Потребность быть счастливым!

0

 

«Никому не будет хорошо рядом с вами, пока вам плохо наедине с самим собой.» (с)

 

 

12805872_834759996630492_42282204177515897_n

 

 

 

 

«Счастье – это отсутствие сожалений»:

5 цитат из Ирвина Ялома

Каково ваше кредо? О чем вы мечтаете? Что хотели бы передать своим детям? Как смерть помогает нам жить?

Психотерапевт Ирвин Ялом 

14 апреля в Высшей школе экономики при поддержке Psychologies состоялся увлекательный телемост с писателем и одним из самых знаменитых психотерапевтов современности. Представляем несколько самых интересных цитат из живого разговора с классиком.

1. Страх смерти – самый глубокий страх, и я работал над ним со множеством пациентов.

Они приходят ко мне по другому поводу, но в процессе работы глубоко внутри обнаруживается этот страх. Работа со страхом смерти и с осознанием нашей смертности – это способ пробудить себя к жизни.

В фильме «Лечение Ялома» (Yalom’s Cure, реж. Сабина Джизигер, 2014) я прошу пациентку взять лист бумаги и нарисовать на нем линию слева направо: «Начало этой линии – это ваше рождение, конец линии – это ваша смерть».

Потом я прошу ее отметить, в какой точке на этой прямой она сейчас, по ее мнению, находится. Это один из способов помочь пациентам привыкнуть к мысли, что вот она, траектория жизни, жизнь конечна и мы хотим прожить ее наилучшим образом.

2. Я много работал с пациентами, которые потеряли мужа или жену, обсуждал с ними, как они справляются с горем.

Горевание длится довольно долго, не меньше года для женщин, потерявших мужа. Нужно пройти через все важные даты в году, через все праздники: первое Рождество, первая Пасха, первый день рождения, первая годовщина свадьбы…

И каждая дата вызывает новый поток воспоминаний. Обычно, когда мы прошли по этому кругу дважды, горе притупляется.

3. Когда мне было 14 лет, у моего отца был очень серьезный сердечный приступ, и мы боялись, что он умрет.

В те годы врачи в Америке приезжали домой, и вот в три-четыре часа утра мы в ужасе ждали врача. И когда врач приехал, он потрепал меня по волосам (тогда у меня были волосы), погладил по голове и сказал, что все будет в порядке, и это меня очень успокоило.

Он вставил стетоскоп мне в уши и дал мне послушать сердце моего отца со словами «Слышишь, как отлично оно бьется? Все будет хорошо». И это принесло мне такое колоссальное облегчение, что я решил, что хочу тоже утешать и успокаивать людей. Это одна из историй, которые подтолкнули меня к решению стать врачом.

4. Когда я писал книгу «Когда Ницше плакал», я так много читал Ницше (книги, письма), что в какой-то момент стал говорить его голосом, я стал транслятором его идей.

И текст тоже стал похож на тексты Ницше: я стал употреблять некоторые его слова, стал строить фразы как он. Сейчас я бы не мог так писать, это был очень мощный опыт.

Я бы хотел назвать свои мемуары цитатой из Ницше: «Так это была жизнь? Ну что ж, еще раз!»1. Иными словами, «тогда давайте повторим». У меня нет сожалений по поводу моей жизни, я думаю, что прожил ее настолько хорошо, насколько мог.

5. Какое определение я бы дал счастью?

Я чувствую себя довольно счастливым сейчас, на этом этапе своей жизни. Думаю, для меня счастье напрямую связано с тем обстоятельством, что я мало о чем жалею. Я очень много работаю над сожалениями в терапии.

Я говорю пациенту: «Как прожить жизнь, в которой не будет сожалений? Если я увижусь с вами через год, какие новые сожаления накопятся за это время в вашей жизни?» Мое кредо – жить без сожалений.

Реализовать себя. Иметь любящие отношения с другими. Помогать другим людям, моим пациентам, помогать своим детям. Делать мир лучше. И быть наилучшим писателем, насколько это для меня возможно, но это часть самореализации.

http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/irvin-yalom-schaste-eto-otsutstvie-sojaleniy/

**********

В чем смысл жизни: вопрос,на который нет ответа?

В течение жизни каждый из нас задается множеством самых разных вопросов. Но есть один, над которым человечество бьется дольше всего.

В чем смысл жизни? – спрашиваем мы себя. И не находим ответа. Что это значит, рассказывает психолог Джеральд Шонвольф.

Философы, клирики, психологи на протяжении веков отвечали на этот вопрос, но ни один ответ не оказался универсально верным. Потому что у каждого человека свой смысл в жизни. 

Этим вопросом задавались все мировые религии, и все они по-своему на него отвечали. Иисус говорил, что смысл жизни в вере в Бога и в том, чтобы обрести царство Божие после смерти.

Будда верил, что смысл жизни состоит в том, чтобы прожить ее в гармонии, отринув желания и ненависть.

Мухаммед сказал, что жизнь доверена людям Богом, с тем, чтобы посвятить ее пониманию Бога, и это ведет к вечной жизни.

Платон заметил, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее жить». Стало быть, смысл жизни состоит в том, чтобы ее исследовать, чтобы ее постичь.

Ницше связывал смысл жизни со смертью Бога, а следовательно, с утратой веры в абсолютные моральные законы, космический порядок. Камю считал, что мы сами создаем смысл своей жизни, принимая решения.

Но никто не предложил определенного, четкого, если угодно, универсального ответа. Возможно, потому что для начала все же стоит ответить на другой вопрос, который стоит совсем рядом: «Почему мы хотим знать, в чем смысл жизни?»

Это куда более уместный вопрос, хотя бы потому, что на него можно ответить. Итак, зачем же люди вот уже на протяжении многих веков заняты поисками смысла жизни?

Да потому что никто из нас не хочет соглашаться с тем, что жизнь бессмысленна. Вместо того чтобы принять этот факт и двигаться дальше, многие люди тратят всю свою жизнь, чтобы его найти.

Они ищут его в религии, в философии, в психологии.

Люди думаю, что если они разбогатеют и станут знаменитыми, то смогут обмануть смерть. Есть безумцы, которые полагают, что они смогут победить смерть, захватив мир.

Отрицание смерти и поиск смысла жизни – это великая ложь, которая определяет жизнь множества людей на этой планете.

Отрицание, как и любой защитный механизм, имеет побочный эффект. Чем яростнее мы что-то отрицаем, тем сильнее оно наполняется смыслом. Чем больше мы отрицаем смерть, тем меньше мы замечаем, как уверенно к ней идем.

Яркий пример – сколько людей отрицают изменения в климате, несмотря на факты! Зигмунд Фрейд сказал бы на это, что мы бессознательно хотим смерти, бессознательно желаем ее нашей планете.

В восточной традиции практикуются методы глубокой медитации, где главная вещь, над которой размышляют, – смерть. Люди проводят множество часов, медитируя о своей собственной смерти.

Они буквально представляют, визуализируют, как лежат в могиле и гниют! Это потрясающе! Смысл этого действа в том, чтобы достичь состояния, в котором не будет привязанности к жизни, чтобы мы могли полностью осознать, что смертны.

Только приняв факт неотвратимости смерти, мы сможем освободиться от тяготеющей привязанности к жизни и от проблем, которые она несет.

Цепляясь за жизнь, во всем пытаясь нащупать смысл, мы приходим к ложным богам, к ложным ценностям, ложным мифам, которые ранят не только нас, но и других.

Если мы придумаем, что смысл жизни в молении Богу, то всякий, кто ему не молится, будет ниже нас. Если мы решим, что какая-то группа людей (к который мы, очевидно, принадлежим) – группа «хороших людей», то другая, очевидно, станет «группой плохих».

И то и другое ведет к напряжению и разногласиям.

Будда и его последователи не цеплялись за жизнь. Они медитировали о смерти, отказываясь от тщеславных представлений о жизни, от жажды мести, власти или славы, от зависти и соперничества.

Для тех, кто привык искать смысл жизнь с упорством маньяка, такая медитация безумна. Но для буддистских монахов безумство в том, чтобы так упорно цепляться за свою жизнь и думать, что смерть – это то, что бывает с другими.

Подробнее см. на сайте издания Psychcentral.

*********

тематическая подборка создана на сайте

«Сознание Новой Волны»

Choose your Reaction!
Оставить комментарий