивыми оказываются люди с повышенной чувствительностью, что делает их менее защищенными и более подверженными к переживаниям чужих проблем.
Они становятся невольными носителями «чужих симтомов»: изменяется расположение вашего тела в пространстве, появляются спонтанные желания переключить внимание, занять чем-то руки, «уставиться» в одну точку или выйти из контакта, который некоторое время назад имел для вас смысл.
Если вам не свойственна, привычка тревожится, то эти ощущения временные и не являются признаком лично вашей проблемы. То есть, мы становимся невольно соучастниками и носителями тревоги, пока не выходим из-под воздействия «очага» тревожных провокаций.
2.Вовремя не приостановленная тревожность, может превратиться в устойчивую привычку — тревожно реагировать на любые события, что является основанием для диагноза — «хроническая тревожность». Психологическая привычка перерастает в устойчивые расстройства психики.
Навязчивая тревожность является главной причиной депрессий, исчезновение радости и желаний, приводит к активизации невротического поведения — настойчивое желание «уклониться» от всего, что неосознанно вызывает и усиливает тревогу.
Поведенческие реакции становятся неадекватными, плохо осознаются самим человеком, он начинает ожидать возвращения тревоги, чем усиливает переживание и сам этого боится, теряя контроль.
3.Потеря контроля над своим состоянием и поведением, делает взрослого человека абсолютно беспомощным, растерянным и психологически незащищенным, что в свою очередь выражается приступами панических атак.
Именно это «следствие» приводит к необходимости стационарного лечения — психически здоровый человек, «измотавший» себя непрекращающимся беспокойством, оказывается в отделении психиатрии, где медикаментозным лечением снимают сам приступ паники, но не убирают причину, вызывающую паническую реакцию.
Современные способы лечения — выбор за вами!
Тема «тревожных состояний» и «тревожных расстройств» хорошо из учена с рождением психоанализа и лежит в основе теории «невротического поведения».
На сегодняшний день, получил широкое распространение — «биохимический поход» в решении данной проблемы, благодаря развитию фармакологии и вследствие этого, экономической выгоды — как для потребителя, так и для химической промышленности во всех развитых странах.
Люди так поверили в «абсолютную» силу лекарственного воздействия, что готовы отказаться от разумных попыток изменить причины, вызывающие симптомы тревожных реакций.
Современный рациональный выбор — «делай то, что проще и дешевле сейчас!», избавляет от необходимости думать — «что будет потом!». С точки зрения «обывателя» и «дилетанта» в вопросах собственного здоровья — проще принять таблетку, чем изменить психологическую привычку тревожиться.
Существует множество направлений и подходов к данной проблеме: два основных подхода в решении «тревожных состояний» — это медицинский, (психиатрия и невропатология) и психологический, (клиническая психология или психотерапия).
Современное отличие заключается в том, что врачи работают в основном со следствием — перед ними стоит задача снять острое состояние с яркой симптоматикой, а потом, возможно выяснение причины, если она хорошо диагностируется.
Психологи, наблюдая симптомы, пытаются выяснить причины «проблемного поведения» человека, демонстрирующего тревогу. И работая с причинами, снимают (без таблеток) обременяющие симптомы в психотерапевтическом процессе.
Современная практика по оказанию помощи при «тревожных реакциях и расстройствах» направлена на объединение способов психиатрии и психологии, эффективное лечение дается совместными усилиями двух специалистов, ведущих пациента с тяжелым комплексом причинно следственных связей.
Работа с психологом требует длительного, кропотливого, порой «ювелирного» ведения пациента и на это уходит много времени. Приступы острых состояний, между которыми существует продолжительный интервал (в этот период лучше обратиться к психотерапевту или психологу) — можно снять от полутора месяцев и до трех.
А реабилитация, восстановление нормы, стабилизация здоровых реакций — от шести месяцев — до года, а иногда и больше. Все зависит от тяжести самой проблемы, условий жизни и ресурсов (поддержка близких, время и деньги), а так же индивидуальной «скорости» при восстановлении личного контроля пациента — возвращение способности жить без посторонней помощи.
Выбор способа лечения зависит от состояния, в котором находится на данный момент человек.
Pingback:Сознание Новой Волны » Неврастения или синдром хронической усталости.
Pingback:Неврастения или синдром хронической усталости. — Психология Новой Волны