Японский метод самоизучения Найкан основан на интроспекции — исследовании и познании собственной жизни: мыслей, образов, чувств, переживаний.
Само слово «найкан» означает «взгляд внутрь», «видение себя глазом сознания».
Найкан разработан Исином Ёсимото (Ishin Yoshimoto), который утверждал: “Наш опыт жизни основан не на жизни, а на том, чему мы уделяем внимание”.
Найкан опирается на идею, что наше существование бесчисленное количество раз и бесчисленными способами поддерживается миром, в котором мы живём, однако чаще всего это принимается нами как само собой разумеющееся, без малейшей благодарности, или вообще не осознаётся вклад других людей в нашу повседневную жизнь.
Поэтому если вы ощущаете позабытость-позаброшенность, или ругаете своё окружение за неблагодарное отношение к вам, или же просто хотите стать более благодарными, то Найкан поможет вам в этом.
Применение практики пробуждает в сердце чувство благодарности к миру, к окружающим людям, событиям и явлениям. При этом появляется осознание того, как много ежедневно для нас делает мир.
Остаётся только обратиться вовнутрь себя, чтобы увидеть эту постоянную заботу мира о нас. Технику Найкан можно использовать по-разному.
Один из способов — каждый вечер посвятить несколько минут, анализируя прошедший день, отвечая на вопросы, которые предусматривает найкан.
Его вы можете выполнять вечером прямо перед сном, лёжа в постели.
Постарайтесь лечь немного раньше обычного, когда будете пребывать ещё в относительно бодром состоянии. Итак, расположитесь так, как вам удобно — сидя, лёжа. Закройте глаза.
Успокойте ум, остановите бег мыслей. Для этого можно прочитать или пропеть мантру, или же просто начать следить за своим дыханием — вдо-о-ох, вы-ы-ыдох, вдо-о-ох, вы-ы-ыдох.
Когда вы почувствуете внутреннее равновесие, задайте себе следующие три вопроса:
1. Что я сегодня получил от других?
Начните перебирать события прошедшего дня, начиная с самого раннего утра. Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей.
Улыбка любимого человека, приготовленная для вас чашка кофе, пение птиц на рассвете. А, может быть, вам уступили место в автобусе?
Или для вас придержали дверь в магазине, чтобы вы могли свободно пройти? Не анализируйте при этом мотивацию или поведение тех, кто сделал вам что-то приятное, в данном случае это не имеет значения.
Если вы отметили, что чьи-то действия принесли вам пользу, – это уже повод для благодарности.
Вспомните, выразили ли вы в момент получения этих даров свою благодарность? Заметили ли вообще этот дар?
Размышляя о прожитом дне, вы можете осознать, что окружающий мир замечает ваше существование и делает многое для того, чтобы вам было приятнее, радостнее, легче, удобнее.
Осознание этого позволит вам почувствовать сильную благодарность и у вас возникнет ответное желание быть благодарнее в ответ.
2. Что я сегодня дал другим?
Снова пересмотрите сегодняшний день, начиная с самого утра. Обратите внимание на те свои поступки, которые могут быть расценены как ваш дар окружающему миру.
Может быть, вы помыли посуду, которую должен был помыть кто-то другой? Или позвонили человеку, который давно уже хотел с вами пообщаться, но у вас не было времени это сделать?
А, может быть, вы улыбнулись сегодня кому-то, подарив ему хорошее настроение? Помогли донести сумки старушке?
Подняли коллеге самооценку, похвалив его работу? Накормили бездомную кошку? И здесь не анализируйте мотивы своих поступков.
И пусть все эти мелочи покажутся вам обыденными. Но вы можете внезапно обнаружить, что, не ожидая оваций и благодарностей, вы своими поступками внесли свой небольшой вклад в благополучие многих живых существ и таким образом сделали мир лучше.
3. Какие проблемы и неудобства своими поступками я вызвал у других?
И снова пересмотрите свой день, только теперь с точки зрения причинённых вами неудобств и неприятностей другим людям.
Этот вопрос может оказаться трудным. Зачастую мы закрываем глаза на то, что создаём неприятности окружению. Или, осуждая других, мы стараемся не замечать того, что иногда мы бываем ничем не лучше.
Говоря при этом «Пустяки, дело-то ведь житейское», — мы оправдываем себя тем, что сделали это «нечаянно», или объясняем это примерно так: «Даже не понимаю, как это вышло».
Мысленно проследив, каким образом вы доставляете другим беспокойство, вы можете почувствовать угрызения совести.
Помните, что главное в этом методе — не осуждать, не анализировать свои и чужие мотивы, не интерпретировать. Ваша основная цель – начать реалистичнее смотреть на свои поступки.
Ответы на эти вопросы очень хорошо ставят эго на место, указывая ему при этом, что существование человека на планете Земля невозможно без любви и доброты.
Эту же технику вы можете применять для того, чтобы поразмышлять над отношениями с другим человеком.
При этом вопросы будут звучать следующим образом: «Что я получил от этого человека?», «Что я дал ему?», «Какие проблемы и неудобства появились у него из-за меня?».
Заметьте, что вопрос «Какие проблемы возникли из-за этого человека у меня?» не задаётся. Все мы от природы хорошо умеем на этот вопрос отвечать, бесконечно перечисляя свои обиды и недовольства.
Чрезмерное внимание, уделяемое этому вопросу, является одной из причин ежедневных проблем и расстройств в нашей повседневной жизни.
Если вы решили пересмотреть свои отношения с другими людьми, начните с пересмотра своих отношений с родителями, особенно с мамой.
Ведь многие наши проблемы родом из детства.
А затем уже переходите к отношениям с другим человеком. В ходе этой техники у вас может появиться чувство вины и раскаяния, а также чувство огромной любви и благодарности к окружающим людям.
Если чувство вины перед каким-то человеком не покидает вас, и вы не можете выразить своё раскаяние лично ему в силу каких-то причин, то вы можете использовать техники прощения Хоопонопоно, молитвы или любые другие техники, которые позволят вам изменить своё отношение к этой ситуации.
Благодарю всех, кто был здесь и сейчас!
Пусть каждый ваш новый день был наполнен любовью и благодарностью!
You must be logged in to post a comment.