— Который час?
— Без Пяти минут Осень!
Под свободой обычно эмпирически понимают «свободу выбора».
Считается, что мы свободны тогда, когда можем выбирать; и чем больше выбора, тем больше свободы. Если у человека есть свобода выбора, то свободой называется, во-первых, само наличие выбора, и во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет.
Таков эмпирический смысл термина «свобода».
Поэзия — это чувство собственного существования.
Природа не делает людей, люди делают себя сами.
Свобода — это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием
свободным явлением называется такое явление, необходимость которого и есть оно само. Необходимость!
Нечто, что делается с необходимостью внутренней достоверности или просто внутренней необходимости, и есть нечто, делаемое свободно.
Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия. И мне хотелось спросить, а что рождается из страха перед своим бессмертием (в частности — у говорившего это человека)?
Не само ли это рассуждение из него рождается и его компенсирует?
Вообще — что рождается из страха перед смыслом, который — никакой! — не воплотим во времени и пространстве? Понятно, конечно, что страшно перед установившимися отношениями бесконечности (заданной, бесконечной задачей), при том что я, конечный (в смысле: не вечно сущий), очень хрупок как часть этого установления…
Поди вбери в себя пространство и время, чтобы не кончаться! Это на абсолютном пределе доступного человеку напряжения всех своих сил. Мы разными путями можем узнать об этом. Но самый краткий — символ смерти. Так что страх здесь совершенно особый.
То, что необъяснимо (т.е без причины) болит, и есть «душа», по определению. И человек испытующий есть человек в поисках своей души
Философия — это размышления о смерти
философы считают, что человек, человеческое существо свободно в абсолютном смысле слова. Почему?
Потому что если оно зависимо или является рабом, то только — рабом своих собственных привидений, которые выросли из его собственной души. Это не мир делает его рабом — по отношению к миру человек свободен абсолютно, — корни его рабства уходят в него самого.
Человек ведь довольно беспомощное существо и может немногое. Но если что-то может, то только свобода может ему помочь. Я бы сказал, что вообще даже свободные могут немногое, а рабы уж совсем ничего не могут.
Человек не может выскочить из мира, но на край мира он может себя поставить
Экзистенциализм – это не академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений (хотя и словопрений здесь много). Это скорее способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе.
Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности. Они существенно отличаются от категорий, с которыми обычно приходится иметь дело при анализе готовых форм идеологии.
Поэтому, кстати, для экзистенциализма оказался вполне подходящим универсальный язык искусства, которым он воспользовался для массового распространения своих идей и какого не знала, пожалуй, ни одна разновидность философии.
Я думаю, вы согласитесь, что приспосабливаться к обществу — это то же самое, что в очереди вести себя прилично. Ведь молчаливый закон очереди предполагает, что каждый стоящий в ней получает что-то (если это что-то не кончается) только в зависимости от того, что не выделяется.
М. Мамардашвили
Проблема многих людей в том, что они ожидают увидеть уже готовую дорогу и только после этого отправиться в путь.
Но мир работает по другим принципам.
Дорога складывается только после того, как ты сделаешь шаг. И пусть ты не видишь ее полностью, пусть вокруг темнота и неизвестность… Но у тебя есть огонь сердца, который осветит все, куда бы ты ни пошел.
И ты не заметишь, как все начнет выстраиваться само по себе. Ты можешь преобразовать все вокруг одним своим намерением, своей смелостью и горящим огнем внутри. И тогда весь мир будет помогать тебе идти, будут выстраиваться возможности, открываться двери.
Ты хочешь готовой карты, но в этом удивительном мире не бывает готовых карт. Жизнь нельзя вместить в рамки чего-то готового. Ситуации, места, знаки, люди — все это может меняться каждое мгновение, планам и схемам никогда не угнаться за жизнью.
Есть только одна самая точная карта мира и твоей жизни.
И она у тебя в сердце (с)
You must be logged in to post a comment.