«Некоторые считают, что все кроется в разуме. Но в действительности все это пришло от окружения. Человека научили так думать, так верить, и он не имеет понятия, нa чем все это держится. И это огромная ошибка».
Карл Юнг.
****
Я начну с того, что слишком завишу от того, что про меня скажут и подумают. И вместо того, чтобы делать то, что должно, я увиливаю. Это моя вина, потому что время, которое мне отведено на самое важное, я трачу на проскакивание между шеренгами строя.
Я не знаю, что буду отвечать на Высшем суде. Мне много дано и почти ничего мною не сделано. Но, наверное, может быть сделано. Проблема в том, как правильно нужно работать с тем, что дано.
Я не сочувствую людям, я сочувствую себе. Понимаю, что это ложь, такое лицемерие: вот, я какой, а! Но что делать, если ближний для меня – понятие безвкусное?
Я про других мало что знаю, а про себя еще меньше…
У меня есть к ним вопросы, но дай Бог на вопросы к себе ответить… Но их так мало, вопросов к себе, и на них так болезненно отвечать… Чувство стыда жжет. Вот я и предпочитаю вопрошать других: мол, чего это вы так нехороши ко мне?
Одно время у меня была иллюзия, будто смогу вывернуть себя наизнанку перед собой… Исчезла… Винить других куда легче и привлекательней…
Я же себя не чувствую виноватым перед людьми, даже перед Господом Богом… Только перед самим собой. Да.
Я противен себе в том, что ощущаю, что мне было дано поручение, и я живу с ощущением неисполненного долга. Потому решил про себя: если не можешь выбраться из болота, значит, осушай. Не осушаешь — не жалуйся.
Это не покаяние интеллигента…
Интеллигент, творческая личность, отличается от других людей тем, что ищет новые формы реальности, которые те не видят. Интеллигент все время указывает пальцем всем вокруг себя, куда нужно двигаться. И при этом отказывается задавать себе очень важный вопрос: за счет чего будем все менять?
И что именно?
Меня более не устраивает ложь, разъевшая мой внутренний строй, но я не собираюсь заниматься самоуничтожением, потому что понимаю, что все зависит от меня и нечего требовать от других…
Я раньше говорил: «Надеюсь, что все изменится к лучшему». Сегодня я понял, что единственный способ, чтобы все изменилось – измениться мне самому.
Сомнение в сердце – вот что привело меня к этой исповеди. Правильно ли жить исключительно по закону: все лучшее – себе? Я не вижу возможности разрешить эти сомнения и действительно страдаю…
Это штамп – сказать, что проснулась совесть.
Скорее родилась!
Как правильно обустроить мой внутренний мир, чтобы тогда внешний лучше казался? Может быть, моих внутренних сил маловато? Может быть, их надо чем-то подпитывать снаружи?
Но как это сделать, если я не хочу внутрь никого впускать? Напрасно, наверное, но кого? И что тогда будет? Такие вопросы…
Может быть, проблема в том, что не чувствую присутствие Силы внутри? Но я неверующий. А неверующим тяжелее. Атеист живет один. И так жить «как сказать» — не то что страшно, а уж очень эгоистически, что ли…
Но я не чувствую Его…
Что делать?
Просто верить – не могу, должна быть причина…
Как говорил Пушкин: в вопросах счастья я атеист, я в него не верю. Вот и в вопросах ответственности перед другими, ответственности, распределенной на многих, я атеист.
Я в это не верю. Я вообще отталкиваю от себя веру потому, что считаю, что это чувство примитивное и недостойное в сравнении с моим разумом.
Но если так, то где найти такую реальность, чтобы ясно увидеть, что сочувствие людям, забота о них не ложь, а достижимость?
Я про необходимость жить жизнью, где есть место другому…
Ведь я не в состоянии исправить себя сам, слишком горд, чтобы считать себя испорченным. Измениться можно только с помощью других. Вместе с ними я должен сделать ревизию своему неверию в других.
Потому без веры не обойтись. Это вынужденная мера.
Если хочу идти быстро – я пойду один. Если хочу идти далеко – нужно идти вместе. Верить друг в друга означает вместе.
Я уже вижу, что говорю по-другому…
Понял, что логический подход к связи с другими ради какой-то своей цели не работает. Нужно добавить к этому «неформальный» подход, почувствовать других не в холодном разуме, а из сердца.
You must be logged in to post a comment.