Причины самоподавления — мораль вместо нравственности
Светлана Ория
Мой комментарий к тексту — Н.Н. Моисеев, «Современный Рационализм», 1995 год., где понятия морали и нравственности перевёрнуты с ног на голову (цитату привожу ниже)
«Мораль и нравственность».
Мораль в современном мире превратилась в жёсткую систему правил, регулирующих и контролирующих общественные отношения между людьми и сообществами.
Моральные нормы могут видоизменяться в различных культурологических группах, но цель всегда та же — регуляция и контроль общественных отношений, возвращающих их в границы установленной нормы.
Совесть — это моральное включение во внутреннюю систему контроля человека, регулирующая его собственные поступки, мысли, отношения.
Совесть связана с чувством вины, как способ самоконтроля и само-наказания (….) В таком контексте чувство вины становится социальным чувством, позволяющим регулировать отношения между людьми.
А вот нравственность — это категория внутренняя, когда сам человек определяет свои ценности, несёт ответственность за свои выборы и результаты.
Формируя отношение к происходящему, нравственные ориентиры позволяют развивать чувства. К нравственности относится развитость более общего характера, как индикация внутренней культуры.
На базе нравственности человек способен воспринимать вещи и интерпретировать их, создавая картины с определяемым отношением, то есть, речь идёт больше о чувственной восприимчивости.
В этом смысле, нравственность наиболее ближе к духовному началу в человеке, так как это самая сокровенная и ощущаемая зона, самая личная и интимная.
Если мораль применять по отношению к себе так же, как она действует в социальных отношениях, то она подавляет чувства, — угнетение не даёт ощущения свободы и осознания себя, как полноценной единицы.
Человек воспринимает себя со стороны, оценивая себя, а не чувствуя себя, ибо мораль ставит под запрет свои чувства и требует внимания к чувствам других.
Морально-бытовое определение эгоизма, как раз работает в одностороннем порядке, нарушая баланс между внешним и внутренним в человеке.
«Бытовое определение эгоизма» является не чем иным, как манипулятивно-контролирующ им механизмом социума по отношению к личности, в моральном контексте: ты должен всё для других — одобряется, а для себя — осуждается.
Это пример жертвенной морали, которая культивируется общественными стереотипами, в ущерб духовного развития, которое невозможно при жертвовании собой.
В этом месте мораль вступает в конфликт с нравственностью, и внутреличностный конфликт выражается через подавление гнева, и одновременно, пытаясь сбросить моральные запреты, на себя самого.
Несбалансированное понимание и применение морали и нравственности всегда приводят сначала к внутреннему конфликту, который затем выплёскивается на улицах или в межличностных отношениях.
Любовь к самому себе, к своей душе станет целительным актом, восстанавливающим баланс. Такие люди вполне нравственны и не способны на аморальные поступки.
Мораль и нравственность — базовые понятия в традиционной европейской философской концепции, они прекрасно описаны в учебниках.
Мне странно читать под соусом дискуссии о современном рационализме вульгарный перевертыш, если не сказать безграмотность…
Светлана Ория, психолог, Израиль
Читать по теме: Светлана Ория. Ум — трёхмерная пси.программа эго. Интеллект — это божественный инструмент творения
Мой комментарий к этой цитате:
Н.Н. Моисеев, «Современный Рационализм»:
«Мораль – понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности.
От вопросов экологии, технологии, политологии мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека.
Необходимо найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний духовный мир человека превратился в его основную ценность. В этом и лежит ключ к самому главному – сохранению вида homo sapiens.»
http://www.trinitas.ru/ rus/doc/0016/001b/ 00161304.htm
**********
Pingback:Сознание Новой Волны » Светлана Ория. Ум — трёхмерная пси.программа эго. Интеллект — это божественный инструмент творения
Pingback:Сознание Новой Волны » Светлана Ория. Ум — трёхмерная пси.программа эго. Интеллект — это божественный инструмент творения
Pingback:Светлана Ория. Ум — трёхмерная пси.программа эго. Интеллект — это божественный инструмент творения | МИР В ДУШЕ
Трудность в принятии решений — возможные причины и рекомендации: